Брак и семья. Формы брака

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие семьи и брака………………………………………………………..5
2. Функции семьи и брака………………………………………………………10
3. Семья и брак. Её исторические формы……………………………………..16
4. Виды брака…………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

ККР.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

древности Риг-Ведой  и, по-видимому,  считалось  обычным;  еще  в   XIX   в.

Около  5%   индусов   жили   в   полигамном   браке;   примерно   такое   же

распространение   имело   многоженство   и   у    буддистов.    Христианство

вначале   не   запрещало   полигамию,    еще    в    раннем    средневековье

некоторые  короли  и  князья,  в  частности  род  Меровингов,  имели  по   2

 жены.  Однако  впоследствии  почти  все   церкви  и  секты   резко   осудили

многоженство;  лишь  отдельные  секты  (анабаптисты  и  особенно   мормоны),

 опираясь  на  Библию,  проповедовали   полигамию,  но  даже  у  мормонов   в

 полигамном  браке   состояло   лишь   около   7%   мужчин.   По   существу,

единственной   из   мировых    религий,    последовательно    поддерживающей

полигамию,  является  ислам;  Коран разрешил  мусульманину   иметь   до   4

законных  жен,  не  считая  наложниц-рабынь,  число  которых   у   отдельных

богатых  мусульман  измерялось  десятками  и  даже   сотнями.   Впрочем,   и

среди  мусульман  полигамия,  видимо,   никогда   не   была   господствующей

формой  брака.

       Одной   из   причин   полигамии   является   диспропорция   полов   -

значительное  численное  преобладание  женщин,  связанное  потерями   мужчин

 в  межплеменных  и  прочих  войнах;  иногда  мужчины   покорённого   народа

подвергались  почти  полному  истреблению,  а  женщины  становились   женами

  и   наложницами   победителей.   Характерно,   что   в   Африке   еще    в

середине  XIX  в.  Среди  большинства   народов   преобладали   женщины;   у

баганда  и  некоторых  других  племён  банту,  а  также   в   ряде   районов

Мадагаскара  на  каждого  мужчину  приходилось  по  3-4   женщины.   Сильная

убыль   мужчин   иногда   заставляла   прибегать   к   полигамии   и   более

развитые  народы. Показательно  в этом   отношении,   что   в   1650   г.,

вскоре  после  окончания  Тридцатилетней  войны,  унёсшей   многих   мужчин,

окружной   совет   Нюрнберга   принял   резолюцию,   позволяющую    мужчинам

иметь  по  2  жены.   Важной   причиной   полигамии   являлась   бездетность

первой  жены,  а  у  народов  с  патриархальными  традициями - рождение   ею

 только  девочек.  Так,  у  бахайя  (Южная   Африка)   в   случае   бесплодия

жены  её  семья  должна  была  дать  в  жены  младшую  сестры   или   другую

близкую  родственницу   первой   жены,   причем   и   первая   жена   обычно

оставалась  в  хозяйстве   мужа.   Немаловажную   роль   играло   стремление

мужчин  увеличить  удовольствие    от  половых   сношений,   особенно   если

первая   жена   была   старше   мужа   или   быстро   старела   от   тяжелой

работы,  болезней  и  т.п.  Большое,  а  часто  и  главное  значение   имели

 социально-экономические   стимулы  полигамии,  так   как  у  многих   народов

 женщины   выполняли  основные  трудоёмкие  работы  в поле  и   в   домашнем

хозяйстве,  а  число  жен   нередко   являлось   своего   рода   показателем

социального  положения  или  ранга  мужчины.

      Можно  считать  установленным,  что  полигамия   оказывает   в   целом

отрицательное  влияние  на   репродуктивность   из-за   уменьшения   частоты

половых   сношений;   половая   активность   мужчины,   имеющего   несколько

жен,    обычно    повышается,    однако    она    не    может     возрастать

пропорционально   их   числу.   Следует   также   учесть,   что   полигамные

браки   сильнее   распространены   среди   мужчин   среднего   и    пожилого

возраста,  чем  среди   более   активных   в   половом   отношении   молодых

мужчин.  Всё  это  усугубляется  неравномерным  вниманием   мужа   к   своим

женам;  даже  среди  мусульман  мужья  часто  уклоняются  от   предписанного

 исламом   равного  внимания  к  женам   и   проводят   ночи   преимущественно

с  одной,   любимой   женой.   Ограничение   брачно-половых   отношений,   в

частности   послеродовое   воздержание,    в    полигамных    браках,    как

правило,  значительно  длиннее,  чем  в   моногамных.   Всё   это   удлиняет

интервал  между  очередными  зачатиями.

        Справедливости    ради    следует    сказать    и    о     некоторых

положительных  сторонах  полигамии.  Многоженство,   особенно   в   случаях,

когда  за  жену  требуется  выкуп,  обычно  по  силам   лишь   состоятельным

мужчинам,  поэтому  полигамные  семьи  обычно   более   Зажиточны,   женщины

в  них  меньше  загружены  работой,  чем  в   моногамных   (нередко   первая

жена  сама  просит,  чтобы  муж  взял   вторую   жену),   что   благоприятно

сказывается   на   их   здоровье   и   может    положительно    влиять    на

репродуктивность.   Иногда   в    полигамных    браках    частота    половых

сношений  даже  возрастает  по  сравнению  с  моногамными.

      Третья  форма  брака - полиандрия  (многомужество) - по  сравнению   с

  полигинией   представляет   собой   гораздо    более    редкое    явление.

Известны  случаи  полиандрии   у   некоторых   индейских   племён   Северной

Америки,   среди   эскимосов   и    на    Маркизских    островах.    Область

сравнительно   широкого   бытования   полиандрии  -   Тибет,    Гималаи    и

некоторые  районы  Южной  Индии.  При   полиандрии,   все   мужья   являлись

кровными  братьями;  если  у  женщины  имелись  сёстры,   то   они   нередко

становились   также   женами   братьев;    в    этом    случае    полиандрия

приобретала  форму  группового  брака.  В  жилище  женщина,   как   правило,

имела  отдельную  спальню  и  посещалась  мужьями  в   установленную   ночь;

дети  обычно  принадлежали  старшему  мужу-брату.

      К  причинам  полиандрии  следует   отнести   прежде   всего   нехватку

женщин,   обусловленную   пренебрежительным  отношением   к   девочкам,   и

связанной  с  этим  их  повышенной  смертностью.

      Влияние  полиандрии  на  репродуктивность   не   изучено,   но   можно

предположить,  что  оно  скорее  отрицательное,  нежели  положительное.   Во

  всяком   случае   нет   никаких   данных   о   том,    что    в    районах

распространения  полиандрии  рождаемость  выше. 

      В  ХХ  в.  и   особенно   с   середины   столетия   распространённость

полигамии  сильно  уменьшилась;  в  Египте,  например,   к   1960   г.   она

охватывала   менее   3%   семей.   В   некоторых    мусульманских    странах

(Пакистане,  Турции  и  др.)  полигамия   ограничена  специальными   законами

 и  существует  главным  образом  в   скрытых   формах.   Полиандрия   также

почти   всюду   уступила   место   моногамии   и   встречается   лишь    как

пережиток.  Известную    роль  в  этом  отношении  сыграло   законодательное

  запрещение   умерщвления   новорожденных   девочек,    что    привело    к

смягчению  прежней  диспропорции  полов.

      В     Европе   и   других    развитых    в    социально-экономическом

отношении  регионах  мира  дальнейшая  эволюция  моногамной  семьи  шла   по

 пути  замены  патриархального  брака  таким   брачным  союзом,   в   котором

женщина   становится   уже   равноправным   членом   семьи.   Этот   процесс

развернулся   в   эпоху   капитализма   преимущественно    в    пролетарских

семьях,  в  связи  со  все  большим  втягиванием   женщин   в   общественное

производство;   постепенно   он   захватил   и   другие    слои    общества,

отразившись   в   законах   об   имущественном   равноправии    женщин,    о

представлении  им  избирательных  прав  и  т.п.  Однако   эта   новая,   так

называемая   эгалитарная,   форма   брака   и   семьи,   идущая   на   смену

патриархальным  семейно-брачным  отношениям,  смогла  полностью   оформиться

 и  утвердиться   лишь  в  социалистических  странах. 

      Семья  -  это   сплав   3   любовей:   супружеской,   родительской   и

детской.  Любовь  не  отделима   от   долга,   верности,   самодисциплины  ,

общности   интересов   и   целей,   ответственности,   взаимного   уважения,

гордости  друг  за  друга.

      Хорошая  семья  -  один   из   важнейших   компонентов   человеческого

счастья.  В   хорошей,   крепкой   семье   заинтересовано   общество.   Хотя

образование  семьи,  вступление  в  брак   регулируется   правом,   всё   же

ведущее   место   в   нём   принадлежит    морали.    Нравственные    нормы,

регулирующие  семейные  противоречия,  просты,  но   ёмки   по   содержанию.

Вот  основные  из   них:  взаимная   любовь   между   супругами;   признание

равенства  между  супругами,  недопустимость  подчинения   одного   из   них

другому   или   попыток   командования   другим;   забота   и   чуткость   в

отношениях  между  супругами  и  всеми  членами  семьи;  любовь   к   детям,

 воспитание  и  подготовка  их  к   трудовой   социально   полезной   жизни;

тактичности   и   разрешении    встречающихся    в    семье    противоречий;

взаимопомощи  во  всех  видах  деятельности,   в   том   числе   в   бытовом

труде.

      Требования  взаимной  любви,  равенства  и  взаимопомощи   супругов  -

основа,  от  которой  зависит  решение  многочисленных   больших   и   малых

вопросов,   ежедневно   возникающих    в    семье    и    проявляющихся    в

столкновении  различных  интересов,  мнений,   позиций   и   т.д.   и   т.п.

Равенство  между  супругами  как  основа  их  взаимного  уважения  и  дружбы

зависит  не  только  от  убеждения  его   справедливости.   Это   требование

часто  подвергается  испытаниям,  особенно  в   случаях   большого   разрыва

в  уровне  духовного,  политического  и  нравственного   развития   супругов

и  различия  их   общественного   положения.   Вот   почему    равенство   в

семье  требует  участия  обоих  супругов   в   общественно-полезном   труде,

Информация о работе Брак и семья. Формы брака