Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:06, реферат
Система технического обслуживания и ремонта вооружений и военной техники (далее - ВВТ) концептуально не соответствует Новому облику Вооруженных Сил Российской Федерации и не может обеспечить решения стоящих перед ней задач. Действующая система технического обслуживания и ремонта ВВТ, базирующаяся
на несоответствующей времени нормативно-технической документации, не адаптирована к:
- конкурсным механизмам размещения заказов на техническое обслуживание и ремонт;
- функционированию оборонно-промышленного комплекса в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности;
- резкому сокращению количества личного состава, который может быть привлечен к проведению работ, и снижению уровня его квалификации;
- потребности в полномасштабном участии предприятий промышленности в сервисном обслуживании и ремонте как новых ВВТ (в силу их сложности), так и старых ВВТ (в силу их изношенности).
КОНЦЕПЦИЯ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И
РЕМОНТА ВООРУЖЕНИЙ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИК НОВОМУ
ОБЛИКУ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система технического обслуживания и ремонта вооружений и военной техники
(далее - ВВТ) концептуально
не соответствует Новому
Российской Федерации и не может обеспечить решения стоящих перед ней задач.
Действующая система технического обслуживания и ремонта ВВТ, базирующаяся
на несоответствующей
времени нормативно-
к:
- конкурсным механизмам
размещения заказов на
ремонт;
- функционированию оборонно-
экономики и многообразия форм собственности;
- резкому сокращению
количества личного состава,
привлечен к проведению работ, и снижению уровня его квалификации;
- потребности в
полномасштабном участии
сервисном обслуживании и ремонте как новых ВВТ (в силу их сложности), так и
старых ВВТ (в силу их изношенности).
Последняя системная попытка привести нормативно-техническую
документацию в соответствие с реальными задачами и возможностями предпринималась в
1996-1999 годах и завершилась выпуском ряда приказов Министра обороны Российской
Федерации (далее - Министра обороны), несколько снизивших требования к проведению
ремонтных мероприятий (ремонт по техническому состоянию и регламентированное
техническое обслуживание с ремонтом по техническому состоянию), но оставивших
неизменным планово-предупредительный подход к системе обслуживания и ремонта
ВВТ.
Разрыв между требованиями нормативно-технической документации и
возможностями по их реализации привел к стихийному возникновению множества
вариантов организации технического обслуживания и ремонта ВВТ. Многие из них
основаны на использовании узлов и агрегатов, демонтированных со списанной техники,
беспорядочно установленных связях с предприятиями промышленности, а иногда и
на криминальных схемах имитации ремонтных мероприятий с реализацией
полученных для их осуществления ресурсов на рынке. Ситуация усугубилась ввиду
размытости полномочий и ответственности за организацию сервисного обслуживания и
ремонта между видами, родами Вооруженных Сил, органами военного управления и
многочисленными довольствующими органами. Хаотичность проводимых
мероприятий повлекла за собой существенное снижение степени готовности ВВТ к
использованию по назначению.
На начальном этапе создания новой системы технического обслуживания и ремонта
ВВТ, соответствующей Новому облику Вооруженных Сил, крайне необходимо провести комплекс мероприятий по уточнению и внесению изменений в имеющуюся
документацию (не исключая разработку новой).
Новая система технического обслуживания и ремонта ВВТ должна коренным образом
изменить систему
взаимоотношений предприятий-
и субъектов её эксплуатирующих (воинские части, инозаказчики и др.), с
возложением обязательств на предприятия-поставщики и ремзаводы,
повышением их ответственности за поддержание изделий ВВТ в установленной степени
готовности к использованию по назначению, а в части правильной эксплуатации и
боевого применения - повышением ответственности субъектов,
эксплуатирующих военную технику.
При этом разделение ответственности в рыночных условиях может быть
установлено только на возмездной основе и предусматривать гарантийные
обязательства, как предприятий-поставщиков ВВТ, так и ремонтных предприятий на
протяжении всего жизненного цикла эксплуатации ВВТ, вплоть до ее списания и
утилизации.
Подразумевается, что закрепление за эксплуатирующими военную технику
субъектами ответственности только в части сохранности, правильной эксплуатации и
боевого применения, предусматривает
наличие оперативной
неисправностей и поддержания изделий ВВТ в установленной степени готовности к
использованию по назначению силами предприятий-поставщиков и (или) ремонтных
предприятий.
Ответственность за поддержание изделий ВВТ в установленной степени готовности
к использованию по назначению базируется на проведении всего комплекса
мероприятий по сервисному обслуживанию и ремонту, включая, но не
ограничиваясь, диагностику причин возникновения неисправностей, востребование
необходимых узлов и агрегатов для восполнения ЗИП в случае его использования для
текущего ремонта, оказание помощи для безаварийной эксплуатации ВВТ.
Такая форма взаимодействия с предприятиями-поставщиками и ремонтными
предприятиями может быть реализована в виде включения в государственный
оборонный заказ услуг по проведению постоянного мониторинга технического
состояния ВВТ, ее сервисного обслуживания и устранения возникающих
неисправностей. В настоящее время данный подход реализован в РВСН и, отчасти, в
ВВС и ВМФ.
Основным субъектом, обеспечивающим выполнение работ по техническому
обслуживанию и ремонту, должен быть ОАО «Оборонсервис» (ОАО «Авиаремонт»),
предприятия которого будут осуществлять периодический (по согласованному с
Минобороны плану) мониторинг технического состояния ВВТ с последующим
сервисным обслуживанием и осуществлением текущего ремонта выездными бригадами
(группами).
Указанные мероприятия должны реализовываться на договорной основе с
четким регламентированием функций и ответственности каждого участника (субъекта) проведения сервисного обслуживания и ремонта ВВТ.
Таким образом, для реализации идеи создания новой системы технического
(сервисного) обслуживания и ремонта ВВТ необходимо проведение комплекса
мероприятий по:
1. Полной переработке всей нормативно-технической документации по
осуществлению технического обслуживания и ремонта ВВТ с целью
формирования в отношении
каждого образца всего
разработчиками (лицами, уполномоченными исполнять их обязанности)
регламентирующих документов с установлением четких гарантийных
обязательств.
2. Подготовке перечня групп изделий ВВТ, в части которых может быть
реализован подход возложения на предприятия-поставщиков или ремонтные
предприятия ответственности за поддержание их в установленной степени
готовности к использованию по назначению.
3. Выстраиванию оптимальных логистических цепочек, а также организации
комплексных центров сервисного послегарантийного обслуживания и ремонта
ВВТ в районах, приближенных к местам дислокации;
4. Формированию базы учета технического состояния каждого изделия с целью
определения потребности в мероприятиях технического обслуживания и
ремонта для поддержания
изделий в установленной
использованию по назначению и прогнозирования на этой основе объема
необходимых ресурсов на краткосрочную и среднесрочную перспективу для
использования при формировании и уточнении Плана строительства
Вооруженных Сил, Комплексной
программы переоснащения
ГПВ и ГОЗ.
5. Формированию основанной на сочетании экономических и административных
механизмов эффективной системы контроля объема и качества работ,
проводимых в рамках сервисного обслуживания и ремонта.
ПУТИ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО СЕРВИСНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ВВТ
Переход к комплексному сервисному обслуживанию и ремонту ВВТ должен
быть реализован путем формирования системы сервисного обслуживания силами
предприятий-поставщиков и ОАО «Оборонсервис», обеспечивающих
гарантированную исправность образцов ВВТ на весь период эксплуатации,
определенный исходя из военно-стратегических задач, темпов обновления
техники, с учетом имеющихся средств в соответствии со следующими принципами:
1. Система мероприятий
сервисного обслуживания новых
быть определена на стадии разработки образца.
2. В кратчайшие
сроки должна быть сформирована
система сервисного
степени готовности к использованию по назначению на весь предусмотренный
период их эксплуатации.
3. Основные виды ремонта новых ВВТ (капитальный ремонт,
регламентированный ремонт, комплексный ремонт) должны осуществляться
предприятиями-поставщиками ВВТ и (или) ремонтными предприятиями.
4. Все виды ремонта и мероприятия по поддержанию старой ВВТ в установленной
степени готовности к использованию по назначению должны осуществляться
ОАО «Оборонсервис» (ОАО «Авиаремонт») с привлечением предприятий –
разработчиков и поставщиков на контрактной основе.
С целью распределения
функций предприятий-
«Оборонсервис» (ОАО «Авиаремонт») в области сервисного обслуживания и
ремонта целесообразно разделить изделия ВВТ на группы:
1. Новая военная техника,
находящаяся на гарантии
2. Военная техника, имеющая остаточный ресурс (современные образцы ВВТ) с
установлением гарантийных обязательств предприятием, осуществившим
ремонт (промышленность), на основании договора с разработчиком
(производителем);
3. Военная техника, имеющая остаточный ресурс (устаревшие образцы, не
выпускаемые и не ремонтируемые
предприятиями промышленности),
предоставлением гарантийных обязательств ОАО «Оборонсервис» (ОАО
«Авиаремонт»);
4. Военная техника:
4.1. полностью выработавшая ресурс, прошедшая основные ремонты, но
ремонтопригодная и стоящая на вооружении (устаревшие образцы, не
выпускаемые и не ремонтируемые предприятиями промышленности) - без
гарантии;
4.2. полностью выработавшая ресурс, неремонтнопригодная, подлежащая
списанию и утилизации.
Предлагаемый подход
требует существенного
ГОЗ с установлением
сбалансированного
и капитального ремонта с модернизацией за счет средств, ранее предназначавшихся
для капитального и других видов ремонта, не связанного с радикальной модернизацией
ВВТ.
В основу создаваемой инфраструктуры должна быть положена следующая
стратегия взаимодействия:
1. Сервисные центры ОАО «Оборонсервис» (ОАО «Авиаремонт») по месту
базирования ВВТ в
соответствии с документацией предприятий-
осуществляют:
- диагностику ВВТ, поступающей в войска, а также перед передачей ВВТ в
ремонт на предприятия промышленности и после получения из ремонта;
- систематическую диагностику изделий;
- ведение учета технического
состояния и сервисного
изделия на протяжении всего жизненного цикла от поступления в войска до
утилизации;
- работы по сервисному обслуживанию изделий ВВТ;
- проведение текущего и капитального ремонта;
- предоставление предприятиям
- поставщикам своевременной
потребностях в ЗИП в соответствии с выявленными неисправностями;
- заказ ЗИП на предприятиях-
- организация системы логистистических складов с предприятиями-поставщиками
ВВТ;
- участие во взаимодействии
с органами военного
эвакуации и восстановлению образцов ВВТ, поврежденных в ходе боевых
действий, учений и стихийных бедствий.
2. Предприятия - поставщики осуществляют:
- разработку и
ремонту ВВТ;
- капитальный ремонт ВВТ и ремонт с модернизацией;
- гарантийный ремонт изделий ВВТ;
- сервисное обслуживание
техники, не выработавшей
- ремонт вышедших из строя сложных узлов и агрегатов;
- комплектование ЗИП.
Реализация описанной стратегии позволит сервисным центрам ОАО
«Оборонсервис» (ОАО «Авиаремонт») осуществлять по местам дислокации ВВТ
функции представителей предприятий - поставщиков, не имеющих собственной
ремонтной инфраструктуры в местах дислокации ВВТ. Кроме того, предприятия ОАО
«Оборонсервис» (ОАО «Авиаремонт») должны осуществлять капитальный ремонт (в
том числе и с модернизацией) изделий ВВТ, которые не ремонтируются
отечественными предприятиями.
ПОСТРОЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ СЕРВИСНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ВВТ
В настоящее время
системным недостатком
технического обслуживания, текущего ремонта, капитального ремонта, капитального
ремонта с модернизацией
является «заявочный» принцип
в сервисном обслуживании и ремонте. При определении направлений и объемов
финансирования перечисленных мероприятий предлагается следующая логика:
1. В разрезе каждого образца ВВТ должен быть разработан план переоснащения.