Вооруженные силы как политический институт государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

При рассмотрении вопросов военной политики государства главное место отводится взаимодействию политической власти и вооруженных сил как политического института государства. В системе государственной власти общество выступает как внешний объект управления, а вооруженные силы как инструмент системы государственной власти. Система государственной власти в лице высшей исполнительной власти непосредственно руководит процессом создания, функционирования и развития вооруженных сил. Она использует их в соответствии с функциональным предназначением в рамках Конституции и соответствующих законов.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

 В-третьих,  необходимость превращения вооруженных  сил в подконтрольный объект  государственного управления, обусловленного  интересами национальной безопасности  и военно-политической стабильности  общества. Армия является наиболее мощной и организованной силой в обществе. Твердое государственное руководство вооруженными силами со стороны системы государственной власти служит одной из главных гарантий безопасности общества от армии и ее стабильности.

 Таким образом, система государственной власти и армия находятся в объективной и необходимой взаимосвязи, служащей выражением общей зависимости сторон друг от друга, которая вместе с тем не означает их равноправия, а осуществляется на специфической основе отношений господства и подчинения, обязательности установления властного доминирования над армией.

 Общемировая  практика подчинения вооруженных  сил гражданскому государственному  руководству реализуется и в  Российской Федерации. Так, разработка  и принятие основополагающих нормативных актов в области обороны, военной политики были и остаются прерогативой высшего государственного руководства. Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил страны является Президент Российской Федерации.

 В исключительном  ведении высших органов государственной власти находятся вопросы международных договоров страны о совместной обороне и военном сотрудничестве, коллективной безопасности и разоружении, вопросы использования Вооруженных Сил Российской Федерации за ее пределами в соответствии с международными обязательствами, ввода и отмены военного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, вопросы объявления состояния войны и заключения мира. В статье 10 Закона Российской Федерации «Об обороне», в частности, подчеркивается, что «привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами».

 Государственное  управление Вооруженными Силами Российской Федерации непосредственно осуществляют федеральные органы государственной власти (Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, Верховный суд, Высший арбитражный суд, прокуратура) присущими им методами и формами руководства. На Вооруженные Силы оказывают непосредственное влияние органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправлении и общественно-политические организации.

 Президент  Российской Федерации руководит  строительством, подготовкой и применением Вооруженных Сил в интересах обеспечения национальной, прежде всего военной, безопасности.

Федеральное собрание - парламент Российской Федерации  создает необходимую законодательную  базу, на основе которой определяются социальные предназначения и функции Вооруженных Сил, политические и правовые основания для их применения в интересах обеспечения внешней и внутренней безопасности России.

 Правительство  организует оснащение Вооруженных  Сил вооружением, военной и  специальной техникой, обеспечением их материальными средствами, ресурсами и услугами, осуществляет общее руководство оперативным оборудованием территории в интересах обороны, эффективного функционирования Вооруженных Сил, а также иные функции по обеспечению военной безопасности, установленные федеральным законодательством.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной  безопасности, возложенные на них федеральным законодательством, воздействуя на жизнедеятельность и функционирование Вооруженных Сил присущими им формами и способами социально-политического, духовного, экономического и административного влияния.

 Непосредственная  реализация военно-политического управления Вооруженными Силами осуществляется через федеральные органы исполнительной власти, управляющие войсками.

Суд и прокуратура  обеспечивают разбирательство и  надзор за правильностью принимаемых  решений по военно-политическому  управлению различных субъектов, соответствие их действий законодательно установленным правам и полномочиям. В полном соответствии с демократическим принципом разделения властей закон устанавливает и четко оговаривает самостоятельность военных судов и независимость военных судей.

Крупнейшим органом  по руководству Вооруженными Силами страны является Министерство обороны. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне» (1996 г.) оно  реализует:

1. Политику в  области строительства Вооруженных  Сил в соответствии с решениями высших органов государственной власти.

2. Участвует  в разработке предложений по  вопросам военной политики и  по военной доктрине.

3. Разрабатывает  концепцию строительства Вооруженных  Сил.

4. Разрабатывает  федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники.

5. Координирует  и финансирует работы, научные  исследования в целях обороны.

6. Обеспечивает  мобилизационную готовность Вооруженных  Сил.

7. Координирует  деятельность федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обороны.

8. Координирует  заказы на вооружение и военную  технику для других войск, воинских  формирований и органов в целях  унификации вооружения и военной  техники.

9. Сотрудничает  с военными ведомствами иностранных государств. Важной функцией Министерства обороны является подготовка предложений в проект военного бюджета, долгосрочные государственные программы и годовые планы работ в интересах обеспечения обороны, закупки вооружения и военной техники.

 На Министерство  обороны возложены функции обеспечения  учебно-материальной базы тех  общественных организаций, которые  занимаются подготовкой граждан  по военно-учетным специальностям. Министерство обороны организует  прохождение военной службы и обеспечивает социальную защищенность военнослужащих, гражданского персонала и лиц, уволенных с военной службы.

К основным задачам  Министерства обороны отнесены: выработка  и проведение государственной политики в области обороны, нормативно-правовое регулирование в области обороны, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и др.

 Особенность  российской системы государственной  власти -непосредственная подчиненность  президенту целого ряда федеральных  органов исполнительной власти: Министерства иностранных дел,  Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки, Государственной архивной службы, Управления делами президента, Главного управления специальных программ и др. В Положении о Министерстве обороны Российской Федерации закреплено, что руководство деятельностью Министерства обороны осуществляет Президент Российской Федерации.

 Таким образом, Президент Российской Федерации обладает высшей компетенцией и ответственностью за обеспечение военной безопасности и реализует свои полномочия, опираясь на сеть органов государственной власти, а также на консультативные и совещательные органы. Пределы компетенции президента в военной области соответствуют в основном общепризнанным нормам международного права и зарубежной законодательной практике.

 При рассмотрении  вооруженных сил как инструмента  системы государственной власти, то есть организации, всецело подчиняющейся законам государства, конституционной воле государственной власти, ее влияние на систему государственной власти выражается в форме «обратной связи». Проявлением этого становятся, например, отношение военнослужащих к проектам законов, других нормативно-правовых актов, касающихся силовых структур, выдвижение предложений по данным проектам, реагирование на принятые государственными органами решения по различным вопросам жизнедеятельности вооруженных сил, деятельности властных государственных структур. Так, вооруженные силы могут активно воздействовать на систему государственной власти, политическое поведение властных структур через военнослужащих, представителей военно-промышленного комплекса, военные средства массовой информации, участвуя, например, в разработке общегосударственных законов, необходимых для армии, подзаконных актов, других нормативно-правовых документов, затрагивающих интересы армии.

 Влияние вооруженных  сил на систему государственной  власти проявляется и через  готовность, способность военнослужащих к реальной деятельности по выполнению государственной воли, убежденность в правомерности выполняемых ими воинских функций в конкретных ситуациях военно-политической обстановки.

 Взаимоотношения  системы государственной власти  и вооруженных сил отличаются исключительной сложностью, многогранностью и противоречивостью.

 Вооруженные  силы занимают особое место  в системе государственной власти  в процессе становления нового  мирового порядка, новой российской  государственности и российского общества. Взаимоотношение системы государственной власти и вооруженных сил затрагивает одну из важнейших проблем государственной политики, от решения которой зависят характер развития общества, устойчивость государственного строя и специфика властных отношений, что непосредственно связано со строительством в России правового демократического государства и гражданского общества.

   
 
 
 

   

Используемая литература:

1. Военный энциклопедический  словарь. - М.: Воениздат, 1986, 45 с.

2. Федеральный  закон Российской Федерации «Об обороне». - 1996.

3. Арбатов А.  Какая армия нам нужна?// Россия  в глобальной политике. - 2003, №  1.

4. Бельков О.  Политология военного управления: учебное пособие. - М.: ВУ, 2008. - 220 с.

5. Комутков С.  Армия в системе государственной власти современной России. - М.: РООО «ДемОС», 2004.

Информация о работе Вооруженные силы как политический институт государства