Анализ летнего отдыха детей, проживающих в условиях Крайнего Севера (на примере города Норильска)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Цель: охарактеризовать особенности организации летнего отдыха детей Крайнего Севера и проанализировать летний отдых детей Норильска на основании данных за 2010 год.
Задачи исследования: представить теоретическое обоснование проблемы организации летнего отдыха детей, проживающих в условиях Крайнего Севера; раскрыть основы организации летнего отдыха детей Норильска; произвести анализ летнего отдыха детей города Норильска.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы организации летнего отдыха детей, проживающих в условиях Крайнего Севера 4
1.1. Состояние здоровья и социальные особенности детей Крайнего Севера 4
1.2. Организация летнего отдыха детей Крайнего Севера 7
2. Анализ летнего отдыха детей города Норильска 10
2.1. Основы организации летнего отдыха детей Норильска 10
2.2. Анализ летнего отдыха детей города Норильска 13
Заключение 17
Список литературы и источников 18

Работа содержит 1 файл

Курс.раб. Анализ летнего отдыха1.docx

— 71.68 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа 

     Тема: Анализ летнего отдыха детей, проживающих  в условиях Крайнего Севера (на примере  города Норильска) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение 3

1. Теоретическое обоснование проблемы организации летнего отдыха детей, проживающих в условиях Крайнего Севера 4

1.1. Состояние здоровья и социальные особенности детей Крайнего Севера 4

1.2. Организация летнего отдыха детей Крайнего Севера 7

2. Анализ летнего отдыха детей города Норильска 10

2.1. Основы организации летнего отдыха детей Норильска 10

2.2. Анализ летнего отдыха детей города Норильска 13

Заключение 17

Список литературы и источников 18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     С тех пор, как началось активное промышленное освоение Крайнего Севера нашей страны, проблема адаптации человека к проживанию в экстремальных природно-климатических  условиях приобрела особую актуальность. Климатические условия заполярных территорий существенно сказываются  на состоянии здоровья, что подтверждается данными современных исследований. Не секрет, что к освоению богатств Севера тянется молодое, активное, трудоспособное населения. Поэтому в возрастной структуре населения Крайнего Севера высок удельный вес молодых людей  и детей. Дети – наиболее уязвимая категория, испытывающая на себе отрицательные последствия климатических условий региона. Заболеваемость детей северных территорий превышает показатели других регионов страны, что вызывает повышенное внимание со стороны федеральных и региональных властей, медиков, педагогов, социальных работников. Эффективная организация летнего отдыха – чуть ли ни единственная возможность полноценного отдыха и укрепления здоровья детей, проживающих в Заполярье.

     Исходя  из актуальности рассматриваемого вопроса, определены объект, предмет, цель и  задачи исследования.

     Объект: дети, проживающие в условиях Крайнего Севера.

     Предмет: организация летнего отдыха детей, проживающих в условиях Крайнего Севера (на примере города Норильска).

     Цель: охарактеризовать особенности организации  летнего отдыха детей Крайнего Севера и проанализировать летний отдых  детей Норильска на основании  данных за 2010 год.

     Задачи  исследования: представить теоретическое  обоснование проблемы организации  летнего отдыха детей, проживающих  в условиях Крайнего Севера; раскрыть основы организации летнего отдыха детей Норильска; произвести анализ летнего отдыха детей города Норильска.

     1. Теоретическое обоснование  проблемы организации  летнего отдыха  детей, проживающих  в условиях Крайнего  Севера

     1.1. Состояние здоровья и социальные особенности детей Крайнего Севера 

     Районы  Крайнего Севера достаточно привлекательны с точки зрения богатых ресурсов, прежде всего нефтегазоносных месторождений. Проблема пребывания человека на Крайнем  Севере стала исследоваться практически  одновременно с активным промышленным освоением данной территории, более 30 лет назад [5, 155]. Вокруг промышленных зон возникли поселки, малые и большие северные города. Значительную часть населения городов Севера составляет подрастающее поколение.

     Длительное  пребывание растущего организма  в условиях Крайнего Севера приводит к развитию целого ряда патологий. Обоснование  этой проблемы нашло отражение в  работах специалистов-медиков Б.Н. Цумакова, П.Г. Койносова Н.И Цирельникова, Н.Ф. Жвавова, и др. [5, 155]. По результатам исследований, проведенных Научно-исследовательским Центром медико-педагогической и социальной реабилитации детей и подростков города Надым, свыше 78% школьников Крайнего Севера имеют те или иные отклонения в здоровье [5, 155], около 30% выявленных патологий имеют острый и хронический характер течения.

     Как показали исследования, для человека в большинстве случаев не проходит бесследно нахождение в течение длительного времени в условиях экологического неблагополучия (многократные перепады температуры воздуха, атмосферного давления, силы и скорости ветра в течение суток, электромагнитные колебания, нехватка кислорода во вдыхаемом воздухе, эмоциональная и психическая напряженность, промышленное загрязнение территории и т.д.).

     В условиях Крайнего Севера организм ребенка  подвергается целому ряду стрессогенных  воздействий. Прежде всего, это обусловлено  наличием сложного комплекса отрицательных факторов, экстремальных для человеческого организма вообще и для детского – в особенности. Среди основных стрессогенных факторов можно выделить природно-климатические и социальные условия, острый недостаток ультрафиолетового излучения, изменение естественных биологических ритмов [1]. Например, город Норильск расположен за Полярным кругом, с крайне суровым субарктическим климатом, является одним из самых холодных городов в мире. Зима длится примерно 280 дней в году, снежный покров держится от 7,5 до 9 месяцев, зимой часты сильные ветры, метели, бураны. Отмечаются резкие перепады температур и давления, недостаток кислорода. Лето очень короткое и прохладное, среднесуточная температура июля достигает около 13°С. Полярная ночь длится 45 суток, сумеречные ночи – 60 суток в году.

     Подобные  природно-климатические условия  неблагоприятно отражаются на функционировании детского организма. В первую очередь, страдает центральная нервная система, а затем и все системы организма. Заболевания, связанные с длительностью пребывания человека в условиях Крайнего Севера, являются следствием накопления суммарного воздействия экологических условий [1].

     По  данным исследований, среди детей, проживающих  на Севере, растет заболеваемость респираторными инфекциями, хронической пневмонией. Показатели иммунитета у них ниже, чем у детей других регионов страны. Для детей характерны выраженные авитаминозы, особенно в весенний период, что значительно осложняет функционирование организма. Отмечаются снижение функциональной способности сердечно-сосудистой и эндокринной системы.

     Одной из наиболее важных проблем проживания в условиях Крайнего Севера является гиподинамия, поскольку из-за длительного  холодного периода, ветров и метелей, недостаточного пребывания на свежем воздухе подвижность детей крайне ограничена. Полноценную двигательную деятельность, столь необходимую для развития организма ребенка и его нормального функционирования, невозможно организовать при низких температурах воздуха и в неприспособленных помещениях.

     Социальные  условия для детей во многом определяются характером двигательного режима, поскольку гиподинамия существенно тормозит их физическое развитие. Оптимальным является соотношение режимов двигательной активности с пассивным времяпрепровождением.

     Для Крайнего Севера характерна сезонная неравномерность поступления ультрафиолета в солнечном спектре, вследствие чего население страдает гипокальцемией. Установленные биологические ритмы – изменяющиеся по сезонам периоды – также негативно сказываются на функционировании детского организма. Наиболее неблагоприятными из них являются период «полярной ночи» (середина ноября – середина января) и выход из нее (середина января – февраль). В период «полярной ночи» дети наиболее подвержены эмоциональным расстройствам, которые часто проявляются в форме обидчивости, повышенной раздражительности, конфликтностью, агрессивностью, гипоксией, что обусловлено изменениями в нейрогуморальной регуляции систем организма. Подобное состояние получило название «синдром полярного напряжения» [1].

     Кроме естественных факторов неблагополучия, следует отметить и промышленное загрязнение территории городов  Крайнего Севера. Например, Норильск признан  не только одним из самых экологически неблагоприятных городов России, но и одним из самых загрязненных городов мира. Промышленное загрязнение является одним из факторов, приводящих к респираторным, онкологическим заболеваниям, болезням крови и многим другим патологиям.

     Таким образом, На состояние здоровья и социальные условия проживания детей в условиях Крайнего Севера оказывает влияние целый ряд стрессогенных факторов, что вызывает необходимость принятия мер по минимизации их воздействия. 

     1.2. Организация летнего  отдыха детей Крайнего  Севера 

     Проблема  организации летнего отдыха детей  Крайнего Севера в научной литературе освещается недостаточно, хотя в последнее  время этому вопросу уделяется значительное внимание, разрабатываются соответствующие нормативные документы, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Это говорит о растущем интересе государства к вопросу оздоровления подрастающего поколения, озабоченности низким качеством здоровья нации. В сложившихся условиях необходим комплексный подход к оздоровлению детей. Важной формой оздоровления детей является летний отдых в различных лагерях и профилакториях, на морском побережье и др. [6, 128].

     При организации летнего отдыха детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, важно, во-первых, по возможности  обеспечить отдых в южных климатических  зонах, с более длительным периодом солнечной инсоляции, оптимальными среднесуточными температурами, наименьшим уровнем загрязненности продуктами промышленного производства. Во-вторых, необходимо создать комфортные условия  для активного отдыха, физического  развития и социализации воспитанников, наполнить их жизнь такими событиями и смоделированными психологическими ситуациями, которые позволят получить необходимый социально-психологический опыт, усвоить необходимые социальные нормы [2, 86]. Включение детей в разнообразную деятельность в процессе летнего отдыха способствует приобретению навыков социального партнерства, развитию адаптивности к изменяющимся социально-психологическим условиям. Отдыхающие дети, включенные в активную творческую и социально полезную деятельность, существенно повышают качество и продуктивность собственной жизни, что положительно сказывается на их физическом и психологическом самочувствии. Досуг в условиях временного детского коллектива становится сферой самоактуализации личности ребенка, актуализации целенаправленного воспитательного взаимодействия, творческой деятельности участников временного детского коллектива [7, 23].

     При организации летнего отдыха детей, проживающих на Крайнем Севере, важно  понимать, что время отдыха, несмотря на его относительную кратковременность, позволяет решить целый ряд задач, связанных с оздоровлением, обучением и воспитанием ребенка. Эффективная организация отдыха позволяет детям приобрести знания, навыки, раскрыть свой творческий потенциал, физические и духовные возможности.

     Главным организатором летнего отдыха и  оздоровления является система образования. Основные направления деятельности летних лагерей представлены спортивной, трудовой, экологической, культурно-эстетической и туристско-краеведческой работой. Содержание этих направлений носит познавательный характер и сориентировано на реализацию общественно значимой деятельности.

     В содержании летнего отдыха можно выделить основные аспекты. Во-первых, это оздоровительный аспект, который предполагает организацию оптимального двигательного режима, здорового образа жизни, закаливающих мероприятий, сбалансированного питания, рационального режима дня, соответствующих гигиеническим нормативам показателей окружающей среды.

     Второй  аспект связан с тем, что оздоровительный отдых детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, выступает в качестве мощного аккумулятора физической, психической, этической, нравственной, эстетической «зарядки» и «разрядки». Система организованного отдыха основана на действии принципа непрерывности и преемственности общения и воспитания, способствуя всестороннему развитию личности ребенка.

     Процесс организации летнего отдыха должен учитывать психолого-педагогические особенности пребывания детей в  подобных учреждениях и объединениях, социальный статус педагогов, воспитателей и вожатых, возможности и ресурсы детских лагерей и центров для обеспечения личностного развития детей, полноценного отдыха и оздоровления.

     Также необходимо обеспечить индивидуализацию отдыха, опираясь на стартовые возможности  каждого ребенка, актуализирующиеся потребности ходе освоения программы отдыха, применение разнообразных форм деятельности, способных удовлетворить потребность детей в общении, развитии и признании.

     При составлении программ отдыха детей  Крайнего Севера необходимо учитывать  региональные особенности территории, психологию и физиологию детей. Непременным  направлением летнего отдыха должна стать физкультурно-оздоровительная  работа на основе осторожной и разумной тренировки организма, создания социальных мер защиты, обеспечивающих адаптацию к условиям проживания, снижения темпа истощения резервов организма, повышения жизнестойкости [1].

Информация о работе Анализ летнего отдыха детей, проживающих в условиях Крайнего Севера (на примере города Норильска)