Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:20, курсовая работа
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие семьи и брака………………………………………………………..5
2. Функции семьи и брака………………………………………………………10
3. Семья и брак. Её исторические формы……………………………………..16
4. Виды брака…………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...28
древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным; еще в XIX в.
Около 5% индусов жили в полигамном браке; примерно такое же
распространение имело многоженство и у буддистов. Христианство
вначале не запрещало полигамию, еще в раннем средневековье
некоторые короли и князья, в частности род Меровингов, имели по 2
жены. Однако впоследствии почти все церкви и секты резко осудили
многоженство; лишь отдельные секты (анабаптисты и особенно мормоны),
опираясь на Библию, проповедовали полигамию, но даже у мормонов в
полигамном браке состояло лишь около 7% мужчин. По существу,
единственной из мировых религий, последовательно поддерживающей
полигамию, является ислам; Коран разрешил мусульманину иметь до 4
законных жен, не считая наложниц-рабынь, число которых у отдельных
богатых мусульман измерялось десятками и даже сотнями. Впрочем, и
среди мусульман полигамия, видимо, никогда не была господствующей
формой брака.
Одной из причин полигамии является диспропорция полов -
значительное численное преобладание женщин, связанное потерями мужчин
в межплеменных и прочих войнах; иногда мужчины покорённого народа
подвергались почти полному истреблению, а женщины становились женами
и наложницами победителей. Характерно, что в Африке еще в
середине XIX в. Среди большинства народов преобладали женщины; у
баганда и некоторых других племён банту, а также в ряде районов
Мадагаскара на каждого мужчину приходилось по 3-4 женщины. Сильная
убыль мужчин иногда заставляла прибегать к полигамии и более
развитые народы. Показательно в этом отношении, что в 1650 г.,
вскоре после окончания Тридцатилетней войны, унёсшей многих мужчин,
окружной совет Нюрнберга принял резолюцию, позволяющую мужчинам
иметь по 2 жены. Важной причиной полигамии являлась бездетность
первой жены, а у народов с патриархальными традициями - рождение ею
только девочек. Так, у бахайя (Южная Африка) в случае бесплодия
жены её семья должна была дать в жены младшую сестры или другую
близкую родственницу первой жены, причем и первая жена обычно
оставалась в хозяйстве мужа. Немаловажную роль играло стремление
мужчин увеличить удовольствие от половых сношений, особенно если
первая жена была старше мужа или быстро старела от тяжелой
работы, болезней и т.п. Большое, а часто и главное значение имели
социально-экономические стимулы полигамии, так как у многих народов
женщины выполняли основные трудоёмкие работы в поле и в домашнем
хозяйстве, а число жен нередко являлось своего рода показателем
социального положения или ранга мужчины.
Можно считать установленным,
отрицательное влияние на репродуктивность из-за уменьшения частоты
половых сношений; половая активность мужчины, имеющего несколько
жен, обычно повышается, однако она не может возрастать
пропорционально их числу. Следует также учесть, что полигамные
браки сильнее распространены среди мужчин среднего и пожилого
возраста, чем среди более активных в половом отношении молодых
мужчин. Всё это усугубляется неравномерным вниманием мужа к своим
женам; даже среди мусульман мужья часто уклоняются от предписанного
исламом равного внимания к женам и проводят ночи преимущественно
с одной, любимой женой. Ограничение брачно-половых отношений, в
частности послеродовое воздержание, в полигамных браках, как
правило, значительно длиннее, чем в моногамных. Всё это удлиняет
интервал между очередными зачатиями.
Справедливости ради следует сказать и о некоторых
положительных сторонах полигамии. Многоженство, особенно в случаях,
когда за жену требуется выкуп, обычно по силам лишь состоятельным
мужчинам, поэтому полигамные семьи обычно более Зажиточны, женщины
в них меньше загружены работой, чем в моногамных (нередко первая
жена сама просит, чтобы муж взял вторую жену), что благоприятно
сказывается на их здоровье и может положительно влиять на
репродуктивность. Иногда в полигамных браках частота половых
сношений даже возрастает по сравнению с моногамными.
Третья форма брака - полиандрия (многомужество) - по сравнению с
полигинией представляет собой гораздо более редкое явление.
Известны случаи полиандрии у некоторых индейских племён Северной
Америки, среди эскимосов и на Маркизских островах. Область
сравнительно широкого бытования полиандрии - Тибет, Гималаи и
некоторые районы Южной Индии. При полиандрии, все мужья являлись
кровными братьями; если у женщины имелись сёстры, то они нередко
становились также женами братьев; в этом случае полиандрия
приобретала форму группового брака. В жилище женщина, как правило,
имела отдельную спальню и посещалась мужьями в установленную ночь;
дети обычно принадлежали старшему мужу-брату.
К причинам полиандрии следует отнести прежде всего нехватку
женщин, обусловленную пренебрежительным отношением к девочкам, и
связанной с этим их повышенной смертностью.
Влияние полиандрии на репродуктивность не изучено, но можно
предположить, что оно скорее отрицательное, нежели положительное. Во
всяком случае нет никаких данных о том, что в районах
распространения
полиандрии рождаемость выше.
В ХХ в. и особенно с середины столетия распространённость
полигамии сильно уменьшилась; в Египте, например, к 1960 г. она
охватывала менее 3% семей. В некоторых мусульманских странах
(Пакистане, Турции и др.) полигамия ограничена специальными законами
и существует главным образом в скрытых формах. Полиандрия также
почти всюду уступила место моногамии и встречается лишь как
пережиток. Известную роль в этом отношении сыграло законодательное
запрещение умерщвления новорожденных девочек, что привело к
смягчению прежней диспропорции полов.
В Европе и других развитых в социально-экономическом
отношении регионах мира дальнейшая эволюция моногамной семьи шла по
пути замены
патриархального брака таким
женщина становится уже равноправным членом семьи. Этот процесс
развернулся в эпоху капитализма преимущественно в пролетарских
семьях, в связи со все большим втягиванием женщин в общественное
производство; постепенно он захватил и другие слои общества,
отразившись в законах об имущественном равноправии женщин, о
представлении им избирательных прав и т.п. Однако эта новая, так
называемая эгалитарная, форма брака и семьи, идущая на смену
патриархальным семейно-брачным отношениям, смогла полностью оформиться
и утвердиться
лишь в социалистических
странах.
Семья - это сплав 3 любовей: супружеской, родительской и
детской. Любовь не отделима от долга, верности, самодисциплины ,
общности интересов и целей, ответственности, взаимного уважения,
гордости друг за друга.
Хорошая семья - один из важнейших компонентов человеческого
счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя
образование семьи, вступление в брак регулируется правом, всё же
ведущее место в нём принадлежит морали. Нравственные нормы,
регулирующие семейные противоречия, просты, но ёмки по содержанию.
Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание
равенства между супругами, недопустимость подчинения одного из них
другому или попыток командования другим; забота и чуткость в
отношениях между супругами и всеми членами семьи; любовь к детям,
воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни;
тактичности и разрешении встречающихся в семье противоречий;
взаимопомощи во всех видах деятельности, в том числе в бытовом
труде.
Требования взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов -
основа, от которой зависит решение многочисленных больших и малых
вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в
столкновении различных интересов, мнений, позиций и т.д. и т.п.
Равенство между супругами как основа их взаимного уважения и дружбы
зависит не только от убеждения его справедливости. Это требование
часто подвергается испытаниям, особенно в случаях большого разрыва
в уровне духовного, политического и нравственного развития супругов
и различия их общественного положения. Вот почему равенство в
семье требует участия обоих супругов в общественно-полезном труде,