Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:52, реферат
Актуальность темы исследования определяется тем, что в ходе право-либерального реформирования, происходящие в стране преобразования, породили целый ряд негативных изменений в обществе. Деиндустриализация, упадок сельскохозяйственного производства, безработица, снижение уровня доходов населения, рост неравенства, отчужденности, отсутствие действенной системы поддержки населения, привели к тому, что в обществе сформировалась значительная часть бедного населения, низший слой которого стал активно вытесняться на социальное дно.
Введение 3
Глава 1. Социальные причины бродяжничества 5
Глава 2. Психологические особенности бродяжничества 11
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Содержание
Актуальность
темы исследования определяется тем, что
в ходе право-либерального реформирования,
происходящие в стране преобразования,
породили целый ряд негативных изменений
в обществе. Деиндустриализация, упадок
сельскохозяйственного производ
Группа бездомных бродяг и попрошаек неоднородна по составу, для нее характерны отсутствие стабильных связей, взаимной поддержки, слабая степень организованности, бедность, социальная изоляция. Вытеснение из общества, лишение поддержки лиц без определенного места жительств и занятий приводит их к необратимой социальной и психологической деградации. Условия, в которые они поставлены, предопределяют высокую смертность и низкую рождаемость в их среде. Особенностью этого процесса является то, что одним из источников пополнения группы лиц без определенного места жительства и занятий выступают беспризорные и безнадзорные дети, оказавшиеся на улице вследствие распада нормативности и утраты социальных связей и навыков. Эта ситуация вызывает озабоченность в связи с тем, что в условиях депопуляции перспективная в возрастном отношении часть населения деморализована.
Сегодня актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности. Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации с положением детей, и детей отчужденных от институтов воспитания.
Изучение причин бродяжничества и попрошайничества и способов социального контроля применительно к ним основано на анализе широкого круга научной литературы. Оно опирается на труды классиков зарубежной философской мысли, которые в значительной степени подготовили теоретическую базу исследования. В их работах были рассмотрены вопросы, связанные с источником происхождения норм, регулирующих поведение человека, взаимодействие между людьми и социальными группами; обоснована необходимость нормативного регулирования; подчеркнуты изменчивый характер норм и особенности нормативных систем в различных странах.
Целью данной работы является рассмотрение бродяжничества как вида девиантного поведения.
В социологии девиаитное поведение рассматривается как социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. Отклоняющееся поведение связано с сознательным нарушением норм или ожиданий, его осуществляют здоровые в нервно-психическом плане люди, способные самостоятельно контролировать свое поведение.
Девиантное поведение детерминировано, с одной стороны обусловленностью поведения социальными условиями, ситуацией, системой отношений, сложившимися институциональными структурами, а с другой стороны зависимостью поведения от интересов, ценностей, потребностей, установок, системы мотиваций, стереотипов и других регуляторов поведения. Вместе с тем, в поведении всегда остается место спонтанности, непредсказуемости, что проявляется в условиях неравновесного положения социальной системы. Границы девиантного поведения релятивны, оно не имеет раз и навсегда заданной и однозначной оценки. Исходной в концепции девиантного поведения является понятие «норма». Многообразие норм обуславливает существование разнообразных видов девиантного поведения, одним из которых является бродяжничество и попрошайничество1.
Бродяжничество — 1) одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; 2) социально-психологические проявления патохарактерологических и иных личностных расстройств, выражающиеся в периодически возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения, в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т. п.2
Исследование бродяжничества и попрошайничества должно основываться на теоретических и методологических исследованиях бездомности с точки зрения междисциплинарного подхода, с учетом региональной специфики, а также на основе исторического опыта государственного решения проблем бездомности. Бродяжничество и попрошайничество имеет длительную историю существования и обусловлено социально-экономическими условиями, культурными нормами, традициями, отсутствием развитой системы помощи и призрения, а также субъективными предпосылками. На разных этапах развития российского общества бродяжничество и попрошайничество встречало под влиянием исторического опыта и культурного наследия страны неоднозначное отношение - от сочувственного, созвучного христианским традициям милосердия до нетерпимого.
Установление объективных причин роста бродяжничества и попрошайничества важно, так как их устранение является стратегической задачей в деятельности государства, в противном случае новые отряды будут пополнять социальное дно. Выработка стратегии не отменяет необходимости решения тактических задач, связанных с определением необходимых мер по оказанию экстренной помощи лицам без определенного места жительства3. Важнейшей задачей является определение границ этой помощи и определение критериев ее эффективности.
Курс России на построение
социального государства
В силу внутренних
особенностей, социальных потребностей
и конкретных общественно- политических
обстоятельств как европейская,
так и отечественная
Историческая практика России, опыт зарубежных стран свидетельствуют о том, что склонность к указанному виду девиантного поведения в ряде случаев является следствием добровольного выбора. В отношении к данной категории следует определить общественную позицию, которая должна основываться как на осознании социальной угрозы, которые несут бродяги и попрошайки, так и на готовности нести затраты по их содержанию. Отказ от репрессивно принудительных мер, поворот к социальной превенции и либеральной модели социального контроля не устраняет необходимости определить приемлемые меры социального воздействия и применять их по отношению к трудоспособным людям, занимающимся попрошайничеством5.
Государственная
концепция предупреждения бездомности,
улучшения положения и
Проблема профессионального нищенства и бродяжничества наравне с другими формами девиантного поведения является острой, но вследствие интегративности и нечеткости границ не должна трактоваться только как общественно опасная, она требует специального комплексного подхода.
Проблема лиц без
Причины бродяжничества и попрошайничества, а так же степень распространенности этого явления во многом связаны с особенностями деятельности основных институтов общества и с социальной политикой государства. Историческая практика показала, что только борьба с бедностью, безработицей, пьянством населения с одной стороны, организованный учет, наличие специальных организаций, занимающихся прицельной работой с этой категорией населения, создание сети социальных учреждений с другой стороны, позволяют сократить уличное нищенство и бродяжничество6. Положительные результаты достигаются в результате совместных усилий государства, церкви, общественных организаций, частных лиц. Либерализация социального контроля не сопровождается сокращением масштабов нищенства и бродяжничества, поэтому полный отказ от использования репрессивно-принудительных санкций был признан неэффективным.
Социально-регулятивное воздействие
применительно к бродяжничеству
и попрошайничеству в России было
связано с реализацией
Отношение к бродяжничеству и попрошайничеству при социализме претерпело определенную эволюцию от рассмотрения бродяг и попрошаек в качестве «жертв ненормальностей общественных отношений», до оценки их как проявления «социального паразитизма», тунеядства. В стране была предпринята попытка минимизировать и в перспективе устранить указанный вид девиантного поведения с помощью мер государственного регулирования7.
Важность, придаваемая борьбе с бродяжничеством и попрошайничеством была связана с тем, что она рассматривалась как одно из условий сокращения преступности. Применение репрессивных санкций за занятие бродяжничеством, попрошайничеством не позволяла этому контингенту обнаруживать себя публично. Вместе с тем, несовершенство нормативной системы способствовало воспроизводству указанной категории населения. Применение принудительно-ограничительных мер сочеталось с мерами профилактического, упреждающего характера. Система неформального, косвенного контроля действовала и поддерживала формальный контроль.
Осуществленный в 1990-е годы переход к рыночной экономике потребовал внедрения демократических процедур взамен ранее широко практиковавшихся репрессивных методов. Законодательство, нормативные положения были приведены в соответствие с принятыми международными нормами. Статьи, предполагающие уголовную ответственность за занятие попрошайничеством и бродяжничеством, были отменены. Лица без определенного места жительства получили возможность самостоятельно на основе принципа добровольности обращаться за помощью в органы социальной защиты населения. Вместе с тем, практика внедрения рыночных механизмов и демократических институтов в России обнаружила, что возникло множество непредвиденных последствий, слишком высокими оказались социальные издержки реформ8. Массовое обнищание населения привело к формированию обширного социального дна.
Так, отношение закона к бродяжничеству различалось в разных странах и в разные времена. Оно могло считаться уголовным преступлением, мелким правонарушением или же просто асоциальным явлением, которое способствует вовлечению в преступную деятельность, но само по себе нарушением закона не является. Различались и юридические определения этого понятия, признаки, по которым человека можно было отнести к бродягам. Процесс выработки государственной концепции предупреждения бездомности, улучшения положения и ресоциализации лиц без определенного места жительства еще не завершен. Решение проблемы связано с достижением стратегических задач, связанных с обеспечением стабилизации положения внутри страны, ее модернизации, ростом народного благосостояния, развитием местного самоуправления, усилением юридической защиты населения, оздоровлением нравственной обстановки в обществе. Стремление к достижению стратегических задач не отменяет задачу оказания помощи людям, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации, разработки программ их социальной и трудовой адаптации. В связи с тем, что масштабы, динамика и острота проблемы бездомности различны в разных районах страны признано целесообразным осуществлять выработку региональных моделей оказания помощи бездомным.
Проблема бродяжничества
рассматривается многими
Информация о работе Бродяжничество как вид девиантного поведения