Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 06:24, курсовая работа
Цель данной работы состоит в раскрытии теоретических основ развивающегося направления лингвокультурологии – концептологии. Выдвинуты следующие задачи для достижения данной цели:
1. изучить историю возникновения концептологии;
2. выявить объект и предмет исследования данного направления лингвокультурологии;
3. выделить цели и задачи концептологии;
4. определить основные категории, входящие в категориальный аппарат данной науки.
Введение.............................................................................................................3
1. История возникновения концептологии.........................................................4
2. Объект и предмет исследования в концептологии.........................................7
3. Цели и задачи концептологии..........................................................................9
4. Понятийно-терминологический аппарат концептологии............................11
4.1. Концепт и понятие....................................................................................11
4.2. Языковая картина мира............................................................................13
4.3. Языковая личность...................................................................................15
4.4. Гештальт....................................................................................................16
Список литературы..........................................................................................18
Институт делового языка и профессиональных коммуникаций
Факультет иностранных языков
Кафедра
английской филологии
Курсовая работа
по дисциплине «Лингвистика»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ
АППАРАТ КОНЦЕПТОЛОГИИ
Выполнил:
Имзальева А.С.
ФИЯ СДАЯ 41
Научный руководитель:
Стомпель Е.М.
кандидат филол. наук,
проф., зав.
кафедрой
Астрахань-2010
Введение......................
4.1. Концепт
и понятие.....................
4.2. Языковая картина
мира..........................
4.3. Языковая
личность......................
4.4. Гештальт......................
Список литературы.............
«Концепт» является одной из центральных категорий в лингвокультурологии. Именно это понятие послужило основой для развития целого направления в рамках лингвокультурологии – концептологии.
Исследованиям
в области концептологии
Объектом исследования является концептология, следовательно, предметом исследования являются её теоретические основы и категориальный аппарат.
Цель данной работы состоит в раскрытии теоретических основ развивающегося направления лингвокультурологии – концептологии. Выдвинуты следующие задачи для достижения данной цели:
1.
История возникновения
лингвоконцептологии.
Возникновение
междисциплинарных
В настоящее время наблюдается ситуация совершенно противоположная. Нацеленность на междисциплинарный подход свидетельствует об актуальности лингвистического исследования, что обусловлено широкомасштабным изменением его основной парадигмы, а не одним лишь фактором научной моды. Выходя за пределы, в терминологии Ф. де Соссюра, [Соссюр Ф. де. 1998: 25-27] «внутренней» лингвистики, отказываясь от системоцентризма в пользу антропоцентризма, наука о языке поднимается на более высокую ступень постижения реальности, не избежав перехода к междисциплинарности.
Одной
из наиболее интенсивно развивающихся
лингвистических дисциплин
Лингвокультурология
рассматривает взаимосвязь и
взаимовлияние языка и
1. культура, равно как и язык, отображают мировоззрение человека;
2. культура и язык существуют в диалоге между собой;
3. субъект культуры и языка – всегда личность или общество;;
4. нормативность - общая черта языка и культуры;
5. историзм - одно из их сущностных свойств.
Различаются эти две сущности следующим:
1. в языке как феномене преобладает установка на массового адресата, в то время как в культуре ценится элитарность;
2. культура,
будучи знаковой системой, в отличие
от языка, неспособна
3. как уже отмечалось, язык и культура - разные семиотические системы.
Эти рассуждения позволяют сделать вывод о том, что культура не абсолютно соответствует, но структурно подобна языку.
Посредником
между языком и культурой является человеческое
сознание, и изучение их взаимовлияния
окажется лишь частичным без этого связующего
их элемента. Культурная информация поступает
в сознание, где фильтруется, перерабатывается,
систематизируется. Функция сознания
же в этом случае - выбор языковых средств,
эксплицирующих эту информацию для реализации
определенных коммуникативных целей.
Исследовательская дихотомия «язык –
культура» эволюционировала в трихотомию
«язык – человеческая личность – культура»
, намеченную французским лингвистом
Эмилем Бенвенистом в его работе «Общая
лингвистика» [Бенвенист 1998: 360]. В ходе
переакцентуации и модификации входящих
в трихотомию компонентов выделилось
отдельное направление лингвокультурологии
– лингвоконцептология, основной единицей
которой является концепт - «сгусток смысла»,
совокупность которых и образует сознание.
2.
Объект и предмет исследования
в лингвоконцептологии.
Несмотря на то, что лингвоконцептологи к настоящему времени относительно едины в понимании объекта своего научного интереса как некого культурного смысла, отмеченного этнической специфичностью и находящего языковое выражение [Воркачев 2001: 66–70], видовая пролиферация этого объекта, как представляется, дает повод обратиться к «биологической метафоре»: разновидности лингвоконцептов в пределах дефиниционной формулировки растут, «как трава» – не имея под собой какого-либо последовательного классификационного основания [Сорокин 2003: 288], что весьма затрудняет их типологию. Объясняется это в первую очередь, видимо, тем, что сам дефиниционный признак «этнокультурная специфика» отнюдь не однозначен и допускает множество толкований в зависимости от того, распространяется ли эта специфика лишь на семантику концепта или же она затрагивает также и способы его вербализации, как определяется статус «внутренней формы» лексических единиц, «оязыковляющих» концепт, и включается ли концепт в число формант ментальности в целом или же менталитета как части последней.
Становление
лингвоконцептологии как
Основная единица лингвокультурологии – концепт, и это, прежде всего, вербализованный культурный смысл. Он «по умолчанию» является лингвокультурным концептом (лингвоконцептом) – семантической единицей «языка» культуры, план выражения которой представляет в свою очередь двусторонний языковой знак, линейная протяженность которого, в принципе, ничем не ограничена. Определяющим в понимании лингвоконцепта выступает представление о культуре как о «символической Вселенной» (Кассирер), конкретные проявления которой (в сопоставлении с инокультурой) обязательно этноспецифичны. Из этого следует, что ведущим отличительным признаком лингвоконцепта является его этнокультурная отмеченность. В то же время язык в лингвокультурологии – не только и не столько инструмент постижения культуры, он – составная ее часть. Собственно говоря, внимание к языковому, знаковому «телу» концепта и отличает его лингвокультурологическое понимание от всех прочих: через свое «имя», совпадающее, как правило, с доминантой соответствующего синонимического ряда, лингвоконцепт включается в лексическую систему конкретного естественного языка, а его место в последней определяет контуры его «значимостной составляющей».
Можно
утверждать, что фундаментальной
интегральной характеристикой
3.
Цели и задачи
лингвоконцептологии.
Мы всегда различали те ситуации, когда можно привлекать данные языка для того, чтобы узнать нечто о культуре, как и те, когда мы обращаемся к культурным реалиям, чтобы понять факты языка. На рубеже веков изменилось место и вес культурологической аргументации в современной науке о языке - прежде всего в когнитивной семантике.
Информация о работе Теоретические основы и категориальный аппарат концептологии