Тропы и стилистические фигуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:00, доклад

Описание работы

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.

Работа содержит 1 файл

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

В лирике встречаются  стихотворения, написанные бессказуемными конструкциями, т. е. с широким использованием эллипсиса, например стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье...»  

            ЭПИТЕТ (греч. epitheton - приложение) -  образное определение,  дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»),

слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки. 
Признак, выраженный эпитетом, как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении. Это свойство эпитета и используется при создании художественного образа:

        Но люблю  я, весна золотая,  
        Твой сплошной, чудно смешанный шум; 
        Ты ликуешь, на миг не смолкая,  
        Как дитя без заботы и дум...

                 Н. Некрасов

Свойства эпитета  проявляются в слове лишь тогда, когда оно сочетается с другим словом, обозначающим предмет или явление. Так в приведенном примере слова "золотая" и "чудно смешанный" приобретают свойства зпитета  в сочетании со словами "весна" и "шум". Возможны эпитеты, которые не только определяют предмет или подчеркивают какие-либо стороны, но и переносят на него с другого предмета или явления (не выраженного непосредственно) новое, дополнительное качество:

        И мы тебя, поэт, не разгадали,  
        Не поняли младенческой печали  
        В твоих как будто кованых стихах.

                 В. Брюсов.

Такие эпитеты называют метафорическими. Эпитет подчеркивает в предмете не только присущие ему, но и возможные, мыслимые, перенесенные черты и признаки. В качестве эпитета могут быть использованы различные (значащие) части речи (существительное, прилагательное, глагол). 
К особой группе эпитета относятся постоянные эпитеты, которые употребляются только в сочетании с одним определенным словом: "живая вода" или "мертвая вода", "добрый молодец", "борзый конь" и т. д. Постоянные эпитеты характерны для произведений устного народного творчества.
 

            ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Рифма -  вид эпифоры (повтор последних звуков).

           Вот на берег вышли гости,

                                    Царь Салтан зовёт их в  гости...

                                                           А. С. Пушкин 

     РИТОРИЧЕСКИЙ  ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность. 

     РИТОРИЧЕСКОЕ  ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:

        Да, так  любить, как любит наша кровь 
        Никто из вас давно не любит!

                 А. Блок 

     РИТОРИЧЕСКОЕ  ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.:

        А вы, надменные  потомки 
        Известной подлостью прославленных отцов..

                 М. Лермонтов 

     УМОЛЧАНИЕ - невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.

        Я не люблю, о Русь, твоей несмелой 
        Тысячелетней рабской нищеты. 
        Но этот крест, но этот ковшик белый… 
        Смиренные, родимые черты!

                  И. А. Бунин

        Хотя страшился  он сказать, 
        Нетрудно было б отгадать, 
        Когда б… но сердце, чем моложе, 
        Тем боязливее, тем строже…

                 М. Ю. Лермонтов

           Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

           И всё – равно, и всё – едино.

           Но если на дороге куст

           Встаёт, особенно – рябина

                 М.И. Цветаева 
             
             

СТИХОТВОРНЫЕ  РАЗМЕРЫ 

ЯМБ  - двусложная стопа с ударением на втором слоге

ХОРЕЙ – двусложная стопа с ударением на первом слоге

ДАКТИЛЬ – трехсложная стопа с ударением на первом слоге

АМФИБРАХИЙ  – трехсложная стопа с ударением на втором слоге

АНАПЕСТ – трехсложная стопа с ударением на третьем слоге

ПИРРИХИЙ  – дополнительная двусложная стопа, состоящая из двух безударных слогов

СПОНДЕЙ – дополнительная стопа, состоящая из двух ударных слогов 

РИФМА 

абаб – перекрестная, аабб – парная, абба – кольцевая (опоясывающая), аабссб - смешанная

МУЖСКАЯ – ударение падает на последний слог рифмующихся слов

ЖЕНСКАЯ – ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов

Информация о работе Тропы и стилистические фигуры