Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:07, контрольная работа
Учитывая реальные экономические возможности государства, гражданская оборона должна быть более рациональной и эффективной с точки зрения расходов на ее мероприятия и выбора приоритетов в развитии.
Силы и средства гражданской обороны должны иметь высокую готовность к участию в мирное время в защите населения от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
Цель данной работы – рассмотреть понятие гражданской обороны и ее специфику в современных условиях.
Содержание
В современных условиях, когда тыл страны стал одним из основных объектов вооруженного нападения противника, гражданская оборона становится важным фактором, обеспечивающим обороноспособность государства.
Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней природной средой. Человек – продукт и неотъемлемая часть природы. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания в микро- и макромасштабах оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменялась природная среда обитания, возникла вторичная природа, города, заводы, каналы, водохранилища, плотины, дороги, искусственные лесонасаждения и.т.д.
В XX в. усилилось антропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второй мировых войн, следствием которых был военно-технический прогресс с научно-технической революцией во второй половине этого века.
Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и на защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Служба ГО – служба, предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при видении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.
В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций – исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – к переходу на работу в условиях военного времени.
В военное время гражданская оборона проводит комплекс мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств вооруженной борьбы, в том числе и оружия массового поражения.
Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
В современных условиях
и на перспективу сохраняется
актуальность мероприятий гражданской
обороны. В определенной мере их значение для выживания государства в военное
время повышается, так как, не обеспечив
должную защиту критически важных объектов
и населения, нельзя говорить не только
о победе в современной войне, но и о сохранении
самого государства.
Изменившийся характер военных действий,
новые средства вооруженной борьбы требуют
новых подходов и методов решения задач
гражданской обороны.
Учитывая реальные экономические
возможности государства, гражданская
оборона должна быть более рациональной
и эффективной с точки зрения
расходов на ее мероприятия и выбора
приоритетов в развитии.
Силы и средства гражданской обороны должны иметь высокую готовность к участию
в мирное время в защите населения от чрезвычайных
ситуаций и ликвидации их последствий.
Цель данной работы – рассмотреть понятие гражданской обороны и ее специфику в современных условиях.
В целом в настоящее время состояние гражданской обороны можно охарактеризовать как обеспечивающее выполнение основных задач в условиях современных войн. Этот вывод обуславливается с одной стороны - снижением вероятности возникновения крупномасштабной войны с применением оружия массового уничтожения, что существенно повышает реальные возможности по защите населения, с другой - своевременным принятием мер по сохранению потенциала гражданской обороны советского периода.
В настоящее время сформирована основная нормативная правовая база в области гражданской обороны.
Осуществляется комплекс мер по поддержанию требуемого уровня готовности систем гражданской обороны. Созданы на новой основе единые органы управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.
Сформированы группировки сил гражданской обороны в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Оптимизирован состав и структура войск гражданской обороны, улучшается их техническое оснащение, повышается уровень их боевой готовности.
Сформирована и функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в состав которой в настоящее время входят более 7 тыс. учреждений различных федеральных органов исполнительной власти.
Существенную роль в повышении готовности гражданской обороны сыграло создание Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силы и средства которой позволяют более эффективно решать задачи гражданской обороны.
Приоритетное внимание в последние годы уделяется вопросам повышения уровня защищенности населения.
С учетом современных требований проводится реконструкция системы централизованного оповещения населения.
Спланированы и осуществляются
в соответствии с действующими нормативными
правовыми и методическими
Проводится обучение населения и подготовка руководящего состава, специалистов и формирований. В этих целях широко применяются современные обучающие методики и технические средства.
Вместе с тем в состоянии гражданской обороны Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем.
В связи с изменившимися основными экономическими принципами хозяйствования, требуется дальнейшее совершенствование механизмов финансирования мероприятий гражданской обороны на территориальном, муниципальном и объектовом уровнях и в частном секторе
Более быстрыми темпами должен идти процесс интеграции трех существующих в настоящее время структур в области гражданской безопасности - гражданской обороны, РСЧС и Государственной пожарной службы.
Происходящая в стране административная реформа обуславливает необходимость уточнения организационных основ гражданской обороны, более четкого распределения сфер ответственности в области гражданской обороны.
Требует дальнейшего совершенствования работа по разграничению полномочий предметов ведения и полномочий в области гражданской обороны между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом должна обеспечиваться необходимая централизация управления мероприятиями гражданской обороны.
В связи с внесенными
изменениями в Федеральный
В силу сложившихся социально-
Требуется дальнейшее совершенствование технических систем управления и оповещения населения, модернизация средств связи и использование оптико-волоконной техники и спутниковых систем связи нового поколения.
Назрела необходимость разработки более совершенных средств индивидуальной защиты, средств наблюдения и лабораторного контроля.
Необходимы новые
Требует дальнейшего совершенствования оперативная подготовка органов управления и сил гражданской обороны. Методы проведения командно-штабных учений, тренировок и тактико-технических занятий должны учитывать новые условия функционирования гражданской обороны. Длительное время не проводятся опытно-исследовательские учения, потребность в которых в новых изменившихся условиях велика. В связи с их отсутствием не представляется возможным проверить новые теоретические наработки.
Вывод: Несмотря на объективные трудности в стране сохранилась достаточно эффективная система защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Государственную политику в области гражданской обороны определяет Президент Российской Федерации.
Целью государственной политики в области гражданской обороны является создание в стране условий, обеспечивающих в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах предотвращение или максимальное снижение потерь и ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.
Основными задачами государственной политики в области гражданской обороны в современных условиях являются:
В соответствии с «Основами единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», утвержденными Президентом Российской Федерации 5 января 2004 года, гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:
Информация о работе Гражданская оборона и ее специфика в современных условиях