Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 09:49, реферат
Целью данного реферата является рассмотрение человека в трех измерениях его существования: биологическом, психическом и социальном.
Введение …………………………………………………………………………3
1. Человек как биопсихосоциальное существо…………………………….….4
2. Биологические потребности человека………………………………………7
Заключение ……………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………….…14
Обложка
БИОЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЕ ПОТЕРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
План
Введение ………………………………………………………
1. Человек как
2. Биологические потребности человека………………………………………7
Заключение …………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Целью данного реферата является рассмотрение человека в трех измерениях его существования: биологическом, психическом и социальном.
Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. 'Под психическим понимается внутренний духовный мир человека -- его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т, д. Но ни один аспект в отдельности не раскрывает нам феномен человека в его целостности. Человек, говорим мы, есть разумное существо. Что же в таком случае представляет его мышление: подчиняется ли оно лишь биологическим закономерностям или только социальным?
Любой категорический ответ
был бы явным упрощением: человеческое
мышление являет собой сложноорганизованный
биопсихосоциальный феномен, материальный
субстрат которого, конечно, поддается
биологическому измерению (точнее, физиологическому),
но содержание его, его конкретная наполненность
- это уже безусловное
Цели работы: рассмотреть социоприродные измерения человека.
Задачи работы:
· Рассмотреть человека как биопсихосоциальное существо;
· Рассмотреть человека в его среде обитания;
· Рассмотреть человека как личность;
1. Человек как биопсихосоциальное существо
Социальное и биологическое,
существующие в нераздельном единстве
в человеке, в абстракции фиксируют
лишь крайние полюсы в многообразии
человеческих свойств и действий.
Так, если идти в анализе человека
к биологическому полюсу, мы "спустимся"
на уровень существования его
организменных (биофизических, физиологических)
закономерностей, ориентированных
на саморегуляцию вещественно-
"Первая предпосылка
всякой человеческой истории
-- это, конечно, существование
живых человеческих индивидов.
Поэтому первый конкретный
Переход от "телесности"
как объекта естественных наук к
"телесности" как субстрату
социально-психологических
Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальное начала? Для ответа на этот вопрос обратимся к истории возникновения человека как биологического вида.
Человек появился на Земле
в результате длительной эволюции,
приведшей к изменению
Каждый человек обладает
послушными его воле пальцами, он может
взять кисть, краски и начать рисовать.
Но не это сделает его настоящим
живописцем. Точно так же и с
сознанием, которое не является нашим
природным достоянием. Сознательные
психические явления
2. Биологические потребности человека
Биологические потребности человека - это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
Потребности человека делятся на несколько групп:
• элементарные потребности: пища, одежда, жилище, воздух,вода;
• вторичные потребности в конкретных вещах и условиях при возможности их выбора;
• псевдопотребности, т.е . потребности
в предметах роскоши и
Различают также
базовые и важнейшие
Базовые биологические потребности. К ним, помимо пищи, воздуха, воды, одежды и жилища, можно отнести более сложные, но необходимые для человека условия:
• безопасность;
• тепловой, акустический, электромагнитный комфорт;
• состав воздуха, не приводящий
к физиологическим или
• питьевая вода, не только не загрязненная и не угрожающая здоровью, но и приятная на вкус;
• сбалансированность питания, включая калорийность пищи, обеспечивающей энергетические потребности человеческого организма, а также наличие незаменимых элементов пищи, таких, как незаменимые аминокислоты, витамины, жиры, белки, углеводы;
• определенные вкусовые характеристики пищи и ее безвредность, т. е. экологическая чистота;
• продолжение рода и
получение сексуального удовлетворения.
Важнейшие биологические
Важнейшие биологические потребности.К ним относятся:
• полноценный сон и отдых, т.е . релаксация;
• защита от заболеваний и антропогенных загрязнений;
• пространственный комфорт
(определенное место в пространстве
для каждого человеческого
• комфорт природной (биогенной) среды, причем необходима именно та природная среда, к которой исторически адаптирована данная группа людей;
• ландшафтная природная среда (определенная высота над уровнем моря, наличие или отсутствие определенных ветров, диапазон колебаний температуры и влажности атмосферного воздуха и т. п.);
• подвижность и труд (гиподинамия — одна из базовых причин многих типичных болезней городского населения);
• информация, необходимая для здоровья и развития мозга (причем немаловажны и объем, и качество этой информации);
• биолого-социальный климат, т. е. определенное положение в иерархической структуре общества.
К естественным,
эволюционно сложившимся
Из перечисленных
потребностей видно, что
Осознание своих истинных потребностей очень важно для человека, ибо в соответствии с ним человек выстраивает свою субъективную систему ценностей. Когда эти ценности, а также представления об успехе в жизни и о комфорте опираются наестественные потребности и стремление к их реализации, тогда гарантирован успех не только в социальной, но и в личнойжизни: ощущение счастья, комфорта и т. д.
Псевдопотребности.
Если биологические
В физиологическом плане потребности человека и возможность их реализации тесно связаны с эмоциями, а эмоции в свою очередь являются очень важной составляющей мыслительного процесса — интеллектуальной деятельности человека. Эмоциональные мотивации нашей деятельности способствуют успеху обучения, запоминания, повышению работоспособности как физической, так и интеллектуальной. Отрицательный эмоциональный фон, связанный с невозможностью удовлетворить свои естественные потребности, ведет к постоянному стрессовому состоянию человека.
Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности - это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.