Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:47, научная работа
Конституция от 12 декабря 1993 потребовала изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно, что это не обошло стороной Вооруженные Силы и спецслужбы нашего государства.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I.Законодательная база регламентирующая статус военнослужащих 5
1.1. Законодательная база СССР 5
II. Административно-правовой статус 10
2.1.Административно-правовой статус 10
гражданина в Российской Федерации 10
2.2. Особенности административно-правового статуса военнослужащих 14
III. Особенности реализации некоторых прав военнослужащих 19
3.1.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 19
3.2.Свобода слова и печати. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании 26
3.3.Право на отдых 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Федеральный закон «О
статусе военнослужащих»
Таким образом,
законодатель подчеркнул
Статья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на отдых. Однако необходимо учитывать то обстоятельство, что реализация данного права в отношении военнослужащих приобретает специфические черты в связи с выполнением конституционного долга и обязанности гражданина Российской Федерации защищать Отечество.
Вопрос реализации и
обеспечения права
Целью отдыха военнослужащих является охрана и укрепление их здоровья, создание условий службы для ограничения воздействия опасных факторов военной службы в связи со специфичностью деятельности Вооруженных Сил - эксплуатацией сложной боевой техники и вооружения, работой с взрывчатыми веществами и иными источниками повышенной опасности, способными при нарушении правил обращения и эксплуатации причинить вред военнослужащему, а также значительный ущерб окружающей среде в виде катастроф с человеческими жертвами и материальными потерями.
Отдых для военнослужащего - необходимое средство сохранения жизни и здоровья в интересах военной службы. Правовая сущность отдыха военнослужащих до последнего времени остается недостаточно исследованной.
При анализе законодательства можно выделить следующие составные части права военнослужащих на отдых:
- перерыв в течение служебного времени для отдыха и питания (обеденный перерыв);
- ежедневный отдых;
- еженедельный отдых;
- отдых в праздничные дни;
- основной отпуск и
в случаях, предусмотренных
- дополнительные сутки отдыха за неиспользованное время отдыха в связи с исполнением обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени;
- дополнительные сутки
отдыха за неиспользованное
- дополнительные сутки
отдыха за неиспользованное
- дополнительные сутки
отдыха военнослужащим, привлеченным
к мероприятиям, проводимым без
ограничения общей
Распределение времени
военнослужащих должно осуществляться
таким образом, чтобы обеспечивалась
их постоянная боевая готовность и
создавались условия для
Распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени. Распорядок дня воинской части определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта личного состава подразделений и штаба воинской части. Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы.
Привлечение военнослужащих
к исполнению обязанностей военной
службы сверх установленной
При привлечении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и невозможности компенсировать его отдыхом в другие дни недели такое время суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.
Когда суммарное сверхурочное
время (суммарное время исполнения
должностных и специальных
Таким образом, право военнослужащих на отдых реализуется в полном объеме, но имеет свои специфические черты в связи с их особым правовым статусом. Так, например, военнослужащие могут быть привлечены к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, но только лишь в строго определенных случаях, связанных с боевым дежурством (боевой службой), учениями, походами кораблей.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Правовая база СССР по вопросу о статусе военнослужащих была достаточно полной и охватывала практически все аспекты жизни военнослужащих. Но не имелось такого закона, в котором бы были собраны все положения о статусе военнослужащих.
2) административно-правовой статус гражданина-это совокупность следующих элементов:
-правовой статус личности, человека как субъекта административного права;
-статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства;
-социальный элемент;
-особый статус, включающий в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей.
2) Особенности военной службы обусловливают ограничения некоторых прав и свобод военнослужащих, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации. Они распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения, должны вводиться только законом и быть соразмерны охраняемому общественному интересу, основываться на принципе запрета чрезмерных ограничений прав и свобод военнослужащих.
3) Права военнослужащих ограничены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4) Военнослужащие в силу своего особого правового статуса имеют определенные гарантии, и компенсации в некоторых правах (например, в жилищных).
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1)Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
2)Федеральный закон РФ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих»
3)Федеральный закон РФ № 53-ФЗ 28 марта 1998 года “О воинской обязанности и военной службе”.
Книги и монографии:
6)Дубровин В. Н., Мигачев Ю. И. «Военная служба в Российской Федерации», Москва 2000 год.
7)Попов Л. В. Административное право/учебник-М.: Юристъ, 2005 г.
8)Корякин В. М. Введение
в теорию военного права/
Информация о работе Особенности административно-правового статуса военнослужащих