Языя, речь, речевая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:24, лекция

Описание работы

Понятие языка и речи, функции языка и речи. Речевая деятельность , функции речевой деятельности. Соотношение речевой деятельности и мышления

Работа содержит 1 файл

язык и речь лекция 2.docx

— 154.32 Кб (Скачать)

• собственно внутренняя речь, выступающая как  средство мышления. При этом человек  пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами образов  и т. п.). Такая речь имеет специфическую  структуру, отличающуюся от структуры  внешней речи;

• внутреннее программирование, т. е. формирование и  закрепление в специфических  единицах программы речевого высказывания, целого текста или его частей.

Внешняя речь – это процесс речевой  деятельности, включающей различные  механизмы кодирования и декодирования  информации. Внешняя речь – это  то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем. Из сказанного со всей очевидностью следует, что речевая деятельность имеет два основных варианта своего осуществления (иначе, реализации, воплощения).

Первый  – процесс речевой коммуникации (речевого общения), на который приходится примерно две трети всего «пласта» речевой деятельности; второй –  индивидуальная речемыслительная деятельность, реализуемая посредством внутренней речи.

– Как  и любая другая деятельность человека, речевая деятельность включает:

• потребность, мотив, цель, замысел, установку, знания (культурологические, собственно языковые, и апелляцию к ним);

• многосторонний анализ ситуации, в которой должна произойти и происходит деятельность;

• принятие решения осуществлять или не осуществлять деятельность и выбор оптимальных  для данной ситуации средств осуществления  деятельности (форм речи, их вариантов  и собственно языковых средств: фонетических, синтаксических, лексических и иных);

• планирование деятельности (на разных уровнях осознания  результатов планирования) и предсказание ее возможного результата (акцептор результата действия по П. К. Анохину [3] );

• производство (выполнение) определенных действий и  операций;

• текущий  контроль за совершаемой деятельностью и ее коррекция (если она необходима);

• конечное сличение результата деятельности с  ее целью (замыслом).

Исходным  моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т. е. такое стечение обстоятельств, которое побуждает  человека к речевому действию (например, к высказыванию). Примеры речевых  ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах  работы, написать письмо, побеседовать с другом и т. п. Речевая ситуация порождает мотив высказывания, который  в отдельных случаях перерастает  в потребность совершения этого  действия.

В реализации речевого действия выделяются следующие  этапы:

1) подготовка  высказывания: осознание мотивов,  потребностей, целей, вероятностное  прогнозирование результатов высказывания  на основе прошлого опыта и  учета обстановки. У развитого  в речевом отношении человека, для которого характерны быстрые  реакции, эти подготовительные  решения протекают с большой  скоростью на подсознательном  уровне. Все эти решения завершаются  созданием внутреннего плана  высказывания, который может иметь  различную степень обобщенности или конкретности. Успех речевого действия зависит от того, насколько активно знание языка, насколько сформированы у человека речевые навыки и умения;

2) структурирование  высказывания: выбор слов, расположение  их в нужной последовательности  и грамматическое оформление  – все это происходит во  внутреннем плане. Данный этап  наименее изучен в системе  речевого действия, поскольку не  ясны механизмы выбора слов  и грамматического оформления. Предполагается, что выбор слов в памяти  осуществляется методом проб  и ошибок, путем отбрасывания  слов, которые недостаточно точно  выражают намеченное содержание. В оперативной речевой памяти  действует механизм «оценки»  подбираемых слов. Предполагается  также, что слова в памяти  человека сохраняются не разрозненно,  а в систематизированном виде, например в виде тематических  блоков, что ускоряет и облегчает  выбор нужного слова. При этом  слова, которые неоднократно использовались, являются как бы «индуцированными»,  поэтому у говорящего прослеживается  тенденция их повторного употребления. При выборе слов определенную  роль играют также словесные  ассоциации, которые образуются  на основе предшествующего опыта  и сохраняются в памяти;

3) переход  к внешней речи: звуковое или  графическое оформление высказывания. Этот этап самый ответственный,  поскольку он определяет положительный  или отрицательный результат  высказывания. Если переход от  внутренней речи к внешней по каким-то причинам нарушен, т. е. внутренняя речь плохо оформляется во внешней, то такая речь кажется неполной, бессвязной, труднопонимаемой.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на него, т. е. обратной связи.

Восприятие  речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

1) переход  с акустического или графического  кода на код внутренней речи;

2) расшифровка  синтаксических структур, грамматических  форм;

3) понимание  общего плана высказывания;

4) понимание  замыслов и мотивов высказывания;

5) оценка  полученной информации (содержания  высказывания, его идеи, позиции  говорящего и т. п.);

6) понимание  выбора формы и языковых средств.

  Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня: языковой и содержательный. Первый без второго  возможен, а второй без первого  – нет. Очевидно, что полное понимание  достигается не всегда. Эффективное  восприятие возможно при активном желании  воспринимающего понять речь автора высказывания.

Обратная  связь (т. е. реакция на высказывание) – важный элемент контроля речевого действия, позволяющий оценить его  результат. Наиболее полно обратная связь осуществляется в диалоге.

Качество  понимания передаваемого сообщения  зависит от комплекса факторов –  различных условий, при которых  осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т. п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Поскольку главная цель речевого общения –  это обмен информацией, т. е. передача и восприятие смысла высказывания, человек всегда, как правило, стремится быть понятым. Для этого необходимо учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс общения. С учетом таких факторов выделяют различные формы и типы речевой коммуникации.

Для каждой формы коммуникации характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

1) условия  общения:

• прямое, или непосредственное, общение с  активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и  т. п.);

• опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

2) количество  участников:

• монолог (речь одного человека);

• диалог (речь двух людей);

• полилог (речь нескольких человек);

3) цель  общения:

• информирование;

• убеждение (включая побуждение, объяснение и  т. п.);

• развлечение;

4) характер  ситуации:

• деловое  общение (доклад, лекция, дискуссия  и т. п.);

• бытовое  общение (разговоры с близкими людьми и т. д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному  типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы  пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

В. А. Ковшиков, В. П. Пухов

в учебнике по психолингивистике предлагают рассматривать ситуацию речевого общения по другой схеме:

           Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства (слова, грамматические конструкции и т. д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации.

Речевая деятельность реализуется в таких  видах, как говорение, слушание, письмо и чтение (И.А Зимняя). Эти виды РД выступают как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения.

   По  мнению И.А. Зимней,  перевод как  вида РД не является самоочевидным. Во всяком случае, его нельзя отнести к основным видам РД, поскольку он напрямую не связан ни с процессами формирования и формулирования мысли ни с деятельностью по ее анализу и переработке. Он обеспечивает главным образом возможность совместной речевой деятельности людей, разговаривающих и пишущих на разных языках (т. е. использующих для речевого общения различные языковые знаковые системы).

Особо следует сказать о таком виде сознательной деятельности человека, как думание. И.А. Зимняя считает, что думание правомерно определять как вид РД, если его рассматривать как своеобразную форму общения, взаимодействия человека с самим собой (92, 95). Однако однозначное отнесение думания к видам речевой деятельности, на наш взгляд, не совсем правомерно. Самый простой, но непредвзятый анализ процесса думания показывает, что он имеет отношение в равной степени как к собственно речевой деятельности (в частности, к процессам порождения и восприятия речевых высказываний), так и процессам мышления, аналитико-синтетической деятельности человека. Интерпретация процесса думания в современной психологии предусматривает и невербальные, т. н. неречевые формы его реализации (на основе наглядно-действенного и, отчасти, наглядно-образного мышления).

Из предыдущего  изложения ясно, что с точки  зрения механизмов кодирования/декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Говорение – это отправление речевых  акустических сигналов, несущих информацию.

Слушание (или аудирование) – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Письмо  – зашифровка речевых сигналов с  помощью графических символов.

Чтение  – расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют  при говорении и письме, механизмы  декодирования – при слушании и чтении. При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении – графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.

Все виды речевой деятельности имеют много  общего и в то же время отличаются друг от друга по ряду параметров. По ИА. Зимней (92, 95 и др.), главными среди этих параметров являются: а) характер вербального (речевого) общения; б) роль речевой деятельности в вербальном общении; в) направленность РД на прием или выдачу сообщения; г) связь со способом формирования и формулирования мысли; д) характер внешней выраженности; е) характер задействованной в процессах РД обратной связи.

РД подразделяется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К первым относятся говорение  и слушание. Именно эти виды РД первыми  формируются как способы реализации общения человека с другими людьми. К этим видам РД у человека имеется  наследственная предрасположенность.

  1. Полушария коры головного мозга, которые обеспечивают человеку возможность овладения речевой деятельностью
  2. Периферический речевой аппарат, к моменту рождения ребенка он уже готов и в первый год жизни происходит его настройка.

Информация о работе Языя, речь, речевая деятельность