Андрей Болконский

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:16, доклад

Описание работы

« Война и мир» – одно из редких творений человеческого духа. Оно могло быть создано, если воспользоваться словами Бунина только «одним из самых необыкновенных людей когда-либо живших на земле».
«Война и мир»- центральное произведение Толстого. Все созданное им до «Войны и мира» можно рассматривать как своеобразные этюды к этому грандиозному полотну. В нем находим темы и проблемы, будущих созданий Толстого.

Содержание

Введение ……………………………………………………………..3
I. Образ Андрея Болконского в романе ……………………………4
II. Духовные искания Андрея Болконского ……………………….7
2.2 Cлава в понимании Болконского …………………………..14
3.3 Под небом Аустерлица ……………………………………..16
Заключение ………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

реферат Болконский.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

                             

                                  Содержание: 

    Введение ……………………………………………………………..3

        I. Образ Андрея Болконского в романе ……………………………4

    II. Духовные искания Андрея Болконского ……………………….7

            2.2 Cлава в понимании Болконского …………………………..14

        3.3 Под небом Аустерлица ……………………………………..16

    Заключение ………………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Вступление. 

    « Война и мир» – одно из редких творений человеческого духа. Оно  могло быть создано, если воспользоваться словами Бунина только «одним из самых необыкновенных людей когда-либо  живших на земле».

    «Война  и мир»- центральное произведение Толстого. Все созданное им до «Войны и мира» можно рассматривать  как своеобразные этюды к этому грандиозному полотну. В нем находим темы и проблемы, будущих созданий Толстого.

    Оно поражает своими размерами. В нем  более пятисот героев очень много  событий больших и малых затрагивающих  судьбы отдельных людей и целых  народов. Кажется, в нем можно  найти все: детские игры и военные сражения тихое семейное счастье и беспощадные картины жестокостей войны, светлую чистую любовь и низменные светские интриги, дружбу и ненависть, рождение и смерть. То, что обычно изображается в произведениях различных жанров, Толстой сумел слить в одно целое.

      Как изучить такое грандиозное  творение как постигнуть его  общий смысл? И здесь нам  поможет сам автор, который  был не только художником, но  и теоретиком искусства критиком  и педагогом.

    Принцип композиции, т.е. построение всего произведения – своеобразный переход от ничтожного к великому, от призрачного к реальному, от фальши и лжи к истине. Таким путем идут герои Толстого и, прежде всего Андрей Болконский. Истина и красота открываются читателю постепенно, по мере того как их постигают герои в своем живом опыте.

       Андрей совершает духовный путь  поиска и обретения истины, освобождаясь  от веры в великих людей.  В своём реферате я попробую  проследить путь одного из  главных героев Л. Толстого, продумать  его мысли, разделить его чувства, тем самым приблизиться к пониманию великой книги как целого.  

                          I. Образ Андрея Болконского в романе.

"В  это время в гостиную вошло  новое лицо. Новое лицо это  был молодой князь Андрей Болконский" — так в круговороте лиц  салона Анны Павловны Шерер появляется главный, хотя и не самый любимый автором герой романа. Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах.

Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям  и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в  стиле жизни.

И тихая  походка, и скука во взгляде, и  манера держать себя с окружающими  — все выдает в нем приверженца  начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма. И действительно, князь  Андрей чрезвычайно дистанцирован  от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.

Но подобное отношение к миру не затрагивает  людей, симпатичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится "неожиданно доброю и приятною". А их дальнейшая беседа — разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.

Князь Андрей дан нам в романе полностью  сформированным, законченным человеком. Таким сформированным, готовым Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть. Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам и момента истины", точки или события, в которых за личиной проступает личность, за телесным — духовное и, самое важное, душевное.

Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем. Чего стоит его сватовство к Наташе Ростовой. Князь полюбил шестнадцатилетнюю  девочку. Сделал ей предложение и  получил согласие на брак. После этого он преспокойно объявляет молодой невесте о своем решении ехать за границу на год. Путешествовать. Однако и здесь не укладывается, отсутствуя более, чем надобно. Любовь невинной черноглазой девочки не разбудила Болконского. Его душа по-прежнему спит. И все семь лет романного существования преследует князя самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Одни из лучших страниц романа. Одновременно дань байронической романтике эпохи. "Прекрасная смерть", — глядя на князя Андрея, произносит Наполеон. Здесь много театра и позы, несмотря на пейзаж, наполненный мертвыми и умирающими людьми. Пробуждение не наступает ни здесь, ни позже, ни даже в "славный день Бородина". Все было не настоящим: смерть, любовь и, как следствие, сама жизнь. Образ любого человека кристаллизуется в его отношениях с окружающими. У князя Андрея нет отношений. Его движения в сюжете подчиняются скрытым от глаз закономерностям.

            Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фитиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Биологическое начало. Желание жить. Ему кричат: "Ложитесь!" Поклониться смерти — противоречит внутреннему кодексу чести.

Только  в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой приоткрывает тайну  души князя Андрея, а возможно, и  тайну смысла всей книги.

Это касается тех полутора страниц книги, где "князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся". Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского "от жизни". По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дремавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.

Андрей  Болконский умер. Но в этом событии  не осталось места трагическому. Его  смерть стала "моментом истины" его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и торжественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: "Где он теперь?"

     

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    II. Духовные искания Андрея Болконского. 

    Князь Андрей занимает особое место в книге. Он наделен исключительной способностью внутреннего развития, в отличие  от большинства остальных героев. Князь Андрей в самом начале романа на приеме у Шерер предстает как  поклонник Наполеона. Но его почитание носит  определенный действенный характер. Он военный человек и стремится к славе. Это настоящая страсть не признающая никаких пределов и ограничений. Ради достижения своей цели князь Андрей готов отдать все.

    «Я никогда никому не скажу этого, но, Боже мой!

    Что же  мне делать, ежели я  ничего  не  люблю,  как

    только  славу, любовь людскую. Смерть раны потеря

    семьи, ничего мне не страшно. И  как  ни  дороги  ни

    милы  мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые

    дорогие мне люди, - но, как  ни страшно и  неестественно

    это,  кажется,  я  всех   их  отдам  сейчас   за

    минуту  славы, торжества над людьми…» 

    Как видим, здесь на весы положены с одной  стороны – слава, с другой –  жизнь самых дорогих и близких  людей. Стоит ли после такого признания одного из самых благородных героев русской литературы удивляться той легкости, с которой жертвуют человеческими жизнями ради карьеры или славы Наполеоны всех масштабов во все времена.

        Любовь к славе закономерно сочетается у Болконского с пренебрежением к семье, браку, повседневной жизни, представляющимися ему чем-то ничтожным и непоэтичным.

    В конце концов, князь Андрей освобождается  от обаяния своего кумира, и слава  теряет над ним власть благодаря  постижению им сущности славы пониманию  ее истинной цены.

    Волею судьбы князь Андрей совершает подвиг можно сказать классический подвиг офицера: он поворачивает бегущих с  поля боя солдат и со знаменем в  руках ведет их в атаку. Болконскому  посчастливилось встретиться с  наполеоном, отдавшим дань его воинской доблести. Кажется это звездный час героя. Но то, что представлялось еще вчера высшим человеческим уделом, главной целью жизни, здесь на поле сражения вдруг оказалось ничтожным.

      «Ничего нет верного» – вот  опыт Болконского разрушивший  его веру в славу. Разочарование в своем кумире он пережил на поле Аустерлица, но вера его в величие и славу была поколеблена еще ранее в Шенграбенском сражении. Там он узнал, что такое слава на самом деле и кого она увенчивает. Отряд Багратиона достиг цели под Шенграбеном во многом благодаря мужественным и умелым действиям батареи Тушина. Но сам капитан не только благодаря заступничеству Болконского.

    Князь Андрей воочию убедился в том, что истинная храбрость чаще всего не получает признания а слава награды выпадают большей частью на долю людей ловких и пронырливых таких как Жерков.  «Князю Андрею было грустно и тяжело. Все это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся».

    Отказавшись от идеала славы и величия, придававшего смысл его жизни, князь Андрей лишается радости существования. Пьера встретившегося со своим другом поразила происшедшая в нем перемена. Слава как цель жизни была ложна. Андрей  Болконский убедился в этом на собственном опыте. То чего ему не доставало открывается в споре с Пьером, вернувшим  князя Андрея к жизни.

    Пьер  убеждал своего друга, что нельзя жить только для себя, что вот  он « жил для себя и погубил  свою жизнь». Князь Андрей  жил  ради похвалы других, а не ради других как он говорит. Ведь ради похвалы  он готов был жертвовать жизнью даже самых близких людей. 

    Позже они перешли от первоначального  спорного вопроса к другим предметам. Оказалось что ответ на проблему: жить для себя или для людей  зависит от решения других фундаментальных  проблем. И в процессе обсуждения герои пришли к согласию в одном  пункте: делать добро людям можно только при условии существования Бога и вечной жизни. «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь то, есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их». На страстную речь Пьера князь ответил не отрицанием, а словами сомнения и надежды: «Да, коли бы это так было!».

      В конце концов, в споре князь  Андрей,  кажется, вышел победителем.  На словах он являл свой  скепсис, и неверие, а на  деле в тот момент переживал  иное: веру и потому радость. Пьер не переубедил своего друга, тот не узнал от него что-либо новое, неизвестное ранее. Пьер пробудил в душе князя Андрея то, что было в ней. А это – лучше и бесспорнее всяких идей.

    Князь Андрей оспаривает мысль Пьера о  необходимости приносить людям  добро, но то, что служит ей основанием – вечную жизнь Бога он ставит под сомнение, но не отрицает. Существование Бога разумеется невозможно доказать но поэтому же нельзя и опровергнуть. Князь Андрей сомневается, но жаждет, страстно хочет, чтобы был Бог, и была вечная жизнь. И эта жажда, пробужденная Пьером и становиться силой изменяющей жизнь Болконского преображающей его самого.

    Мир откликается на зов человеческой души и подтверждает реальность ее глубинных устремлений. Замечательно, что князь Андрей впервые за много дней увидел то, что всегда было над его головой – высокое вечное небо.

    После поездки в свои рязанские поместья «князь Андрей решился ехать в  Петербург и придумал разные причины  этого решения. Целый ряд разумных логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить ежеминутно был готов к его услугам». Сначала решил ехать, а потом придумал причины.  Это решение вызревало в душе героя в течение года: именно столько прошло после разговора князя Андрея с Пьером на пароме.

    За  это время князь Андрей сделал многое. Он исполнил «все те предприятия по имениям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата». Но заметим, что автор  сообщает о реформах Болконского между делом, уделяя им всего несколько строк. Зато подробно рассказывает о поездке князя Андрея в Отрадное - имение Ростовых. Здесь у героя формируется новое понимание жизни.

Информация о работе Андрей Болконский