Автор: e**************@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 19:17, реферат
Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.
Введение.......................................................................................................2
Глава I. Эволюция семьи от института к группе......................................4
Глава II. Сущность, структура, функции семьи.......................................7
Глава III. Брак и семья сегодня.................................................................14
§ 1.3. Развод как социальное явление................................................15
§ 2.3. Пути возрождения и укрепления семьи..................................18
Заключение.................................................................................................23
Литература..................................................................................................26
Содержание
Введение......................
Глава
I. Эволюция семьи от института к
группе........................
Глава
II. Сущность, структура, функции семьи.................
Глава
III. Брак и семья сегодня...............
§
1.3. Развод как социальное явление.......................
§
2.3. Пути возрождения и укрепления семьи.........................
Заключение....................
Литература....................
Введение
Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности.
С теоретической точки зрения объективно-дистантное рассмотрение семьи не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий «зеркало статистики», кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа «крепка семья — крепка держава» и наоборот. Необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов — ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса.
Этот подход позволяет абстрагироваться от многих тривиальных аспектов темы, от всех проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения (дефиниции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др.), отвлечься от сколько-нибудь полного обзора результатов конкретно-социологических исследований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений. Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может создавать иллюзию того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изыскания является, чуть ли не единственным критерием научности в социологии. Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реализован посредством эмпирии, ибо, не будучи саморазвивающейся системой, семья сама в себе не содержит большую часть того материала, который мог бы послужить для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно произойти.
Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно включена в рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии, сексологии (список можно продолжить). Социология видит семью как особую целостность, и эта ее заинтересованность в исследовании семьи как целого, как системы ставит социологию в особое к ней отношение, ибо системное, целостное рассмотрение предполагает интеграцию всех знаний о семье, а не выделение своего (наряду с другими) аспекта.
Вопрос
о роли семьи в обществе центральный
в осмыслении семейной проблематики.
Но о какой семье следует вести речь? О
современной. Той, которая явилась продуктом
длительного развития человечества и
которую можно отнести к современной не
только в историческом времени, одинаковом
для всех, но и в социальном, отсчитывающем
также и скорость общественных преобразований.
Сознавая нечеткость выдвигаемого критерия
современного, целесообразно отметить,
что в пределах этой неопределенности
он все же работает и позволяет, например,
патриархальный тип семьи не причислять
к современным.
Глава I. Эволюция семьи от института к группе.
Социология семьи является одной из интенсивно развивающихся социологических специализированных теорий второй половины ХХ века. В каждой стране есть свои лидеры в исследовании современной семьи. К примеру: У. Гуд в США, Р. Кениг в ФРГ, Р. Флетчер в Англии, Л. Руссель во Франции, А. Хорчев в России. Несмотря на разные теоретические подходы в изучении семьи, они выражают активную обеспокоенность кризисным состоянием моногамии, ссылаясь при этом на одни и те же факты: увеличение числа одиноких мужчин и женщин, рост разводов, снижение уровня рождаемости, рост числа неполных семей, активизацию добрачных и внебрачных сексуальных связей и т.п. Однако исследователи различных аспектов семейно-брачных отношений не ставят вопрос о крахе семьи. Речь, по их мнению, идет о том, что современная семья, особенно в условиях крупных городов, находится в стадии интенсивных изменений, переживает переходное состояние от насильственной, патриархальной к добровольной, эгалитарной моногамии. Главное направление эволюции современной семьи - ее трансформация от института к группе. Это означает, что в современной семье происходит ослабление экономической функции, главным в ней становится психологическая атмосфера, личностное взаимодействие супругов. Такая семья в зарубежной социологии получила различные названия: "брачная", "товарищеская", "партнерская" семья. В отечественной социологии формирующаяся новая семья называется "супружеской". Это семья, в которой основная ось отношений определяется не родством и родительством, а брачностью, с непременной акцентацией личных аспектов 1. Супружеская семья, безусловно, продолжает быть социальным институтом, ибо в ней по-прежнему ведется домашнее хозяйство, рождаются и воспитываются дети, однако супружеская семья является в большей мере социально-психологической группой, где на первое место выходит эмоциональное взаимодействие супругов.
Глубинной причиной эволюции семьи от института к группе является, во-первых, изменение традиций заключения брака, переход от закрытой к открытой системе выбора брачного партнера. До середины Х!Х века в России действовала традиция заключения брака "по сговору родителей" с помощью сватовства. Так называемые браки "самокруткой", т.е. по личной договоренности жениха и невесты без предварительного согласия родителей встречаются редко. К таким союзам общественное мнение относилось враждебно, считая их противозаконными и безнравственными. Во второй половине ХIХ века почти повсеместно зарождается новый предбрачный ритуал: молодые люди сами договариваются о женитьбе, но обязательно уведомляли об этом родителей, их мнение по-прежнему имело первостепенное значение2.
В
настоящее время сговор родителей,
сватовство, непременное их согласие
на брак - все это ушло в прошлое.
Итак, первая глубинная причина
Главное
противоречие состоит в том, что у женщин,
получивших много прав, появилось значительно
больше обязанностей. Современная женщина,
совмещая семейно-бытовые и профессиональные
роли предельно перегружена. К традиционным
семейно-бытовым ролям добавились и совершенно
новые: распорядитель бюджета, организатор,
психотерапевт, главный воспитатель. Таким
образом, с одной стороны, в результате
эмансипации женщин современная семья
значительно изменила свой облик, превратившись
в добровольный, эгалитарный союз. С другой
стороны, отсутствие реальных условий
гармоничного сочетания профессиональных
и семейных ролей привело к негативным
явлениям в области семейно-брачных отношений:
росту разводов, падению рождаемости,
детской смертности, асоциальному поведению
подростков и т.п. Назрела необходимость
поставить российскую женщину материально
и социально в совершенно другие условия,
чтобы она имела возможность выбора (реальную,
а не декларативную): посвятить ли себя
только дому, уйти только в профессиональную
карьеру или совмещать то и другое3.
Прочность старой семьи держалась на женской
зависимости. В патриархальной семье вполне
обычен был стабильный брак при полной
неудовлетворенности отношениями между
супругами. Стабильность же супружеской
семьи поддерживается исключительно гармонией
семейных отношений: нет гармонии - брак
распадается. Таким образом, в современной
семье, с одной стороны, неизмеримо повышается
"удельный вес" психологической гармонии,
с другой - психологических коллизий и
конфликтов.
Глава
II. Сущность, структура
и функции современной
семьи.
Семья — малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж и жена, родители и дети, другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности4.
Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69% семей состоят из супругов с детьми. За период между переписями с 1970 по 1979 г. в СССР было заключено примерно 23 млн. браков и оформлено около 7 млн. разводов. В 80-х гг. ежегодно заключалось 2,7 млн. и в то же время расторгалось 900 тыс. брачных союзов. Ежегодно без отца остается примерно 300 тыс. детей5. Следует отметить еще одну особенность советских семей: если в 1959 г. 10% всех семей были национально-смешанные, то в 1979 г. их стало уже 15% 6.
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из 2-х детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
Сейчас средняя семья в России состоит из 3,2 человека. Этот показатель существенно различается в зависимости от региона бывшего СССР. Наибольший показатель имеет население Таджикистана и Азербайджана (средняя численность детей составляет 5—6 человек), а наименьший показатель — население стран Прибалтики, Белоруссии. Здесь значительный удельный вес занимает семья с одним ребенком. Наличие единственного ребенка характерно для большинства городских семей.
И хотя в 80-х гг. количество таких семей уменьшилось, даже простое воспроизводство находится под угрозой. Пока этот процесс не остановлен, сохраняется вполне реальная возможность депопуляции населения в ряде регионов страны.
На репродуктивную функцию семьи негативно влияют разводы, поэтому общество не может безучастно относиться к этому явлению. Огромное значение придается здоровью супругов, их способности к воспроизводству самих себя. Как свидетельствует статистика, до 15% семей страдают бесплодием, причем 40% из них по причине бесплодия мужа. В то же время увеличение двух-, трехдетных семей сдерживается не только личными устремлениями супругов, но и экономическими условиями и правовыми положениями. Именно последние факторы и явились причиной того, что в 1997 г. смертность превысила рождаемость в России.
Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и эмоциональной, психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность — основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.
Оптимизировать
процесс самоопределения
Что касается хозяйственно-потребительской функции семьи, то она охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни.