Правовая основа мобилизационной подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:06, реферат

Описание работы

Актуальность проблем национальной безопасности страны обусловили необходимость укрепления нормативной правовой базы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Результатом явилось принятие целого ряда документов, определяющих стратегические направления работы в этой области.

Работа содержит 1 файл

ВЭМ доклад 1.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

  Согласно  Конституции Российской Федерации  «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления».

  В Конституции Российской Федерации  определяется следующая иерархия нормативных  правовых актов:

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Федеральный конституционный закон.

  3. Федеральный закон

  4. Указ Президента Российской Федерации.

  5. Постановление Правительства Российской  Федерации.

  6. Нормативные акты федеральных  органов исполнительной власти  Российской Федерации и другие нормативные акты.

  Там же прописано главенство Конституции  Российской Федерации как основного  закона государства, которому должны соответствовать  все нормативные правовые акты в  Российской Федерации.

  Актуальность  проблем национальной безопасности страны обусловили необходимость укрепления нормативной правовой базы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации. Результатом явилось принятие целого ряда документов, определяющих стратегические направления работы в этой области. 

  Законы  Российской Федерации, регламентирующие вопросы  мобилизационной  подготовки и мобилизации. 

  Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.)

  В статье 4 Конституции указывается, что  Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Согласно статье определяет, что оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации. А статья 87 определяет, что:

  — Президент Российской Федерации  является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами Российской Федерации;

  — в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение;

  — режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

  Федеральный конституционный  закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном  положении».

  В законе дается формулировка военного положения как особого правового режима, вводимого на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

  Целью введения военного положения является создание условий для отражения  или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

  Основаниями для введения военного положения  является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

  Агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным  государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости  и территориальной целостности  Российской Федерации.

  Актами  агрессии против Российской Федерации  независимо от объявления иностранным  государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

  1) вторжение или нападение вооруженных  сил иностранного государства  (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

  2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

  3) блокада портов или берегов  Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

  4) нападение вооруженных сил иностранного  государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской  Федерации или другие войска  независимо от места их дислокации;

  5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

  6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

  При введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объявляется общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее.

  В законе изложены правила введения военного положения, дается определение режима военного положения и его обеспечение, полномочия органов государственной власти и особенности функционирования в период действия военного положения.

  Федеральный конституционный  закон от 30мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

  В законе дается определение чрезвычайного положения как вводимого на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений. Особый правовой режим допускает отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

  Целями  введения чрезвычайного положения  являются устранение обстоятельств, послуживших  основанием для его введения, обеспечение  защиты прав и свобод человека и  гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.

  Обстоятельства, которые могут быть предшественниками введения чрезвычайного положения могут быть следующими:

  а) попытки насильственного изменения  конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

  б) чрезвычайные ситуации природного и  техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том  числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

  В законе указаны силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного  положения, особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение, гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.

  Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».

  Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

  Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

  В целях обороны устанавливаются  воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

  В целях обороны создаются Вооруженные  Силы Российской Федерации.

  К обороне привлекаются пограничные войска федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее - другие войска).

  Для выполнения отдельных задач в  области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

  Федеральный закон от 26 февраля 1997года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

  Закон осуществляет правовое регулирование  в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.

  В законе даны определения понятий «мобилизационная подготовка» и «мобилизация».

  Под мобилизационной  подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

  Под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

  Мобилизация в Российской Федерации может  быть общей или частичной, а основными  принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются: централизованное руководство; заблаговременность, плановость и контроль; комплектность и взаимосогласованность.

  В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

  1) нормативное правовое регулирование  в области мобилизационной подготовки  и мобилизации;

  2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

  3) определение условий работы и  подготовка органов государственной  власти, органов местного самоуправления  и организаций к работе в  период мобилизации и в военное  время;

  4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

  5) подготовка Вооруженных Сил Российской  Федерации, других войск, воинских  формирований, органов и специальных  формирований к мобилизации;

Информация о работе Правовая основа мобилизационной подготовки