Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:29, реферат
Для большинства из нас, людей вполне здоровых и независимых, проблемы инвалидов зачастую кажутся слишком далекими и чуждыми, недостаточно актуальными. Происходит это потому, что те возможности и блага, которые человеку со специфическими потребностями даются с огромным трудом, порою недоступны, в жизни полноценная личность воспринимает как должное, не придает им особого значения. Мы привыкли видеть, слышать, ходить, заниматься любимыми делами, совсем не осознавая того, что рядом существуют и хотят жить настоящей жизнью тысячи людей с физическими, сенсорными отклонениями, а ведь они многого попросту лишены. Сегодня около 10% всего населения мира (650 миллионов человек) являются инвалидами
Введение.
Адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями в современной среде.
Компьютер как средство дистанционного обучения. Роль IT в образовании и трудоустройстве инвалидов.
Обучение и трудоустройство инвалидов в Хакасии. Особенности профессиональной ориентации и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями.
Компьютерные технологии на службе у людей с ограниченными физическими возможностями.
Достижения мирового технического процесса как забота об инвалидах.
Заключение.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Институт филологии и журналистики
Кафедра
ИВТ
РЕФЕРАТ
«Адаптация
лиц с ограниченными
физическими возможностями
в современной среде».
Выполнил: студент I курса ЗФО
Проверил: старший преподаватель
Абакан 2011
Оглавление:
1. Введение
Для большинства из нас, людей вполне здоровых и независимых, проблемы инвалидов зачастую кажутся слишком далекими и чуждыми, недостаточно актуальными. Происходит это потому, что те возможности и блага, которые человеку со специфическими потребностями даются с огромным трудом, порою недоступны, в жизни полноценная личность воспринимает как должное, не придает им особого значения. Мы привыкли видеть, слышать, ходить, заниматься любимыми делами, совсем не осознавая того, что рядом существуют и хотят жить настоящей жизнью тысячи людей с физическими, сенсорными отклонениями, а ведь они многого попросту лишены. Сегодня около 10% всего населения мира (650 миллионов человек) являются инвалидами. По данным Программы развития ООН (ПРООН), на долю развивающихся стран приходится 80 процентов людей с ограниченными возможностями.
Одним из факторов, определяющих уровень цивилизованности общества, является его отношение к людям, обделенным здоровьем и имеющим физические проблемы. Известно, что значительная часть людей с ограниченными физическими возможностями страдает не только от своих болезненных ощущений, но и от невозможности приспособиться к нормальному образу жизни. Их жизнь - сама по себе большой барьер, который они преодолевают ежедневно.
Ни
для кого не секрет, что подавляющее
большинство людей с
2.1. Компьютер как средство дистанционного обучения. Роль IT в образовании и трудоустройстве инвалидов.
Одним из самых важных компонентов комплексной реабилитации инвалида, обеспечивающей человеку с ограниченными возможностями определенного рода самостоятельность и независимость, является обучение. Получение образования для инвалида становится важным этапом в жизни, который помогает человеку приобрести профессиональные навыки. Конечно, перед физически неполноценным человеком встает множество проблем. И практически единственной возможностью является заочная форма обучения. По поручению Президента России детей-инвалидов, которые не могут проходить обучение на базе обычных или коррекционных школ, обеспечат персональными компьютерами и бесплатным доступом к сети Интернет. Таких детей в России, по данным департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, около 40 тысяч. В Москве образование по новым технологиям получают уже около тысячи детей, в регионах - около 1,5 тысяч.
Дистанционную форму обучения студентов-инвалидов практикуют и многие ВУЗы страны. При этом, конечно же, учитывается степень ограниченных возможностей человека. Через Сеть высылаются материалы и работы, которые студент затем может выполнять на компьютере. При этом ему надо владеть компьютером и обладать умениями самостоятельно работать с ПК и Интернетом. Если у инвалида проблемы с письменными экзаменами, то во многих ВУЗах есть возможность написать заявление и сдавать их в устной форме. Для некоторых это - единственный шанс. Таким образом, через дистанционное обучение инвалид, если позволяют возможности, способен получить не одно высшее образование.
Система мер социальной защиты, установленная законом, создает предпосылки для социальной адаптации инвалидов и интеграции их в обществе. Для инвалидов, желающих трудиться, очень важна занятость. Работающий инвалид перестает ощущать свою неполноценность, вызванную физическими и иными недостатками здоровья, чувствует себя полноправным членом общества и, что немаловажно, имеет дополнительные материальные средства.
Среди наиболее распространенных методик обучения инвалидов с применением IT можно выделить:
- дополнительное обучение - организация объединениями инвалидов или работающими в этой сфере организациями обучающих тренингов, семинаров и курсов;
- раздельное обучение - подготовка специалистов в специализированных учреждениях;
- интегрированное обучение - инвалиды обучаются наравне с обычными студентами или слушателями;
- дистанционное обучение – реализуемый посредством современных технологий коммуникации и интернета тип обучения, который предусматривает удаленное взаимодействие преподавателя и учащегося. Метод дистанционного обучения доступен для получения образования лицами с ограниченными физическими возможностями, а именно: с полной или частичной потерей зрения, с дефектами слуха и речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Каждая из этих методик имеет свои преимущества и недостатки. Наряду с вышеперечисленными методами обучения, широкой популярностью в нашей стране пользуются компьютерные центры. На данный момент в России действует около ста учреждений, предлагающих людям с ограниченными возможностями услуги бесплатного обучения, как компьютерной грамотности в целом, так и по специальностям.
Затронем вопрос последующего трудоустройства инвалидов, получивших образование в вузах или специализированных центрах. В России показатель трудоустройства людей с ограниченными возможностями по специальности колеблется на уровне 40-62%. Для инвалидов интернет открыл возможности не только доступа к любой информации, общения, обучения, но и работы в различных областях в удалённом режиме. В целом, среди наиболее удобных для людей с ограниченными возможностями и востребованных специальностей в сфере IТ можно назвать следующие: оператор ПК, переводчик, веб-разработчик, художник компьютерной графики, администратор сети, дизайнер.
В
то же время, говоря о состоянии рынка
труда для инвалидов и
Кроме специализированных компьютерных
классов и центров, услуги обучения инвалидам
предоставляют центры занятости.
2.2. Обучение и трудоустройство инвалидов в Хакасии. Особенности профессиональной ориентации и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями.
Что касаемо нашего региона, то в Хакасии разработан и действует ряд программ и подпрограмм по снижению напряженности безработицы среди инвалидов. Трудоустройство инвалидов как граждан, испытывающих трудности в поиске работы, является одним из приоритетных направлений в государственной политике по занятости населения, как в Российской Федерации, так и в Республике Хакасия.
Профессиональная ориентация инвалидов определяет научно обоснованный выбор трудового пути инвалида наиболее соответствующий его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности, а также максимальной эффективности обучения и дальнейшего трудоустройства в выбранной профессии. Нарушение той или иной функции организма обуславливает определенные противопоказания в выполнении каких-либо аспектов трудовой деятельности, так называемые факторы трудовых ограничений. На этом основании выносятся трудовые рекомендации, рекомендации к обучению и переобучению. Предлагаемая экспертная система построена таким образом, что трудовые рекомендации определяются при тех состояниях, которые ограничивают, но не исключают полностью трудовых возможностей инвалида. В программу профессиональной реабилитации включены:
-профессиональная ориентация;
-профессиональное обучение и переобучение;
-содействие в трудоустройстве;
-производственная адаптация;
-рекомендации о противопоказанных и доступных условиях и видах труда;
В бюро МСЭ по результатам профессионального подбора инвалиду определяют показанные условия труда в соответствии с «Гигиеническими критериями оценки и классификаций условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса». Для повышения качества и результативности возврата инвалида к труду разработка индивидуальной профессиональной реабилитации (ИПР) предусматривает проведение экспертно-реабилитационной диагностики с привлечением психолога, специалистов отдела профессиональной ориентации, врача - реабилитолога, социального работника. Для более эффективного взаимодействия со службой занятости ИПР дополняется заключением по профессиональной реабилитации, где дается более полное разъяснение рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, конкретизируется учебное заведение, на базе которого может получить профессию, специальность данный инвалид, примерный перечень профессий для трудоустройства.
Стоит отметить, что в республике действует закон « О квотировании рабочих мест». Но тем не менее трудности при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями неизбежны. Стороны имеют разные цели: работодателю необходимо извлечь прибыль (произвести товар, услуги) с минимальными затратами времени и труда, а инвалид, имея ограничения к труду по здоровью, не может удовлетворить эти требования и, конечно, проигрывает как работник на рынке труда. В 2010 году в поисках работы в центры занятости населения Республики Хакасия обратилось 1452 инвалида, признаны безработными 1276 человек или 88% от обратившихся. Трудоустроено 402 инвалида, уровень трудоустройства составил 27,7% от обратившихся. Трудоустройство осуществлялось по профессиям (специальностям): сторож, подсобный рабочий, дворник, продавец, вахтер, швея, социальный работник.
Каждый инвалид, при обращении в службу занятости населения, включается в систему профреабилитационных услуг, предусматривающую профинформирование, профконсультирование, содействие трудоустройству, либо, при невозможности трудоустройства, направление на профессиональное обучение или переподготовку.
Информация о работе Адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями в современной среде