Языя, речь, речевая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:24, лекция

Описание работы

Понятие языка и речи, функции языка и речи. Речевая деятельность , функции речевой деятельности. Соотношение речевой деятельности и мышления

Работа содержит 1 файл

язык и речь лекция 2.docx

— 154.32 Кб (Скачать)

Язык и речь

Почему  в выражении «речевая коммуникация»  используется слово «речевая», ведь до сих пор мы говорили, что язык – важнейшее средство общения? Ответ  на этот вопрос мы найдем, выяснив различия между понятиями «язык» и «речь». Напомним, что эти слова различаются  во многих языках (англ. language/speech; нем. Sprache/Rede;

Упрощенно можно сказать, что язык – это  система знаков, единицы которой  и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе  русского, английского и любого другого  языка. Универсальными языковыми единицами (т. е. единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы и т. п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой – морфологический – синтаксический – семантический (или смысловой). В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц .

Язык  включает слова с их значениями и синтаксис, система традиционно сложившихся норм, правил языкового построения речевых высказываний . Язык как предмет и как «инструмент» интеллектуальной деятельности человека стал объектом активного исследования различных наук (и прежде всего – лингвистики) со второй половины XIX в. В XX в. проблема исследования языка в лингвистике, а позднее в психолингвистике приобрела особую актуальность. В лингвистике и психологии речи язык стал рассматриваться и как основное средство осуществления речевой коммуникации, и как феномен культурно-исторического развития.

В современном  языкознании существуют два основных подхода к анализу языка: структурно-классификационный  и процессуальный.

При первом, структурно-классификационном подходе  в лингвистике исследуются конечные продукты речевой деятельности (т. е. речевые произведения, тексты),.

При втором – процессуальном подходе – язык изучается с учетом использования его в реальных формах деятельности человека и в реальных ситуациях для достижения реальных целей речевой и неречевой деятельности

Речевое общение осуществляется по законам  того или иного языка (русского, английского, немецкого и др.), Речь определяется как исторически сложившаяся в процессе материальной деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь включает процессы приема и анализа сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности.

Речевая деятельность определяется ведущим  отечественным специалистом по психолингвистике АА Леонтьевым как процесс использования  языка для общения во время  какой-либо другой человеческой деятельности

Термин  «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для  общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности – текст (статья, сообщение и т. д.).

Таким образом, в слове «язык» преобладающим  значением является «система, структура», а в слове «речь» – «деятельность». Поэтому понятно, что для определения слова «коммуникация» уместно использовать термин «речевая». Однако надо заметить, что выражение «языковая коммуникация» также существует и используется в качестве синонима. Вообще, следует помнить, что очень часто, даже в научной литературе, слова «язык» и «речь» используются как синонимы, т. е. взаимозаменяемы, если это не оговаривается особо.

Функции языка и речи

Когда вопрос касается функций языка и  речи, трудно провести грань между  этими двумя понятиями. Дело в  том, что любое языковое высказывание (устное или письменное) – это речь. Далее мы будем говорить о функциях языка, имея в виду это обстоятельство.

Основные  функции языка (и это следует  уже из определения речевой коммуникации):

  1. коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;
  2. конструктивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества;
  3. познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение; (информативная)
  4. волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия; (агитационная)Стань донором, Ты записался добровольцем?
  5. метаязыковая — разъяснения средствами языка самого языка; Жи-ши пишется с буквой и.
  6. фатическая (или контактноустанавливающая); Алло? – Да-да! В повседневном бытовом общении фразы типа «Как дела?», «Что нового?» используются, как правило, в качестве приветствия, т. е. для установления контакта, их реальное словесное наполнение несущественно.
  7. идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.
  8. металингвистическая. По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
  9. конативная — ориентация на адресата; Президент! Уходите в отставку!
  10. эстетическая — сфера творчества.

Гойхман в своем учебнике указывает только 5 функций языка

1) информационная  – передача информации, сообщение  о мыслях, намерениях людей;

2) агитационная  – побуждение, призыв, просьба; (призывно-побудительная)

3) эмотивная  – непосредственное выражение  чувств, эмоций.

По моему  мнению, не стоило привлекать для работы эту ненадежную фирму.

 Перечеркнутая  бомба на плакате.

4.метаязыковая (использование языка для описания предмета) Например, в научных трудах, в справочниках язык используется в метаязыковой функции для определения понятий, характеристики объекта изучения и т. д

5.фатическая (установление контакта между участниками общения) функций.

Некоторые исследователи (А.А.Леонтьев, Н.Б.Мечковская) добавляют также магическую или заклинательную функцию, этническую (объединяющую на-род) функцию, биологическую функцию (для коммуникации животных).

Функциональная  характеристика сообщения (коммуникативного акта) может быть дана в зависимости  его основной коммуникативной задачи. Р.Димблби и Г.Бертон выделяют шесть функций сообщений и коммуникативных актов:

 предупреждение,

 совет,

 информация,

 убеждение,

 выражение  мнения,

 развлечение.

Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в  различных сочетаниях с преобладанием  одной из них.

Речь – в форме отдельных речевых действий – обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого (133, с. 63). Речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь – в познавательную деятельность.

Отличительными  признаками речевой деятельности (РД), по А.А. Леонтьеву, являются следующие.

• Предметность деятельности. Она определяется тем, что РД, по образному выражению  АН. Леонтьева, протекает «с глазу  на глаз с окружающим миром» (135, с. 8). Иначе говоря, «в деятельности происходит как бы размыкание круга внутренних психических процессов навстречу  объективному предметному миру,

• Целенаправленность, которая означает, что любой акт  деятельности характеризуется конечной, а любое действие – промежуточной  целью, достижение которой, как правило, планируется субъектом заранее.

• Мотивированность РД. Она определяется тем, что в реальной действительности акт любой деятельности побуждается одновременно несколькими мотивами, слитыми в одно целое.

• Иерархическая («вертикальная») организация речевой  деятельности, включая иерархическую  организацию ее единиц.

• Фазная («горизонтальная») организация деятельности

Характеризуя  речевую деятельность, И.А. Зимняя указывает, что РД представляет собой активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или  приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения (95).

Ясно, что  в этих случаях РД рассматривается  как собственно коммуникативная, так  и как профессиональная деятельность людей. Она выступает в качестве самостоятельной, социально «зафиксированной»  деятельности человека.

Главным и универсальным видом взаимодействия между людьми в человеческом обществе является речь, речевая деятельность.

Следует, однако, учитывать, что речевая деятельность не ограничивается рамками общения, коммуникации в человеческом обществе. Она играет огромную роль в жизни  человека; становление и развитие РД теснейшим образом связано  со становлением и развитием всей личности человека в целом. А.А. Леонтьев подчеркивает, что «речевые действия и даже отдельные речевые операции могут входить и в другие виды деятельности, в первую очередь –  в познавательную деятельность» (там  же, с. 64). Как справедливо указывает  И.А. Зимняя (95), речь, речевая деятельность является неотъемлемой составной частью личности человека, она теснейшим  образом связана с его сознанием. Таким образом, РД является одним  из важнейших условий осуществления  интеллектуальной деятельности (познание, осознание, аналитико-синтетическая  деятельность, творчество).

Важнейшей функцией речи как деятельности в  процессе коммуникации является функция  выражения мысли. Человек мыслит всегда, за исключением полного отдыха и глубокого сна. При этом в  речи мысль не только формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли. По словам Л.С. Выготского, «речь  есть процесс превращения мысли  в слово, материализация мысли»[4].

Сам процесс  мышления до конца еще не познан. Ученые считают, что в речевом  мышлении важная роль принадлежит понятиям, в которых обобщены существенные свойства явлений. Понятия обозначаются словами, в которых они обретают необходимую для общения материальную оболочку. Мыслить – это значит оперировать понятиями. Чтобы мыслить, необходимо знать слова, обозначающие эти понятия. Поэтому овладение языковыми средствами (запасом слов, грамматическими формами и конструкциями) – необходимое условие развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности. Известный советский психолог Н.И. Жинкин утверждал, что речь – это канал развития интеллекта и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Здесь мы подошли к вопросу о соотношении  речи и мышления. Эти два понятия, конечно, не тождественны. С одной  стороны, мышление шире, чем речь, поскольку  оно использует не только язык: наряду с речевым мышлением существует практически действенное и наглядно-образное мышление. С другой стороны, в каком-то отношении речь шире мышления, поскольку  она передает не только понятийное содержание, но и эмоции. Кроме того, речь стилистически окрашена и социально  дифференцирована, т. е. вариативна (см. главу 1.2). Механизмы мышления, очевидно, универсальны для всех людей, независимо от национальности и социальной принадлежности.

Важно отметить, что язык, выступающий как основное средство речевой деятельности и  являющийся ее неотъемлемой составной  частью, по определению Л.С. Выготского, есть единство общения и обобщения (как продукта интеллектуальной деятельности) – в этом и состоит его сущность. Соотношение и взаимосвязь РД и деятельности общения может  быть отражено в виде следующей достаточно простой схемы: 
 
 
 

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внутренней речью называют языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Здесь  языковые значения используются вне  процесса реальной коммуникации. Даже из самого названия понятно, что этот процесс скрыт от непосредственного наблюдения и поэтому далеко еще не изучен. Считается, что процесс внутренней речи протекает с большой скоростью и сама внутренняя речь различается степенью языковой оформленности в зависимости от условий.

Выделяют  три основных типа внутренней речи:

• внутреннее проговаривание, т. е. «речь про себя», которая сохраняет структуру  внешней речи, но лишена ее звукового  или графического оформления. Такая  речь типична при решении мыслительных задач в затрудненных условиях;

Информация о работе Языя, речь, речевая деятельность