Гражданская оборона и ее специфика в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Учитывая реальные экономические возможности государства, гражданская оборона должна быть более рациональной и эффективной с точки зрения расходов на ее мероприятия и выбора приоритетов в развитии.
Силы и средства гражданской обороны должны иметь высокую готовность к участию в мирное время в защите населения от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Цель данной работы – рассмотреть понятие гражданской обороны и ее специфику в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ нокиа.docx

— 514.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение

 

В современных условиях, когда тыл страны стал одним из основных объектов вооруженного нападения  противника, гражданская оборона  становится важным фактором, обеспечивающим обороноспособность государства.

Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней природной средой. Человек – продукт и неотъемлемая часть природы. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания в микро- и макромасштабах оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменялась природная среда обитания, возникла вторичная природа, города, заводы, каналы, водохранилища, плотины, дороги, искусственные лесонасаждения и.т.д.

В XX в. усилилось антропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второй мировых войн, следствием которых был военно-технический прогресс с научно-технической революцией во второй половине этого века.

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и на защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Служба ГО – служба, предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств  и обеспечение действий гражданских  организаций ГО в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при видении военных действий или вследствие этих действий.

Гражданская оборона  как составная часть системы  национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к  выполнению задач при любых вариантах  развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

В мирное время гражданская  оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.

В период нарастания военной  угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций – исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – к переходу на работу в условиях военного времени.

В военное время гражданская  оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.

В современных условиях и на перспективу сохраняется  актуальность мероприятий гражданской  обороны. В определенной мере их значение для выживания государства в военное время повышается, так как, не обеспечив должную защиту критически важных объектов и населения, нельзя говорить не только о победе в современной войне, но и о сохранении самого государства. 
Изменившийся характер военных действий, новые средства вооруженной борьбы требуют новых подходов и методов решения задач гражданской обороны.

Учитывая реальные экономические  возможности государства, гражданская  оборона должна быть более рациональной и эффективной с точки зрения расходов на ее мероприятия и выбора приоритетов в развитии. 
Силы и средства гражданской обороны должны иметь высокую готовность к участию в мирное время в защите населения от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Цель данной работы – рассмотреть  понятие гражданской обороны и ее специфику в современных условиях.

1. Состояние гражданской обороны Российской Федерации и основные проблемы

 

В целом в настоящее  время состояние гражданской  обороны можно охарактеризовать как обеспечивающее выполнение основных задач в условиях современных  войн. Этот вывод обуславливается  с одной стороны - снижением вероятности возникновения крупномасштабной войны с применением оружия массового уничтожения, что существенно повышает реальные возможности по защите населения, с другой - своевременным принятием мер по сохранению потенциала гражданской обороны советского периода.

В настоящее время  сформирована основная нормативная  правовая база в области гражданской  обороны.

Осуществляется комплекс мер по поддержанию требуемого уровня готовности систем гражданской обороны. Созданы на новой основе единые органы управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.

Сформированы группировки  сил гражданской обороны в  субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях для  проведения аварийно-спасательных и  других неотложных работ.

Оптимизирован состав и структура войск гражданской обороны, улучшается их техническое оснащение, повышается уровень их боевой готовности.

 Сформирована и функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в состав которой в настоящее время входят более 7 тыс. учреждений различных федеральных органов исполнительной власти.

Существенную роль в  повышении готовности гражданской  обороны сыграло создание Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силы и средства которой позволяют более эффективно решать задачи гражданской обороны.

Приоритетное внимание в последние годы уделяется вопросам повышения уровня защищенности населения.

С учетом современных  требований проводится реконструкция  системы централизованного оповещения населения.

Спланированы и осуществляются в соответствии с действующими нормативными правовыми и методическими документами  мероприятия по инженерной, радиационной, химической и медицинской защите населения.

Проводится обучение населения и подготовка руководящего состава, специалистов и формирований. В этих целях широко применяются современные обучающие методики и технические средства.

Вместе с тем в  состоянии гражданской обороны  Российской Федерации имеется ряд  нерешенных проблем.

В связи с изменившимися основными экономическими принципами хозяйствования, требуется дальнейшее совершенствование механизмов финансирования мероприятий гражданской обороны на территориальном, муниципальном и объектовом уровнях и в частном секторе

Более быстрыми темпами должен идти процесс интеграции трех существующих в настоящее время структур в области гражданской безопасности - гражданской обороны, РСЧС и Государственной пожарной службы.

Происходящая в стране административная реформа обуславливает необходимость уточнения организационных основ гражданской обороны, более четкого распределения сфер ответственности в области гражданской обороны.

Требует дальнейшего  совершенствования работа по разграничению  полномочий предметов ведения и  полномочий в области гражданской обороны между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом должна обеспечиваться необходимая централизация управления мероприятиями гражданской обороны.

В связи с внесенными изменениями в Федеральный закон «О гражданской обороне» назрела необходимость разработки нормативных правовых документов, регулирующих вопросы создания территориальных аварийно-спасательных формирований, а также порядок их оснащения и материально-технического обеспечения в мирное и военное время. Актуальной также является задача по формированию правового механизма реализации требований в области гражданской обороны и разработке нормативных документов по установлению порядка осуществления специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны.

В силу сложившихся социально-экономических  обстоятельств недостаточными темпами  идет техническое перевооружение сил  ГО и наращивание материально-технической базы гражданской обороны (накопление фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, средств жизнеобеспечения и др.)

Требуется дальнейшее совершенствование  технических систем управления и  оповещения населения, модернизация средств  связи и использование оптико-волоконной техники и спутниковых систем связи нового поколения.

Назрела необходимость  разработки более совершенных средств  индивидуальной защиты, средств наблюдения и лабораторного контроля.

Необходимы новые конструктивно-планировочные решения для создания простейших укрытий и эффективного освоения подземного пространства городов.

Требует дальнейшего  совершенствования оперативная  подготовка органов управления и  сил гражданской обороны. Методы проведения командно-штабных учений, тренировок и тактико-технических занятий должны учитывать новые условия функционирования гражданской обороны. Длительное время не проводятся опытно-исследовательские учения, потребность в которых в новых изменившихся условиях велика. В связи с их отсутствием не представляется возможным проверить новые теоретические наработки.

Вывод: Несмотря на объективные  трудности в стране сохранилась  достаточно эффективная система  защиты населения от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Государственная политика в области гражданской обороны

 

Государственную политику в области гражданской обороны  определяет Президент Российской Федерации.

Целью государственной  политики в области гражданской  обороны является создание в стране условий, обеспечивающих в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах предотвращение или максимальное снижение потерь и ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

Основными задачами государственной  политики в области гражданской  обороны в современных условиях являются:

  • обеспечение реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, осуществления эффективного управления и координации их деятельности в данной сфере;
  • проведение мер по организации и ведению гражданской обороны, по защите населения, материальных и культурных ценностей, по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • совершенствование нормативно-правовой базы в области гражданской обороны с учетом современных требований, в том числе в области противодействия новым видам опасностей и угроз для Российской Федерации, включая терроризм;
  • формирование эффективного механизма выполнения положений законодательных, нормативных правовых и иных актов, а также реализации специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;
  • международное сотрудничество в целях предотвращения военной опасности, кризисов и конфликтов посредством тесного взаимодействия в рамках Международной организации гражданской обороны, а также с соответствующими органами иностранных государств.

В соответствии с «Основами единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», утвержденными Президентом Российской Федерации 5 января 2004 года, гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

  • выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия,
  • принимать участие в защите населения и территорий в условиях крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

Информация о работе Гражданская оборона и ее специфика в современных условиях