Безработица и ее социальные последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Безусловно, работа посвящена сложной, но интересной проблеме. В курсовой работе наибольший акцент делается на определение влияния безработицы на индивида и общества в целом.

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты явления «безработицы».
1.1. Понятие безработицы………………………………………………………...5
1.2. Причины появления безработицы…………………………………………..6
1.3. Виды безработицы…………….....…………………………………………...7
1.4. Методы измерения безработицы.………………………………………….12
1.5. Порядок и основания признания граждан безработными……………..…13
Глава II. Последствия безработицы.
2.1. Социальные последствия безработицы в России…………………………16
2.2. Методы снижения уровня безработицы…………………………………...23
Заключение..................

Работа содержит 1 файл

курсовая социология1.docx

— 133.34 Кб (Скачать)

    Ученые  обнаружили несомненную связь между  безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. «Изучение  дел правонарушений показывает, что  до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием  работы». Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и  мирится с более низким уровнем  жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о  банкротстве и даже жить на пособие  по социальному обеспечению.

    Мало  известно, о «пороге терпимости», когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.

    Несмотря  на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны  к политической активности. Причина  кроется в боязни идти вразрез  с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

    Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны  с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые  существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных  службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных  рабочих мест. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

    Вместе  с тем, растет численность не зарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

    Легко убедиться, что многие молодые люди  отчетливо осознают необходимость  личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей  жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать  не приходится.

    Исследование  масштабов, динамики и структуры  безработицы за десятилетия реформирования российской экономики показывает, что  ее масштабы и уровень значительно  превышают соответствующие показатели большинства развитых стран.

    Общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии Международной  организации труда, снизилась с 5,2 млн. человек в августе 2010г. до 5,0 млн.человек в сентябре 2010г. Это 6,6% всего экономически активного населения страны. В то же время число официально зарегистрированных безработных составило 1598 тыс. человек.

    Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости  и данным административного учета  служб занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

    Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 63% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в сентябре 2010г. составила 33%, среди безработных женщин - 41%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

    Так же рассмотрим данные безработицы по половому признаку и месту проживания (табл.1). Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в сентябре 2010г. составила 47,5%, доля городских жителей - 64,2%.

    Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы  среди городских жителей. В сентябре 2010г. это превышение составляло 1,7 раза. Это можно объяснить тем, что сельскому населению негде работать, т.к., в первую очередь, развалились многие колхозы.                                                                                            

Таблица №1

Уровень безработицы по полу и месту проживания в процентах

  Всего Мужчины Женщины Городское население Сельское 
население
2009г.          
Февраль 9,4 10,2 8,6 8,2 13,1
Май 8,5 9,2 7,9 7,7 10,9
Август 7,8 8,3 7,4 6,9 10,7
Сентябрь 7,6 8,1 7,0 6,7 10,2
Октябрь 7,7 8,2 7,3 6,7 10,7
Ноябрь 8,2 8,4 7,9 7,4 10,5
Декабрь 8,2 8,8 7,6 7,1 11,5
2010г.          
Январь 9,2 9,9 8,4 7,8 13,4
Февраль 8,6 9,5 7,8 7,5 12,0
Март 8,6 9,3 7,9 7,2 12,8
Апрель 8,2 8,7 7,6 7,1 11,3
Май 7,3 8,0 6,6 6,2 10,6
Июнь 6,8 7,2 6,4 5,6 10,4
Июль 7,0 7,5 6,5 6,0 10,2
Август 6,9 7,4 6,3 6,0 9,5
Сентябрь 6,6 6,8 6,4 5,7 9,5
 

    Среди субъектов Российской Федерации  самый низкий уровень безработицы  наблюдается в г. Москве и составляет 1.3%. Не превышает 5% уровень безработицы в Республике Мордовия, в Тульской, Московской, Новгородской, Липецкой, Костромской областях, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах (3.6-5.0%) (Приложение 1).

Рис. 2. Состав безработных, имеющих опыт работы, по обстоятельствам незанятости в 2010г. 

    В общей численности безработных 30.4% не имели опыта работы. Среди безработных, имевших опыт трудовой деятельности – 29.65 составляют лица, уволившиеся  по собственному желанию. 1.2 млн. человек (31.1%) – лица, которые оставили последнее  место работы в связи с сокращением  персонала. Среднее время поиска работы безработными в 2010 году составило 9.2 месяца и по сравнению с 2009 годом увеличилось на 0.1 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 42.6% безработных (в феврале 2010 года – 41.75). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 52%, и увеличилось за последний год на 2.3%. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы сократилась на 1.7% и составила 35.3%.

    Самый высокий уровень безработицы  по методологии МОТ отмечается в  Чеченской Республике и Республике Ингушетия, где уровень безработицы  составляет соответственно, 43.1% и 57.3%. в Республиках Тыва, Карачаево-Черкесской и Дагестан уровень безработицы составляет от 21% до 23%.

    В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности. Бедность – это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов.

      Беспризорность – это еще одно негативное влияние безработицы. Чтобы хоть как – то прокормить свою семью несознательные родители пускают своих детей на преступление, как уголовного, так и морального направления. И в связи с этим, увеличивается число самоубийств среди молодежи. А молодые мамы боятся рожать более одного ребенка.

    Естественная  убыль населения сопровождалась очень сильным падением производства (Приложение 2).

    Неустойчивая  ситуация на рынке труда, экономические  реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма относительно молодого населения нашей страны.

    Многие  семьи, оказавшиеся на грани бедности, в связи с потерей работы, а, следовательно, единственного источника дохода, искали средства к существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение наркотических средств, а также их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.

    Таким образом, социальные последствия безработицы  поражают как своими масштабами, так и своей жестокостью, как на молодежь, так и на людей предпенсионного возраста.

    Борьба  с наркоманией, беспризорностью, алкоголизмом должна быть выдвинута на первый план, если мы хотим вырастить здоровую нацию.

     2.2. Методы снижения уровня безработицы в России

    В целях снижения безработицы государство  располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.

    Активные  методы, нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно – технического обучения кадров, в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

    Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

    Рассматривая  вопрос государственного регулирования  безработицы, следует определить, какие  виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим  следующие три вида государственной  политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

    Социальная  политика:

  • выплата пособия по безработице признанным безработными,
  • бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
  • предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Информация о работе Безработица и ее социальные последствия