Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:47, научная работа
Конституция от 12 декабря 1993 потребовала изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно, что это не обошло стороной Вооруженные Силы и спецслужбы нашего государства.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I.Законодательная база регламентирующая статус военнослужащих 5
1.1. Законодательная база СССР 5
II. Административно-правовой статус 10
2.1.Административно-правовой статус 10
гражданина в Российской Федерации 10
2.2. Особенности административно-правового статуса военнослужащих 14
III. Особенности реализации некоторых прав военнослужащих 19
3.1.Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 19
3.2.Свобода слова и печати. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании 26
3.3.Право на отдых 28
Заключение 32
Список использованной литературы 33
СОДЕРЖАНИЕ
После распада СССР и в связи с переменами, произошедшими в нашем обществе, возникла необходимость принятия закона о статусе военнослужащих.
Конституция от 12 декабря 1993 потребовала изменения многих ранее принятых законов и подзаконных актов. Следует подчеркнуть, что в условиях развития демократии и строительства правового государства на первое место выдвигается не принцип государственного принуждения, а гарантия прав, свобод и интересов человека, обеспечение справедливости и гуманизма. Естественно, что это не обошло стороной Вооруженные Силы и спецслужбы нашего государства.
Демократические процессы, происходящие в Российской Федерации, затронули все слои общества, включая Вооруженные Силы. В условиях резкого обострения общественных противоречий, когда развитие российского общества подчас приобретает непредсказуемый характер, роль правового регулирования строительства и использования Вооруженных Сил резко возрастает. При этом невозможно решать военные проблемы, не учитывая проблем экономических, правовых и гуманитарных.
На сегодняшний день в условиях спада производства и нехватки бюджетных средств, военнослужащие представляют одну из категорий населения нашей страны, которой весьма необходимы поддержка государства и правовая защита.
Военная мощь государства во многом зависит от разработанности, содержания и качества правовых норм. Регулирующая роль права способствует обеспечению сплоченности и единства действий военнослужащих, мобилизации их на совершенствование боевого мастерства, на безупречное несение военной службы, а также реализации их прав и законных интересов.
В данной работе мы постараемся рассмотреть особенности административно-правового статуса военнослужащих, так как на сегодняшний день вопрос о статусе военнослужащих продолжает оставаться одним из актуальных и достаточно серьезных.
Цель данной работы – проанализировать особенности административно-правового статуса военнослужащих как специальных субъектов права.
Задачи данной работы:
-рассмотреть законодательную базу СССР, регулирующую правовой статус военнослужащих.
-определить административно-пр
-рассмотреть особенности
реализации некоторых прав
За время своего существования СССР вел достаточно много войн, как на своей территории, так и на территории других государств. Для этих целей стране была нужна достаточно большая профессиональная армия. С целью привлечения в армию молодежи и квалифицированных кадров была развернута пропаганда военной службы и приняты ряд законов о правах и обязанностях военнослужащих.
Например, принятая в 1977 г. Конституция СССР не делала для военнослужащих исключений и в области личных свобод граждан (неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, свобода совести). Как и все граждане, военнослужащие, согласно Конституции 1977, пользовались правом на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную свободу, на честь и достоинство, имели право обращаться с жалобой на действия должностных лиц в государственные органы и общественные организации, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных учреждений и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
В то же время принцип политического и гражданского равноправия военнослужащих предполагает их равную со всеми гражданами ответственность за исполнение конституционных обязанностей, продиктованных высшими интересами нашего общества и соответствующих коренным интересам советских граждан. На военнослужащих в полной мере распространялось установленное ст. 59 Конституции СССР положение о том, что осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей».
Военно-служебные права и обязанности военнослужащих были установлены законом СССР о всеобщей воинской обязанности, военной присягой, воинскими уставами, наставлениями, руководствами, положениями и инструкциями, а также приказами соответствующих командиров и начальников. По характеру и условиям осуществления военно-служебные права и обязанности подразделялись на общие, должностные и специальные».
Но кроме всеобщих прав и прав, обусловленных спецификой военной службы, Советское государство предоставляло военнослужащим дополнительные права (льготы): «Военнослужащие Вооруженных Сил СССР наряду с правами, предоставленными всем советским гражданам, пользуются рядом дополнительных прав – специальными льготами (преимущественными), которые предоставляются им и их семьям в связи с характером и особенностями военной службы».
Льготы военнослужащим и их семьям относились к различным областям производственной, социальной и культурной жизни. Одни из них предоставлялись при прохождении действительной военной службы, другие – при увольнении в запас или отставку. Особую группу образовали льготы инвалидам войны и военной службы и семьям погибших воинов.
Действовавшие в то время льготы военнослужащим и их семьям были установлены Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей 1930 г., Законом СССР о всеобщей воинской обязанности и другими правовыми актами.
В области образования действовал приказ Министра обороны СССР от 8 января 1976 года № 4, которым было введено в действие “Положение об обучении офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в вечерних и заочных высших и средних специальных гражданских учебных заведениях”.
Среднее военное и
специальное образование в
В целях обеспечения возможности получения военнослужащими среднего военно-специального образования без отрыва от службы существовало “Положение об экстернате при военных училищах министерства обороны СССР” (приказ Министра обороны № 218 от 25 сентября 1974 года).
Вопрос снабжения вещевым имуществом был прописан в “Положении о вещевом снабжении советской армии и военно-морского флота на мирное время” (приказ Министра обороны СССР № 60 от 12 марта 1971 года).
Один из самых актуальных вопросов, который стоял в нашем обществе во все времена – квартирный. Министерство обороны СССР не обошло его стороной. В Законе СССР «О всеобщей воинской обязанности» этому вопросу посвящены статьи 70-72: «Статья 70. За военнослужащими действительной срочной военной служб сохраняется жилая площадь, и они не могут быть исключены из списков очередности на получение жилой площади.
22 апреля 1965 года приказом
Министра обороны СССР № 100
было введено “Положение о
квартирно-эксплуатационной
Как видно вопрос квартирного
обеспечения регламентировался
довольно большим количеством
В вопросе медицинского
обеспечения военнослужащих и членов
их семей советское государство
также установило ряд льгот. Существовали
различные ведомственные
Вопрос пенсии военнослужащих, регламентировался Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», постановлением СМ СССР от 2 января 1957 года № 1 «О пенсиях офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы и их семьям», «Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденным постановлением СМ СССР от 3 августа 1972 года № 590, постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» и др.
Военнослужащие имели также ряд льгот по перевозкам. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности»: «Статья 68. Перевозка и обеспечение питанием в пути следования лиц, призванных на действительную военную службу и на сборы, а также уволенных их рядов Вооруженных Сил СССР по окончании действительной военной службы и сборов к месту жительства, производятся за счет государства.
Для военнослужащих, участников боевых действий в Республике Афганистан, были установлены льготы Постановлением Совета Министров СССР от 9 августа 1988 года № 989 «О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан, и их семей».
Таким образом, на период существования СССР, правовая база по этому вопросу была достаточно полной и охватывала практически все аспекты жизни военнослужащих. Но не имелось такого закона, в котором бы были собраны все положения о статусе военнослужащих.
Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.
Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина - сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
Подобный характер взаимоотношений личности и государства является общепризнанным для большинства государств мира, что нашло закрепление в важнейших актах международного права, принятых ООН, организациями Европейского союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Эти, как их называют, естественные, неотъемлемые права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г. и некоторых других актах.
Российское государство,
следуя по пути признания
Согласно Конституции
РФ и основанному на ней законодательству
личность, человек, независимо от его
служебного, общественного или
Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).
Информация о работе Особенности административно-правового статуса военнослужащих