Вооруженные силы как политический институт государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

При рассмотрении вопросов военной политики государства главное место отводится взаимодействию политической власти и вооруженных сил как политического института государства. В системе государственной власти общество выступает как внешний объект управления, а вооруженные силы как инструмент системы государственной власти. Система государственной власти в лице высшей исполнительной власти непосредственно руководит процессом создания, функционирования и развития вооруженных сил. Она использует их в соответствии с функциональным предназначением в рамках Конституции и соответствующих законов.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Введение

При рассмотрении вопросов военной политики государства  главное место отводится взаимодействию политической власти и вооруженных  сил как политического института  государства. В системе государственной  власти общество выступает как внешний  объект управления, а вооруженные силы как инструмент системы государственной власти. Система государственной власти в лице высшей исполнительной власти непосредственно руководит процессом создания, функционирования и развития вооруженных сил. Она использует их в соответствии с функциональным предназначением в рамках Конституции и соответствующих законов. Подобное положение вооруженных сил в общей системе государственной власти определяет их статус как объект управления. Таким образом, вооруженные силы являются инструментом системы государственной власти, важнейшим фактором в отношениях между системой государственной власти и обществом.

   

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Вооруженные силы  как политический  институт государства.

Понятия «вооруженные силы» и «армия» употребляются  как синонимические в бытовой речи, в научных разработках и в политических документах. Термин «армия» употребляется в нескольких значениях. В одном случае армия - совокупность всех вооруженных и военизированных формирований, специально создаваемых государством для проведения его политики военно-силовыми методами.

 В другом  случае под армией понимают  государственную военную организацию,  которая, как говорится в ст. 10 Закона Российской Федерации  «Об обороне», «предназначена для  отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации».

 В третьем  так называют часть вооруженных  сил государства, входящую в  триаду «армия, авиация и флот»  или развернутую на театре  военных действий.

 В четвертом  понятие армия распространяют  на негосударственную вооруженную  организацию, создаваемую социальными,  национальными и др. группами, политическими  движениями и партиями (революционная,  национально-освободительная, партизанская  и др. армии) и т. д.

 Определение  армии (вооруженные силы) как военного  института государства дано Ф.  Энгельсом: «Армия - организованное  объединение вооруженных людей,  содержащееся государством в  целях наступательной или оборонительной  войны». В данном определении  выявлены и зафиксированы пять существенных свойств вооруженных сил, которые делают их специфическим институтом, отличным и от невоенных учреждений государства, и от негосударственных военных формирований.

Первое свойство: принципиальное значение имеет государственное начало вооруженных сил. Государство выступает единственным субъектом политики, который обладает монопольным правом на легитимное вооруженное насилие. Это право в большинстве случаев закреплено национальным законодательством и освящено международным правом. Подписанный Россией вместе с другими участниками ОБСЕ Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, прямо предусматривает: «Государства-участники не будут допускать существования сил, не подотчетных их конституционно учрежденным органам власти или не контролируемых ими, и не будут поддерживать такие силы».

 Государственное  начало - это высокая централизация  военного управления. Как орган  государства вооруженные силы  не являются самодовлеющей силой.  Государство в лице его высших органов власти определяет предназначение, задачи вооруженных сил, характер, направления и способы их деятельности. Вооруженные силы должны выполнять только приказы законного, избранного и действующего в соответствии с Конституцией правительства, своего командования.

 Государственное  начало также определяет довольно  широкую социальную и национальную  базу комплектования вооруженных  сил. Резервуаром, из которого  вооруженные силы могут набирать  свои контингенты, выступает все  население страны. Беря на себя всю заботу о гражданах, находящихся в армии, государство освобождает их от других видов деятельности. «Военнослужащие, - говорится в Законе Российской Федерации «О статусе военнослужащих», - не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы». Они полностью заняты только военным делом, что позволяет проводить их планомерную и систематическую подготовку.

 Воинский  труд (боевая подготовка, поддержание  высокой боеготовности и т.п.) имеет государственно-политическую  направленность, а обусловленное  им социально-политическое положение  военнослужащих, как правило, закрепляется  законодательно.

Второе свойство: по общему правилу вооруженные силы предназначены для ведения войны. Строго говоря, армия нужна государству  не для парадов, уборки урожая или  ликвидации последствий стихийных  бедствий.

 Под функциями  вооруженных сил подразумеваются обязанности, основные направления, круг деятельности и роль, которые они призваны исполнять относительно потребностей общества и государства.

Различают:

-  публичные функции вооруженных сил, которые совпадают с открыто провозглашаемыми их целями и задачами;

-  латентные (скрытые) функции, обнаруживающие себя лишь с течением времени и являющиеся побочным результатом их жизнедеятельности (например, развитие личности военнослужащих и повышение социальной мобильности в обществе, сохранение и культивирование военных традиций народа или разработка технологий двойного назначения);

-  ситуативные функции, проявляющиеся в чрезвычайных обстоятельствах, когда вооруженные силы привлекаются для решения неотложных, в том числе невоенных, проблем, ставящих под угрозу благополучие и стабильность общества;

-  аномальные функции, которые хотя и возлагаются властью на вооруженные силы, но не вписываются в рамки их официального предназначения, не свойственны им по определению и, как правило, скрываются от общества.

 Вооруженные силы могут быть использованы для решения нестандартных задач, например, в миротворческих целях или для пресечения террористических актов на стратегически важных объектах. В экстремальной ситуации, связанной со стихийными бедствиями или техногенными катастрофами, для ликвидации их последствий представляется вполне оправданным привлечение армии не в качестве военной силы, а как организованного и оснащенного, а потому высокомобильного объединения людей.

Третье свойство вооруженных сил - вооружение. Речь идет о технических средствах насилия, или, как говорится в Законе РФ «Об оружии», «устройствах и предметах, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели». Без оружия создание, подготовка, укрепление и функционирование вооруженных сил не имеет смысла, лишается своего содержания. Наличие орудий войны всегда было продиктовано стремлением нанести противостоящей стороне неприемлемый военный ущерб; они специально предназначены для непосредственного поражения людей, военной техники и других объектов противника, расположенных на театрах военных действий и вне их.

 В военно-технической  области определяющую роль играет  политика. Принятие на вооружение  новых видов оружия и боевой  техники, внедрение которых влечет  за собой революционные изменения  в военном деле, тем более решение об их боевом применении являются прерогативой государственной власти.

 Государственная  власть, используя экономические  или административные рычаги, организует  разработку, производство оружия  и боевой техники, оснащение  ими вооруженных сил, утилизацию снятого вооружения и т.д.

Четвертое свойство: вооруженные силы - организованное объединение людей. Вооруженным  силам свойственна стабильная и  гибкая структура, специально приспособленная  для ведения войны. Данная структура  органически соединяет человека и военную технику и обеспечивает четкое взаимодействие огромных масс людей, подчиненных единой воле. Благодаря этому вооруженные силы превращаются в относительно автономный институт, способный наличными средствами к самостоятельным и оперативным действиям по решению любых задач, в том числе в экстремальной ситуации.

 Внутреннее  организационное единство вооруженных  сил закрепляют и освящают  их внешние признаки: форма одежды, воинские ритуалы, распорядок  дня, нормы общения, военная  символика и т.п. Так, военная форма одежды идентифицирует и сплачивает военнослужащих, отличает их от невоенных сограждан и от военных других силовых структур своей страны и военнослужащих иностранных вооруженных сил.

Пятое свойство: вооруженные силы - это прежде всего люди. Военнослужащие не могут быть чем-то вроде безотказного робота, супермена, лишенного каких бы то ни было идеалов, ценностных установок. Военнослужащие наделены сознанием, они не могут быть равнодушны к социально-политическим процессам, развертывающимся в обществе.

 Вооруженные  силы - не пассивный объект политической  жизни, не бездушный механизм. Армия активно включена в разветвленную  сеть разнообразных политических  отношений. По своему назначению  вооруженные силы ориентированы  на внешний мир, внимательно следят за развитием военного дела и военно-политической обстановки в мире. Генеральный штаб, специальные службы, военная разведка отслеживают и накапливают огромный материал, опираясь на который вырабатывают и предлагают правительству, обществу определенную линию поведения.

 Вооруженные  силы, их институты, военнослужащие  включены в разветвленную сеть  разнообразных отношений с федеральными, республиканскими и местными  органами власти. Они тесно взаимодействуют  с различного рода политическими  и общественными, культурными и научными объединениями граждан, средствами массовой информации и другими звеньями политической системы общества. Являясь важным государственным институтом, вооруженные силы участвуют в реализации целей и задач военной политики государства в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

  2. Место и роль Вооруженных Сил России в системе государственной власти, особенности их взаимоотношений.

Перспективы развития мирового сообщества усиливают необходимость  существования вооруженных сил как важного инструмента государственной власти. Ключевыми позициями для определения места и роли армии в системе государственной власти являются: во-первых, реализация вооруженными силами внешней функции исходя из геополитических реалий; во-вторых, возможность использования армии для решения внутриполитических проблем.

 Внешняя сторона  деятельности вооруженных сил  включает круг проблем, непосредственно  связанных с использованием угрозы  применения средств вооруженного  насилия во взаимоотношениях с другими государствами, а также с оказанием содействия или противодействия другим государствам в применении ими средств военного насилия. Внутренняя сторона деятельности вооруженных сил охватывает проблемы, непосредственно связанные с подготовкой и применением средств военного насилия для разрешения политических, социальных и межнациональных конфликтов внутри страны.

 В какой  бы внешней или внутренней  акции вооруженные силы ни  принимали участие, в основе  их поведения лежат определенные  государственные цели. А необходимость властного руководства вооруженными силами не сводится к задаче поддержания в них организованности, дисциплины и управления их жизнедеятельностью. Основы государственного и общественно-политического устройства, стабильность всей системы государственной власти подтверждены в следующих обстоятельствах.

Во-первых, необходимость подчинения вооруженных сил государственной власти. Власть по своей природе иерархична, предполагает наличие объекта и субъекта, строится на отношениях господства и подчинения. Государственная власть в обществе к тому же обладает свойством верховенства - руководящего начала и обязательности ее решений для всех государственных и общественных институтов. Верховенство государственной власти устанавливается в первую очередь над вооруженными силами. Армия ориентирована на подчинение органам государственной власти и выполнение роли инструмента системы государственной власти. Не случайно в Законе «Об обороне» закреплено положение о том, что вооруженные силы подчиняются высшим органам государственной власти.

 Во-вторых, необходимость  государственного управления вооруженными силами со стороны системы государственной власти вытекает из потребности оградить общество от чрезмерной его милитаризации. Какая-либо автономность вооруженных сил от системы государственной власти может превратить их в государство в государстве, а затем и поставить все общество на службу военным интересам, милитаризовать его. Но армия - не самодовлеющее образование. Ее размеры, возможности, боевые параметры зависят от национальной мощи в целом, состояния экономики, людских, энергетических, сырьевых, научно-технических и иных ресурсов общества.

Информация о работе Вооруженные силы как политический институт государства