Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 22:36, реферат
При рассмотрении вопросов военной политики государства главное место отводится взаимодействию политической власти и вооруженных сил как политического института государства. В системе государственной власти общество выступает как внешний объект управления, а вооруженные силы как инструмент системы государственной власти. Система государственной власти в лице высшей исполнительной власти непосредственно руководит процессом создания, функционирования и развития вооруженных сил. Она использует их в соответствии с функциональным предназначением в рамках Конституции и соответствующих законов.
Введение
При рассмотрении
вопросов военной политики государства
главное место отводится
1. Вооруженные силы как политический институт государства.
Понятия «вооруженные силы» и «армия» употребляются как синонимические в бытовой речи, в научных разработках и в политических документах. Термин «армия» употребляется в нескольких значениях. В одном случае армия - совокупность всех вооруженных и военизированных формирований, специально создаваемых государством для проведения его политики военно-силовыми методами.
В другом
случае под армией понимают
государственную военную
В третьем
так называют часть
В четвертом
понятие армия распространяют
на негосударственную
Определение
армии (вооруженные силы) как военного
института государства дано Ф.
Энгельсом: «Армия - организованное
объединение вооруженных людей,
Первое свойство: принципиальное значение имеет государственное начало вооруженных сил. Государство выступает единственным субъектом политики, который обладает монопольным правом на легитимное вооруженное насилие. Это право в большинстве случаев закреплено национальным законодательством и освящено международным правом. Подписанный Россией вместе с другими участниками ОБСЕ Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, прямо предусматривает: «Государства-участники не будут допускать существования сил, не подотчетных их конституционно учрежденным органам власти или не контролируемых ими, и не будут поддерживать такие силы».
Государственное
начало - это высокая централизация
военного управления. Как орган
государства вооруженные силы
не являются самодовлеющей
Государственное
начало также определяет
Воинский
труд (боевая подготовка, поддержание
высокой боеготовности и т.п.)
имеет государственно-
Второе свойство:
по общему правилу вооруженные силы
предназначены для ведения
Под функциями
вооруженных сил
Различают:
- публичные функции вооруженных сил, которые совпадают с открыто провозглашаемыми их целями и задачами;
- латентные (скрытые) функции, обнаруживающие себя лишь с течением времени и являющиеся побочным результатом их жизнедеятельности (например, развитие личности военнослужащих и повышение социальной мобильности в обществе, сохранение и культивирование военных традиций народа или разработка технологий двойного назначения);
- ситуативные функции, проявляющиеся в чрезвычайных обстоятельствах, когда вооруженные силы привлекаются для решения неотложных, в том числе невоенных, проблем, ставящих под угрозу благополучие и стабильность общества;
- аномальные функции, которые хотя и возлагаются властью на вооруженные силы, но не вписываются в рамки их официального предназначения, не свойственны им по определению и, как правило, скрываются от общества.
Вооруженные силы могут быть использованы для решения нестандартных задач, например, в миротворческих целях или для пресечения террористических актов на стратегически важных объектах. В экстремальной ситуации, связанной со стихийными бедствиями или техногенными катастрофами, для ликвидации их последствий представляется вполне оправданным привлечение армии не в качестве военной силы, а как организованного и оснащенного, а потому высокомобильного объединения людей.
Третье свойство вооруженных сил - вооружение. Речь идет о технических средствах насилия, или, как говорится в Законе РФ «Об оружии», «устройствах и предметах, конструктивно предназначенных для поражения живой или иной цели». Без оружия создание, подготовка, укрепление и функционирование вооруженных сил не имеет смысла, лишается своего содержания. Наличие орудий войны всегда было продиктовано стремлением нанести противостоящей стороне неприемлемый военный ущерб; они специально предназначены для непосредственного поражения людей, военной техники и других объектов противника, расположенных на театрах военных действий и вне их.
В военно-технической
области определяющую роль
Государственная власть, используя экономические или административные рычаги, организует разработку, производство оружия и боевой техники, оснащение ими вооруженных сил, утилизацию снятого вооружения и т.д.
Четвертое свойство: вооруженные силы - организованное объединение людей. Вооруженным силам свойственна стабильная и гибкая структура, специально приспособленная для ведения войны. Данная структура органически соединяет человека и военную технику и обеспечивает четкое взаимодействие огромных масс людей, подчиненных единой воле. Благодаря этому вооруженные силы превращаются в относительно автономный институт, способный наличными средствами к самостоятельным и оперативным действиям по решению любых задач, в том числе в экстремальной ситуации.
Внутреннее
организационное единство
Пятое свойство: вооруженные силы - это прежде всего люди. Военнослужащие не могут быть чем-то вроде безотказного робота, супермена, лишенного каких бы то ни было идеалов, ценностных установок. Военнослужащие наделены сознанием, они не могут быть равнодушны к социально-политическим процессам, развертывающимся в обществе.
Вооруженные
силы - не пассивный объект
Вооруженные
силы, их институты, военнослужащие
включены в разветвленную сеть
разнообразных отношений с
2. Место и роль Вооруженных Сил России в системе государственной власти, особенности их взаимоотношений.
Перспективы развития мирового сообщества усиливают необходимость существования вооруженных сил как важного инструмента государственной власти. Ключевыми позициями для определения места и роли армии в системе государственной власти являются: во-первых, реализация вооруженными силами внешней функции исходя из геополитических реалий; во-вторых, возможность использования армии для решения внутриполитических проблем.
Внешняя сторона
деятельности вооруженных сил
включает круг проблем,
В какой
бы внешней или внутренней
акции вооруженные силы ни
принимали участие, в основе
их поведения лежат
Во-первых, необходимость подчинения вооруженных сил государственной власти. Власть по своей природе иерархична, предполагает наличие объекта и субъекта, строится на отношениях господства и подчинения. Государственная власть в обществе к тому же обладает свойством верховенства - руководящего начала и обязательности ее решений для всех государственных и общественных институтов. Верховенство государственной власти устанавливается в первую очередь над вооруженными силами. Армия ориентирована на подчинение органам государственной власти и выполнение роли инструмента системы государственной власти. Не случайно в Законе «Об обороне» закреплено положение о том, что вооруженные силы подчиняются высшим органам государственной власти.
Во-вторых, необходимость государственного управления вооруженными силами со стороны системы государственной власти вытекает из потребности оградить общество от чрезмерной его милитаризации. Какая-либо автономность вооруженных сил от системы государственной власти может превратить их в государство в государстве, а затем и поставить все общество на службу военным интересам, милитаризовать его. Но армия - не самодовлеющее образование. Ее размеры, возможности, боевые параметры зависят от национальной мощи в целом, состояния экономики, людских, энергетических, сырьевых, научно-технических и иных ресурсов общества.
Информация о работе Вооруженные силы как политический институт государства