Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:18, доклад
Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) — центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1934—1946 годах, впоследствии переименован в МВД СССР.
Введение 3
I ГЛАВА. Органы НКВД (1934-1941гг.)…………………………………………...5
1. Создание НКВД СССР, его структура, функции……………………………….5
2. Функции органов милиции после 1934г…………………………………………9
II ГЛАВА. НКВД в 30 –е годы…………………………………………………….17
1. Борьба с уголовной преступностью в 30-е годы………………………………17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………22
Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) — центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1934—1946 годах, впоследствии переименован в МВД СССР.
За период своего существования НКВД СССР выполнял важные государственные функции, как связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности (в его состав входило Главное управление государственной безопасности, являвшееся преемником ОГПУ), так и в сфере коммунального хозяйства и экономики страны. Название этой организации часто ассоциируется со сталинскими репрессиями.
Народный комиссариат внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР) — центральный орган государственного управления РСФСР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1917—1930 годах. В период своего существования НКВД РСФСР выполнял государственные функции, связанные с охраной правопорядка и государственной безопасности, а также в сфере коммунального хозяйства и экономики молодого советского государства.
Наркомат внутренних дел РСФСР входил в число первых наркоматов образованных в соответствии с декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым 2-м Всероссийским съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года. Наркомом внутренних дел назначен Рыков Алексей Иванович.
28 октября (10 ноября) 1917
г. Народный комиссариат
В ноябре 1917 г. наркомом внутренних
дел становится Петровский Григорий
Иванович. При наркоме создается
коллегия в составе
Основными направлениями деятельности комиссариата в первые годы Советской власти становятся:
Органы НКВД 1934 – 1941 гг.
1. Создание НКВД СССР, его структура, функции
На заседании политбюро ЦК ВКП(б)
20 февраля 1934 года после доклада
И. В. Сталина было принято решение
об организации союзного наркомата
внутренних дел с включением в
него реорганизованного ОГПУ. Принципиальные
изменения заключались в том, что в проекте
постановления предусматривалось упразднение
так называемой судебной коллегии ОГПУ.
В проекте отмечалось, что народный комиссариат
внутренних дел СССР не имеет судебных
органов, что должно было стать свидетельством
резкого смягчения карательной политики,
проводимой советским государством.
Однако некоторые положения проекта вызвали
критические замечания со стороны прокурора
СССР И. А. Акулова и наркома юстиции РСФСР
Н. В. Крыленко. В служебной записке Сталину
от 22 февраля 1934 года прокурор поднял вопрос
о более широком ограничении внесудебных
полномочий ОГПУ. Он напомнил о существовании
помимо судебной коллегии ОГПУ при полномочных
представительствах ОГПУ "троек",
имеющих право рассматривать по существу
дела о преступлениях как контрреволюционных,
так и общеуголовного порядка и право
выносить приговоры с наказаниями вплоть
до расстрела. В связи с реорганизацией
ОГПУ он высказался о нецелесообразности
сохранения "троек" при Полномочных
представительствах ОГПУ.
Попытки сохранения "троек" неоднократно предпринимались руководством НКВД СССР в период разработки положения об НКВД СССР и Особом совещании. Например, в одном из тезисов, не вошедших ни в Положение об НКВД, ни в Положение об Особом совещании, предусматривалось, что для особо отдаленных районов (Дальневосточный край, Восточная Сибирь, Средняя Азия и Казахстан) организуются специальные комиссии в составе начальников управлений НКВД этих краев, начальников соответствующих отделов Управления государственной безопасности.
Этим комиссиям должно
было предоставляться право
Прокурор СССР также отметил необходимость усиления прокурорского надзора за административными действиями органов госбезопасности. "В настоящее время, - писал Акулов, - по инструкции от 8 мая ОГПУ имеет право производить аресты без предварительного согласования с прокурорским надзором по ряду дел (теракты, взрывы, поджоги, шпионаж, перебежчики, политбандитизм и КР антипартийные группировки". Не возражая против сохранения такого порядка и впредь, Акулов потребовал, чтобы все аресты по этим делам по истечении срока в 10 - 14 дней санкционировались прокуратурой.
На момент образования НКВД СССР действовала практика во взаимоотношениях между Прокуратурой СССР и ОГПУ, которая являлась отступлением от "Инструкции губернским, военным и военно-транспортным прокурорам по наблюдению за органами ГПУ", утвержденной наркомом юстиции РСФСР Д. И. Курским и зампредом ГПУ И. С. Уншлихтом 1 ноября 1922 года. В инструкции, принятой в развитие постановления ВЦИК от 16 октября 1922 года о предоставлении ГПУ права на внесудебную расправу в отношении бандитов, взятых с поличным на месте преступления, предусматривалось извещение органов прокуратуры об арестах, произведенных органами ГПУ, по делам политическим и шпионаже не позднее 14 суток. Таким образом, Прокурор СССР предложил не только существенно ограничить внесудебные полномочия НКВД СССР, но и повысить роль прокурорского надзора.
В ходе работы комиссии И. А. Акулов настаивал на том, чтобы НКВД расследовал не все дела, попадающие к нему, а ограниченно. В проектах положения об НКВД СССР и постановления ЦИК СССР об образовании НКВД СССР, подготовленных ОГПУ, речь шла об отстранении прокуратуры от надзора за следствием в ОГПУ. Споры возникли в комиссии по вопросу о порядке контроля прокурора за расследованием дел. Должен ли он осуществлять контроль в процессе расследования или после окончания расследования должен контролировать правильность ведения следствия и правильность отдачи под суд? Последнее ограничивало права прокуратуры и не было принято комиссией Л. М. Кагановича, созданной политбюро ЦК ВКП(б) для подготовки документов об образовании НКВД СССР.
Наиболее серьезные возражения по проектам документов, связанных с образованием НКВД, были высказаны Н. В. Крыленко в отношении прав ОГПУ на рассмотрение дел во внесудебном порядке. Он предложил вернуться к положению 1922 года, которым прерогативы ОГПУ были ограничены правом административной высылки и ссылки в концлагеря на срок до трех лет, а внесудебное рассмотрение дел необходимо было регулировать специально выносимым в каждом отдельном случае постановлением ЦИК. Акулов на заседаниях комиссии Кагановича требовал убрать право ОГПУ заключать осужденных в лагеря. Таким образом, нарком юстиции РСФСР совместно с Прокурором СССР выступили за ликвидацию широких внесудебных полномочий, полученных ОГПУ СССР в 1920-е годы.
В 1934 году второй раз в истории Советского государства органы госбезопасности и внутренних дел были объединены в составе одного ведомства (напомним, что первый раз это было сделано в 1922-1923 гг., когда НКВД РСФСР и ГПУ возглавлял Ф.Э. Дзержинский)
10 июля 1934 года ЦИК
СССР принял постановление "Об
образовании общесоюзного
Особое совещание при НКВД состояло из: заместителя НКВД, уполномоченного НКВД по РСФСР, начальника ГУРКМ, прокурора СССР и его заместителя. Рассматривало дела заочно.
Создавались “тройки” на местах из 1-го секретаря обкома или ЦК, начальника соответствующего НКВД, прокурор края, области или республики. Прокуратуру возглавлял Вышинский. Создание специальных репрессивных органов было необходимо для устрашения населения, зачастую они выносили оправдательные приговоры и не нарушали процессуальный порядок. Активизируются военные трибуналы.
В союзных республиках
создавались республиканские
2. Функции органов милиции после 1934г.
НКВД СССР был создан как орган, объединявший в своем составе огромный аппарат принуждения, одним из звеньев которого являлась милиция. Главное управление милиции НКВД СССР сосредоточило в своих руках решение всех оперативных вопросов, причем в таком объеме, что нижестоящие органы без согласования с главком не могли решать ни одного сколько-нибудь значительного вопроса. Такая централизация в построении органов милиции привела к тому, что их работники на местах в значительной мере перестали проявлять инициативу, самостоятельность, ожидали директив от вышестоящих органов. Данное обстоятельство не могло не влиять отрицательно на качественный уровень работы милиции.
Тем не менее, во второй половине 30-х годов было немало и положительных моментов в развитии милиции.
Рост автомобильного транспорта, повышение интенсивности дорожного движения вызвали необходимость принятия более эффективных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. В 1935 году в Центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудотранс) была образована Государственная автомобильная инспекция (ГАИ). 3 июля 1936 года СНК СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции. Этим нормативным актом на ГАИ возлагались обязанности бороться с аварийностью и хищническим использованием автотранспорта, наблюдать за подготовкой и воспитанием шоферских кадров, вести количественный и качественный учет автопарка. На нее возлагался также учет аварий автомобильного транспорта, выявление их причин, привлечение к ответственности водителей машин и других виновных в авариях лиц, контроль за проведением хозяйственными организациями и учреждениями необходимых мероприятий по содержанию автопарка в технически исправном состоянии. Важной функцией ГАИ являлось регулирование уличного движения, надзор за безопасностью движения транспорта и пешеходов в городах и на транспортных магистралях. Работниками Госавтоинспекции предоставлялись все права, установленные для сотрудников милиции.
В эти годы повысилась
роль милиции в обеспечении
16 марта 1937 года в
составе Главного управления
рабоче-крестьянской милиции
В 30-е годы существенно
расширились возможности