Борьба с коррупцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:26, контрольная работа

Описание работы

Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Содержание

Введение………………………………………………………
1. История и основное понятие коррупции…………….
2. Формы коррупции……………………………………..
3. Причины возникновения и последствия коррупции..
4. Борьба с коррупцией………………………………….
Заключение…………………………………………………...
Список литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Академия труда и социальных отношений.docx

— 33.83 Кб (Скачать)

       - неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны;

       - потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;

       - потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

       - разорение частных предпринимателей;

       - снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;

       - понижение качества общественного сервиса;

       - нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;

       - неэффективное использование способностей индивидов: вместо

       производства  материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты;

       - рост социального неравенства;

       - усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию;

       - ущерб политической легитимности власти;

       - снижение общественной морали. 

       В высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией: свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции) и далее индивидуальных прав граждан.

       Так, некоторые люди отмечают, что существуют случаи, когда поведение и внешний вид человека являются сигналом для правоохранительных органов к задержанию человека с целью вымогательства взятки.

       Производство  любых благ требует расхода определённых ресурсов, который компенсируется средствами, полученными от потребителей этих благ. Зарплата служащих относится к числу  расходов, покрываемых в конечном итоге за счёт потребителя, однако их деятельность определяется волей начальства и работодателя. Это приводит к  ситуации, когда потребитель получает необходимую услугу или товар от служащего, но не может напрямую повлиять на деятельность этого служащего. Частным случаем является общественное благо, которое оплачивается за счёт налогов и предоставляется государственными служащими. Несмотря на то, что работу чиновников фактически оплачивают граждане, их работодателем является государство, которое наделяет их правом принимать решения, затрагивающие конкурирующие интересы различных лиц, по закону.

       В отсутствие у кого-либо дискреционной  власти, коррупция была бы невозможна. Однако персона или группа, обладающая верховной властью, не в состоянии самостоятельно обеспечивать реализацию политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает администраторов, которых она наделяет требуемыми полномочиями, в распоряжение которых она передаёт необходимые ресурсы, для которых она устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. И здесь возникает следующая проблема:

       Консервативность  закона. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние  условия. Поэтому они оставляют  место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и  несоответствие жёстких норм реалиям  способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной  законом, ситуации администратор может  начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

       Невозможность всеохватывающего контроля. Надзор требует  затрат, но кроме того, чрезмерно  жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала  и приводит к оттоку творчески  мыслящих кадров.

       Таким образом, принцип управления сам  по себе содержит потенциальную возможность  для коррупции. Эта возможность  перерастает в объективные условия, когда потенциальная рента преобладает  над рисками.

       Данная  проблема многократно воспроизводится  в бюрократическом аппарате, поскольку  администраторы высшего уровня назначают  своих подчинённых и т. д. Особенность  систем с представительной демократией  состоит в том, что высшие должности  занимают политические элиты, получившие властные полномочия от народа и рискующие  потерей власти на следующих выборах. 

       Причины высокой коррупции. 

       Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и  внешние механизмы сдерживания. Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

       - Двусмысленные законы.

       - Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

       - Нестабильная политическая ситуация в стране.

       - Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

       - Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

       - Профессиональная некомпетентность бюрократии.

       - Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

       - Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

       - Низкий уровень участия граждан в контроле над государством. 
 

  1. Борьба  с коррупцией
 

       На  сегодняшний день не известны методы в педагогике и менеджменте, которые  бы гарантировали, что человек будет  идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели  к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

       С формальной точки зрения, если не будет  государства — не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе  развития эффективно сотрудничать без  государства подвергается очень  сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним  из действенных радикальных способов от неё избавиться.

       Помимо  роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора. 
 

       Внутренний  контроль 

       Сюда  входят внутренние механизмы и стимулы, существующие в самом аппарате управления: ясные стандарты исполнения должностными лицами своих обязанностей и строгий  надзор над каждым служащим. С целью  обеспечения надзора часто выделяют особые управления, которые функционируют  автономно. Например, правоохранительные органы часто подчиняются главе  исполнительной власти, так же как  и бюрократический аппарат, однако при этом сохраняют значительную независимость.

       Внутренний  контроль был основным способом борьбы с коррупцией в монархиях периода  абсолютизма и до сих пор сохраняет  высокую эффективность. В частности, Макиавелли полагал, что в монархиях, «правящих при помощи слуг», коррупция  менее опасна, поскольку все «слуги»  обязаны милостям государя и их труднее  подкупить. 

       Внешний контроль 

       Сюда  относятся механизмы, которые имеют  высокую степень независимости  от исполнительной власти. Независимая  судебная система, при которой нарушивший закон бюрократ может быть легко  и эффективно признан виновным, резко  снижает потенциальную привлекательность  коррупции. Одними из самых эффективных  инструментов контроля над коррупцией бюрократического аппарата являются свобода слова и СМИ.

       Внешний контроль характерен для стран с  рыночной экономикой и либеральной  демократией. Предположительно, это  связано с тем, что для реализации нормального функционирования рынка  необходимы чёткие правила, механизмы  обеспечения выполнения обязательств, в том числе, — эффективная  правовая система, обеспечивающая здоровую конкурентную среду. Либеральная демократия для достижения своих целей также опирается на систему выборов, правовое государство, независимое правосудие, разделение властей и систему «сдержек и противовесов». Все эти политические институты служат одновременно механизмами внешнего контроля над коррупцией. 

       Меры  общего характера 

Неконституционность коррупциогенных норм. Любые нормы, накладывающие на гражданина ограничения, могут вызвать коррупцию, за исключением  норм, описывающих конституционные  свободы и права человека. Последние  накладывают ограничения не столько  на индивидов, сколько на органы государственной  власти, являясь институциональными гарантиями как против завышенных требований закона, так и против наделения  органов государственной власти дискреционными полномочиями. Коррупциогенные же нормы неизбежно нарушают права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции. 

       Информационное  обеспечение граждан. Данный метод  включает в себя анализ законов с  тем, чтобы, проанализировав закон, чётко, лаконично и доходчиво  объяснить гражданам в чём  заключаются их права и обязанности, какие нарушения что должны за собой повлечь, как проходит судебная процедура и что в ней учитывается. Зная всё это, граждане будут увереннее  вести себя, оказавшись один на один с подталкивающим их к даче взятки чиновником. 

       Открытость  ведомственных систем. Прозрачность происходящих внутри ведомств операций и надлежащий гражданский контроль может быть реализован через публикацию и открытое обсуждение внутриведомственных  документов в общедоступной сети Интернет, что способно серьёзно пошатнуть  фундамент коррупции. Однако такие  механизмы ограничены чрезмерно  жёсткими нормативами по охране коммерческой тайны или их применение в некоторых  ведомствах связано с необходимостью обеспечения дополнительных мер  по защите персональных данных граждан  и секретных сведений в оборонных  ведомствах и организациях. Серьёзную  проблему для внедрения открытых информационных систем представляет низкая компетентность чиновников, которые  не только не в курсе преимуществ  свободных лицензий, но и не способны включить в государственные контракты  требования об обязательном предоставлении открытого доступа для чтения к системам управления версиями разрабатываемых  на деньги налогоплательщика программных  продуктов. 

       Социальное  обеспечение чиновников. Первоклассное  медицинское обслуживание, беспроцентные  кредиты для покупки недвижимости, большая пенсия — всё это равносильно  повышению заработной платы в  государственном секторе, и следовательно, увеличивает потери чиновника в  случае, если его поймают на коррупционной  деятельности. Судя по исследованиям, эта мера не оказывает немедленного воздействия на коррупцию, однако способствует повышению качества бюрократии с  течением времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Для того, чтобы уровень коррупции  в нашей стране начал хотя бы маленькими шагами снижаться, надо действовать  систематически и прогрессивно.

  • Дать полную свободу печати другим СМИ, ведущим свои независимые расследования.
  • Необходимо создавать различные структуры контроля за работой чиновников.
  • Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений.
  • Использовать прозрачную банковскую систему для оплаты штрафов и др. денежных расчетов. 
  • Не делать исключений ни для кого и штрафные санкции накладывать на людей любого социального уровня.
  • Увеличить материальную и социальную обеспеченность чиновников.
  • Уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве - все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей страны в долгосрочном периоде.

Информация о работе Борьба с коррупцией