Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:07, контрольная работа
Учитывая реальные экономические возможности государства, гражданская оборона должна быть более рациональной и эффективной с точки зрения расходов на ее мероприятия и выбора приоритетов в развитии.
Силы и средства гражданской обороны должны иметь высокую готовность к участию в мирное время в защите населения от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Цель данной работы – рассмотреть понятие гражданской обороны и ее специфику в современных условиях.
В мирное время основными задачами гражданской обороны являются: создание органов управления гражданской обороны, подготовка сил гражданской обороны, обучение населения, поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты, планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны, создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации основной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны, а также организаций - исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переводу на работу в условиях военного времени. С объявлением мобилизации на гражданскую оборону возлагается выполнение всего объема мероприятий по переводу ее оргштатной структуры с мирного на военное время в установленные сроки.
В военное время основными задачами гражданской обороны являются проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.
Основными направлениями государственной политики в области гражданской обороны в настоящее время являются:
Государственная политика в области гражданской обороны реализуется в ходе деятельности государства во внешнеполитической, экономической, оборонной и иных сферах, а также посредством разработки и выполнения целевых и научно-технических программ, планов мероприятий по совершенствованию и развитию гражданской обороны, скоординированных с мобилизационными планами экономики и государственным оборонным заказом.
Наличие единой государственной
политики в области гражданской
обороны позволяет
Исходя из вышеизложенного,
можно выделить принципиальные основы
организации гражданской
1. Организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших функций государства
2. Защите от военных
опасностей подлежит все
3. Гражданская оборона
должна быть готовой к
4. Гражданская оборона организуется и строится, в первую очередь, на вариант войны с применением обычного высокоточного оружия с возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.
Вариант массированного применения ядерного оружия вряд ли целесообразно рассматривать как реальный вариант действий, так как в этом случае поражающие факторы затронут и нападающую сторону
В этих условиях основными целями гражданской обороны будут являться:
5. Гражданская оборона должна строиться не как изолированная система, а в общем комплексе с системой мобилизационной подготовки, системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, системой обороноспособности страны.
Только в этом случае можно будет достичь поставленных перед ней целей.
6. Основной способ защиты
7. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется в мирное время - в плановом порядке в пределах объемов выделенных средств; в угрожаемый период - в ускоренном порядке на основе мобилизационных планов; в период начала и ведения боевых действий - в максимально короткие сроки с привлечением всех возможных средств и ресурсов.
8. Финансирование мероприятий гражданской обороны на паритетных началах осуществляют государство, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, частный сектор, граждане в порядке, установленном специальным законом.
9. Выбор приоритетов в подготовке и финансировании мероприятий гражданской обороны осуществляется на основе важности этих мероприятий для выполнения поставленных целей, а также на основе критерия «затраты-эффективность».
10. Руководство и управление
гражданской обороной
11. Гражданская оборона
в силу своей специфики
Характерными особенностями гражданской обороны в настоящее время и на перспективу являются:
1. Обеспечение готовности для решения задач военного времени достигается через готовность сил и средств ГО к решению задач мирного времени.
2. Переход от прикрытия мобильными силами объектов к прикрытию территорий.
3. Создание двухуровневой
системы защиты населения - на
федеральном уровне и на
4. Гражданская оборона
стала более социально
5. Более активное участие общественности и населения в целом в мероприятиях ГО. «Гражданская оборона - дело каждого гражданина».
6. Более быстрая адаптация
к обстановке и любому
За последние 10 лет в Российской Федерации проведена большая работа по созданию законодательно - нормативных основ для функционирования гражданской обороны в новых условиях.
Принят Федеральный закон «О гражданской обороне», который в настоящее время претерпел существенные изменения в результате принятия Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Президентом Российской Федерации утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года».
Разработан и принят ряд подзаконных актов, постановлений Правительства Российской Федерации.
Активизировалась работа по разработке местных нормативных документов в субъектах Российской Федерации.
Принципиальное значение для организации гражданской обороны имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122, который внес существенные изменения в Федеральный закон «О гражданской обороне».
Гражданская оборона стала системой мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера. В связи с этим несколько расширился смысл основных задач.
Упразднен территориально-
Исключено понятие начальник
гражданской обороны и
Уточнена структура плана гражданской обороны: теперь он включает не только мероприятия на военное время, но и на мирное. Новое наименование плана «План гражданской обороны и защиты населения».
Произошло более четкое распределение полномочий в области гражданской обороны между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Если первые, в основном, организуют мероприятия гражданской обороны, то вторые их проводят в жизнь.
Вместо довольно неопределенного понятия «гражданские организации гражданской обороны» введено понятие - «нештатные аварийно-спасательные формирования», которые создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Упразднены службы гражданской обороны, вместо них должны быть созданы аварийно-спасательные службы, выполняющие задачи в области гражданской обороны.
Определено, что государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны, т.е. МЧС России.
Законодательно определен статус территориального органа управления МЧС России - регионального центра.
За МЧС России закреплены
специальные, разрешительные, надзорные
и контрольные функции в
Уточнены расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
В целом созданная в настоящее время нормативная правовая база в области гражданской обороны отвечает современным требованиям и обеспечивает функционирование гражданской обороны в мирное и военное время.
Вместе с тем требуется дальнейшая работа по ее совершенствованию, особенно в части нормативной документации, определяющей порядок выполнения отдельных задач гражданской обороны.
Гражданская оборона в Российской Федерации организуется на территории всей страны - на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях, в том числе в организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (рис.1).
Информация о работе Гражданская оборона и ее специфика в современных условиях