Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:30, реферат
Из истории можно узнать, что информационное воздействие применяется очень давно. Например, листовки. Несмотря на то, что первые формы листовок существовали и в рукописном виде, листовки как массовое явление появились вскоре после изобретения книгопечатания и по мере роста грамотности населения. Первоначально именно в этом виде издавались правительственные распоряжения. Но уже во время Крестьянской войны в Германии в 1524—1526 гг. распространялись революционные листовки. С развитием технологий печати, СМИ и рекламной отрасли, стало преобладать рекламная функция листовки.
1.Литература
2.Вступительная часть
3.Проблема информационной безопасности
4.Локальные войны современности и информационная безопасность
5.Защита от негативного воздействия противника
6.Заключение
В
ходе военного противоборства информационная
безопасность войск в значительной
мере будет зависеть от мощности информационно-психологического
воздействия на противника, которое
должно преследовать цели подрыва морально-
Эффективность
работы по противодействию
Защита
войск от информационного воздействия
противника представляет собой систему
мероприятий по прогнозированию, профилактике,
оценке, срыву информационно-
Командиры, штабы, заместители командиров по воспитательной работе должны выделить потенциальные объекты наиболее интенсивного психологического воздействия противника. Как показывает практика, специалисты подрывных акций подходят дифференцированно к аудиториям, на которые осуществляется их влияние. Опыт свидетельствует о том, что специалистами, как правило, выделяются следующие объекты воздействия: солдаты и сержанты; контрактники; военнослужащие-женщины; офицеры; генералы; представители конфликтующих этнических, политических и конфессиональных групп; военнослужащие из пополнения; те, кто длительное время бессменно участвует в боевых событиях; лица, работающие на средствах связи, и др.
Важным
моментом прогнозирования является
определение возможной тематики
и символики негативного
Предупреждение
эффективного «срабатывания» негативного
информационного воздействия
Эффективными способами предупреждения негативных последствий в этом случае являются: назначение наставников из числа опытных, психологически устойчивых воинов к военнослужащим, потенциально подверженным психологическому воздействию противника, с целью оказания психологической поддержки; включение последних в «тройки» и «пятерки» воинов, нацеленные для решения конкретных задач; проведение с ними индивидуальной работы и обучение приемам психической саморегуляции и др. Снижению эффективности психологических акций противника способствует непрерывное, объективное, психологически целесообразно структурированное боевое и политическое информирование военнослужащих. Помня о специфике действия психологических механизмов восприятия человеком информации (эффектах первичности, авторитета, возложения ответственности и др.) командирам необходимо упреждать противника в информировании своих подчиненных о военных, политических и боевых событиях, изменениях обстановки; активнее привлекать для этого специалистов (психологов, пропагандистов и др.), свидетелей событий (беженцев, бывших военнопленных, воинов, уже принимавших участие в боях с противником, познавших его тактику действий), своевременно разъяснять причины неудач и просчетов.
Известный военачальник времен Великой Отечественной войны М.Е. Катуков в этом отношении отмечал: «Должен особо подчеркнуть, что мы старались говорить бойцам только правду о нашем положении, как бы горька она ни была. Ничто так не действует на моральное состояние бойца, как сладенькая полуправда, которая потом трещит по швам под напором фактов. Мы старались воспитывать своих бойцов так, чтобы они понимали: победа или поражение - это не результат указаний свыше, это - твоя победа, твое поражение».
Видимо, сегодня нельзя пренебрегать и опытом информационно-психологического противодействия, накопленным в годы Второй мировой войны нашим противником. Известно, что, стремясь обеспечить идейно-психологическую защищенность своих военнослужащих от советской пропаганды, фашистские лидеры организовали дело так, что практически весь личный состав прошел курс «национал-социалистской подготовки», состоящий из 16 занятий («германский народ», «германская империя», «германское жизненное пространство» и «национал-социализм»). И постоянно снабжался фашистской литературой: каждая рота получала журнал «Вермахт», по 10 газет и серийную массовую литературу «Торнистеншрифт» («для солдатского ранца»).
Локальные
войны современности и
Срыв
психологического воздействия противника
на личный состав наших частей и
подразделений достигается
Во время боевых действий на руку противника неосознанно могут играть некоторые средства массовой информации своей страны. Так, например, сообщения СМИ США о том, что в район Персидского залива спешно перебрасываются плавучие госпиталя (американский «Мерси» и французский «Ла-Ранс» емкостью по 200 тыс. раненых в сутки), около 55 тыс. пластиковых мешков для транспортировки тел погибших, на некоторое время резко ухудшили морально-психологическое состояние участников операции «Буря в пустыне». Еще более ярким примером включения СМИ собственного государства в систему негативного информационного воздействия противника являются чеченские события (1994-1995 гг.). Поэтому командирам, их заместителям по воспитательной работе необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по организации оптимального взаимодействия с СМИ (порядок предоставления им информации; организация контактов с военнослужащими; распространение среди военнослужащих печатных изданий и др.). Видимо, в этом отношении весьма ценным может оказаться опыт взаимодействия руководителей американских частей в зоне Персидского залива с представителями СМИ. Им удалось соединить жесткую цензуру военного времени (война названа «самой закрытой» в нынешнем столетии) с беспрецедентным размахом организованного посещения журналистами мест дислокации войск. Этому в немалой степени способствовало создание пресс-центров, в которых журналисты могли получить большой объем свежей, яркой и одновременно тщательно «просеянной», «отшлифованной» информации. Гибкой и эффективной формой этой работы стали 40 журналистских «пулов», формировавшиеся в составе 4 - 5 представителей СМИ и офицера по связям с общественностью.
В последние годы в министерстве обороны США активизируются работы по созданию информационного оружия как одного из компонентов ведения информационной войны. Эксперты определяют это оружие как совокупность средств и методов, позволяющих похищать, искажать или уничтожать информацию; ограничивать или прекращать доступ к ней законных пользователей; нарушать работу или выводить из строя телекоммуникационные сети и компьютерные системы, используемые в обеспечении жизнедеятельности общества и государства. Так, в ходе ведущейся войны в Ираке вооруженные силы коалиции применили против иракских радиоэлектронных средств свою новейшую электромагнитную бомбу. Это устройство преобразует химическую энергию взрывчатого вещества в электромагнитный импульс высокой мощности (до 10 Гигаватт), что соответствует мощности крупной ГРЭС. При этом поражаются компоненты радиоэлектронной техники в радиусе более 250 метров и тем самым выводятся из строя системы связи, информатики и управления.
Для того чтобы еще раз подчеркнуть всю пагубность недооценки значения работы со СМИ, приведем такой пример. По оценкам специалистов, российские военные средства массовой информации в ходе боевых событий в Чечне выглядели «почти беспомощными» - за месяц боевых действий федеральных войск официальная информация, исходившая из Министерства обороны, составила 5% всего объема сообщений. Были дни, когда Министерство обороны попросту молчало и не реагировало на явную клевету и дезинформацию, звучавшую из других источников информации.
Во
многом именно поэтому такое громкое
звучание имели информационно-
Опыт
организации противодействия
информационно-подрывным
После
начала грузинской агрессии 8 августа
2008 года президент России Д.А.
После
наказания агрессора в
Агрессивная
антироссийская пропаганда пытается навязать
мировому сообществу отрицательные
информационные клише о России. К
сожалению, «пятидневная августовская
война» на Кавказе показала нашу несостоятельность
в отстаивании своих целей
и интересов в мировом
Главная проблема, которая была очевидной в ходе дискуссий, – это явная недооценка роли информационного противоборства современной российской политической элитой в условиях усиления глобальной экономической и геополитической конкуренции в мире.
После
принуждения Грузии и ее заокеанских
покровителей к миру геополитическая
и геоэкономическая роль России в мире
во многом будет определяться тем, сможет
ли она создать эффективную систему информационного
противоборства. Время требует одновременного
создания мощных информационно-аналитических
и информационно-пропагандистских структур,
предназначенных для реализации информационных
моделей урегулирования конфликтов.