Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:20, курсовая работа
Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жизни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие семьи и брака………………………………………………………..5
2. Функции семьи и брака………………………………………………………10
3. Семья и брак. Её исторические формы……………………………………..16
4. Виды брака…………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………………………...28
3. Семья и брак. Её исторические формы.
Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль играет семья
в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох , начиная
с самой древности. Семью, её происхождение, сущность изучают
многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право,
этика, политология, история и другие. Любое определение семьи, с
точки зрения какой-либо науки, будет неполным. По существу семья
представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и
детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую
исторически определённую организацию. Её основные признаки: а)
брачные или кровно родственные связи между всеми её членами, б)
совместное проживание в одном помещение, в) общий совместный
бюджет. Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не
выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж
четки: сколько времени нужно проживать совместно - одну неделю или
несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов
семьи включает весь семейный бюджет и т.д.
Кратко рассмотрим историческую
эволюцию форм брака и
семьи.
Первобытные люди, как и их обезьяноподобные предки, активно
включались в процесс размножения, подчиняясь инстинктам, вероятно,
сразу же после достижения половой зрелости. Распространено мнение,
что на начальном этапе развития первобытные люди группировались в
небольшие (из 20-30 взрослых членов ) и малоустойчивые коллективы,
называемые стадом или ордой, причем внутри каждого из таких стад
бытовали неупорядоченные половые отношения, или промискуитет.
Существует и другая точка зрения, согласно которой первобытное
человеческое стадо унаследовало от предшествовавших ему объединений
обезьян так называемую гаремную семью со свойственной ей
регламентацией
половой жизни.
собственно человеческого общества приурочивается к стадии становления
родового строя, появления коллективов, связанных происхождением от
одного предка. Полагают, что из-за неустойчивости в то время
брачных связей и трудности установления отцовства наибольшее
распространение вначале получил счет родства по материнской линии
(материнский род), который позже сменился патрилинейным родством
(отцовским родом). Наряду с однолинейным счетом родства (только по
матери или отцу) важным признаком рода был обычай экзогамии, т.е.
запрещения брачно-половых связей между мужчинами и женщинами,
являющимися членами одного рода. Происхождение этой регламентации
половых связей полностью не выяснено; гипотеза о том, что оно
было введено для избежания вредного последствия браков между
родственниками (инбридинга) в настоящее время отклоняется как
надуманная.
Вместе с появлением в первобытном обществе родовой организации
возникает брак и семья - особые социальные институты, призванные
регулировать отношения между полами, между родителями и детьми и
т.д.
Первой формой брака обычно считается дуально-родовой групповой
брак, при котором все мужчины одного рода являлись потенциальными
мужьями всех жен другого рода. Как показали этнографические
наблюдения над аборигенами Австралии и некоторыми другими отставшими
в своём развитии родоплеменными общностями, такой брак чаще всего
конкретно проявлялся в существовании парных семей - более или менее
длительного, сравнительно легко заключаемого и легко расторжимого
союза одного мужчины с одной женщиной, причем оба супруга
сохраняли право на связь с «дополнительными» женами или мужьями,
состоящими или не состоящими в парных семьях. Парная семья, хотя
и обладала некоторыми хозяйственными функциями, еще не являлась
отдельной экономической ячейкой; муж и жена сохраняли тесные связи
со своими родами, а иногда и оставались жить со своими
сородичами, встречаясь друг с другом лишь для половых сношений
(дети в этом случае обычно оставались в роду матери). В ходе
дальнейшего развития общества групповой брак стал ограничиваться
более узким кругом лиц, например только братьями основного мужа и
сёстрами основной жены, а затем и вообще исчез, сохранившись лишь
в некоторых, иногда искаженных пережиточных формах (известное,
например, у некоторых народов право гостья на жену или дочь
хозяина и т.п.).
Период разложения общинно-родового строя и становления
классового общества, низшей социальной и хозяйственной ячейкой
которого стала семья, ознаменовался изменением и форм брака. Парная
семья сменяется более прочной моногамной семьёй. Возросшая
хозяйственная роль мужчины - земледельца и скотовода - приводит к
утверждению его главенства в семье (патриархат). Прежде
распространённый у многих народов матрилокальный или дислокальный
брак почти полностью вытесняется патрилокальным, точнее, виролокальным
(от латинского «vir» - муж). Мужчина обычно возмещает семье невесты
её экономическую ценность выкупом; в раннеклассовом обществе
получает некоторое распространение и традиция похищения будущей жены
(умыкание). Начальной и широко распространённой формой моногамной
семьи была большая семья, известная также как патриархальная семья
и больше-семейная община. Она состояла обычно из 3-4 поколений
ближайших родственников по отцу (например, одного или нескольких
братьев с их детьми, внуками и правнуками), которые жили вместе и
вели общее хозяйство; постепенно такая семья уступает место малой
семье, обычно состоящей из брачной пары и их детей.
Укрепление патриархата, приобретение жены за выкуп привело к
ухудшению общественного и семейного положения женщины. Жена должна
была беспрекословно подчиняться мужу и всем старшим членам его
семьи; если женщина хотела вернуться в родительский дом, то её
родственники должны были отдать полученный за неё выкуп. Развод
стал поэтому очень редким явлением; даже после смерти мужа женщина
продолжала оставаться в как бы купившей её семье, а нередко и
должна была вступить в брак с одним из братьев мужа (обычай
левирата). Дети безоговорочно принадлежали отцу. Патриархальный
порядок наследования требовал бесспорности факта отцовства, поэтому
супружеская неверность семьи стала сурово наказываться, нередко
смертью , в то время как муж продолжал пользоваться некоторой
половой свободой. Новые формы брачно - семейных отношений освещались
религией, закреплялись в законодательствах раннеклассовых государств.
Кроме моногамного брака, в раннеклассовом обществе получил
распространение брак полигамный (точнее полигинный), когда мужчина
состоял в брачно-половых отношениях с несколькими женщинами. Корни
этой формы брака тянутся в родо-племенную эпоху. Такие браки
допускались в подавляющем большинстве известных науке племенных
обществ; считалось вполне естественным, что сильный воин или ловкий
охотник имеет нескольких жен, которых он может содержать. Однако
в период господства парной семьи такие браки вряд ли имели
широкое распространение и, очевидно, представляли собой своего рода
привилегию племенной верхушки. Полигамные браки относительно редки
среди племён охотников и рыболовов; процент их повышается с
переходом к земледелию и скотоводству и особенно значителен у
племён, сочетавших земледелие со скотоводством.
В Северной Америке полигамные браки были распространены
несколько больше, чем в Южной, однако ряд народов и в Северной
Америке придерживались парной (позже моногамной) семьи. Сравнительно
редкой была полигамия и у племенных обществ Азии, зато в Африке
она встречалась очень часто и нередко принимала чудовищные формы:
некоторые вожди крупных племенных союзов и правители раннеклассовых
африканских государств имели по несколько сот жен; несколько
десятков жен считалось довольно обычным явлением. Подсчитано, что в
Африке полигамия встречалась у 86 % земледельческих и 76%
скотоводческих народов, вне Африке - соответственно у 30 и 57%
народов.
У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к
классовому обществу. В Древнем Египте и Вавилоне она встречалась,
правда, очень редко, но у древних евреев, как свидетельствует
Библия, напротив, - довольно часто, хотя у них преобладали
моногамные браки. В Индии многоженство было допущено еще в