Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:38, доклад
Попытки изучения текста, если не считать отдельных замечаний А.А. Потебни, предпринимались, начиная с двадцатых годов XX века. Но самостоятельным объектом лингвистического анализа, рассматриваемым за пределами предложения, текст стал во второй половине XX века. В числе первых появились работы И.А. Фигуровского, Н.С. Поспелова.
В лингвистике и психолингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст» (в зарубежных работах чаще всего употребляется термин «дискурс»). Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.
1. Текст. Разграничение понятий «текст» и «предложение».
2. Структура текста.
3. Понятие сложного синтаксического целого (ССЦ).
4. Композиционно-структурные особенности ССЦ.
5. Цепная и параллельная связь предложений в ССЦ и тексте.
6. Термин «абзац» в двух значениях. Соотношение абзаца и ССЦ.
7. Причины выделения абзацев.
8. Основные функционально-смысловые типы ССЦ.
9. Основные признаки текста.
Красноватое солнце
невысоко висело над длинными, похожими
на снеговые поля, слоистыми облаками.
В саду стояли покрытые инеем розовые
деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны
тем же тёплым светом.
Было необыкновенно
тихо.
(А.Н. Толстой.)
Повествовательное
ССЦ характеризуется тем, что его
микротема раскрывается в процессе развития
действий, состояний, событий и т.п. Этот
тип ССЦ отличает динамичность, последовательность
сообщаемого. В повествовании много глаголов,
а также слов, указывающих на последовательность
действий: однажды, сначала, затем, потом,
после этого, немного погодя, позже, через
некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно,
вот и, наконец и т. п.
Например:
В одном болоте на кочке
под ивой вывелись дикие утята.
Вскоре после
этого мать повела их к озеру по коровьей
тропе. Я заметил их издали, спрятался
за дерево, и утята подошли к самым моим
ногам.
Трёх из них
я взял себе на воспитание, остальные
шестнадцать пошли себе дальше по
коровьей тропе.
(По М.М. Пришвину)
Повествовательный
тип ССЦ противопоставлен описательному.
Основное различие представлено в антонимичности
их главных характеристик: динамика
(в первом случае) – статика (во втором).
ССЦ типа рассуждения
основывается в логическом плане
на умозаключении и представляет
собой развитие микротемы, состоящее из
трех частей: а) тезис, б) доказательство
(аргументация) и в) вывод (заключение,
обобщение и т.д.). Но в названном типе не
всегда наблюдается наличие всех трех
частей: в каждом конкретном случае может
отсутствовать (или же быть неявно выражена)
какая-то из них (это соответствует в логике
полному или неполному, т.е. сокращенному,
умозаключению). ССЦ типа рассуждения
характеризуются причинно-следственным
значением, обусловленным их структурой.
В рассуждении часто используются слова,
указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные
связи: почему, потому что, так как, ведь,
во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому,
вот почему.
Например:
Наше отечество,
наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовём
Россию потому, что в ней жили испокон
веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём
её потому, что в ней мы родились, в ней
говорят родным нам языком, и всё в ней
для нас родное; а матерью – потому, что
она вскормила нас своим хлебом, вспоила
своими водами, выучила своему языку; как
мать она защищает и бережёт нас от всяких
врагов.
Много есть на свете
и кроме России всяких хороших
государств и земель, но одна у человека
мать – одна у него и родина.
(К.Д. Ушинский)
Перечисленные выше три типа ССЦ различаются между собой и интонацией, характерной для каждого из них. Наиболее выраженной является интонация перечисления в описательных ССЦ.
В чистом виде ССЦ
описательные, повествовательные и
типа рассуждения встречаются не
всегда. Очень распространенными являются
ССЦ, в которых наблюдается комбинация
названных типов. Например, в художественной
прозе часто встречаются ССЦ, в которых
присутствуют и элементы описания, и элементы
повествования. Кроме того и рассуждение
может включать в себя как элементы описания,
так элементы повествования. Это придает
тексту выразительность.
9. Текст обладает
определенными признаками, основными
из которых являются следующие:
1.
Информативность. Любой текст
должен нести определенную
информацию, т.е.
обладать признаком информативности.
И.Р. Гальперин
предлагает различать три вида информации
в тексте:
а) содержательно-фактуальную
(СФИ);
б) содержательно-концептуальную
(СКИ);
в) содержательно-подтекстовую
(СПИ).
Содержательно-фактуальная
информация содержит сообщения о фактах,
событиях, процессах, происходящих, происходивших,
которые будут происходить в окружающем
нас мире, действительном или воображаемом.
Содержательно-фактуальная информация
эксплицитна по своей природе, т.е. всегда
выражена вербально.
Содержательно-концептуальная
информация сообщает читателю индивидуально-авторское
понимание отношений между явлениями,
описанными средствами СФИ, понимание
их причинно-следственных связей, их значимости
в жизни народа. Эта информация может быть
различно интерпретирована, т.к. она, как
правило, имплицитна, т.е. вербально не
утверждается.
Содержательно-подтекстовая
информация представляет собой скрытую
информацию. Подтекст всегда имплицитен.
Он присутствует не во всех текстах. Поэтому
данный вид информации является факультативным
(в отличие от первых двух основных видов).
С позиций методической
терминологии СФИ – это тема,
а СКИ – основная мысль текста.
Таким образом, для реципиента наиболее
важной задачей будет являться выявление
именно этих двух видов информации.
2. Связность.
Связность является сугубо
Можно выделить
следующие виды связности:
1) локальная
(выявляемой, например, в пределах абзаца);
2) глобальная (определяемой
в рамках целого текста);
3) контактная (связанные
компоненты текста находятся
рядом друг с другом, в непосредственной
близости)
4) дистантная (связанные
компоненты отдалены друг от
друга, между ними находятся отрезки
текста определенного объема).
3. Смысловая
целостность (цельность). Текстом
мы называем только тот
– единством
темы (СФИ);
– единством
основной мысли (СКИ).
Соотношение понятий
связности и смысловой
Если связность
может определяться на двух
или нескольких
4. Завершенность.
Текст можно считать
Завершенность
(как и целостность) определяется
на всем тексте, а не на его отдельных
частях. Применительно к последним
можно говорить лишь об их относительной
законченности.
5. Членимость. Текст
всегда делится на более мелкие
составляющие: тома, части, главы, параграфы,
ССЦ, предложения ... Кроме всего прочего,
это продиктовано удобством восприятия
информации: размер части обычно рассчитан
на возможности читателя воспринимать
объем информации "без потерь".
6. Ситуативность.
Под ситуативностью подразумевается соотнесенность
с реальной или вымышленной ситуацией,
на основе которой строится текст. Читатель
понимает текст только тогда, когда он
осознает ситуацию, о которой идет речь.
Поэтому некоторые детали, необходимые
для адекватного восприятия текста, но
не описанные в нем, извлекаются именно
из определенной ситуации.
7. Интенциональность.
Суть данного признака
ЛИТЕРАТУРА
1.
Васильев С.А. Синтез смысла
при создании и понимании
2. Гальперин
И.Р. Текст как объект
3. Гиндин
С.И. Внутренняя организация
4. Дейк
Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация
(пер. с англ.) / Сост. В.В. Петрова
/ Под ред. В.И. Герасимова. – М.: Прогресс,
1989. – 312 с.
5. Дридзе
Т.М. Язык и социальная
6. Жинкин
Н.И. Речь как проводник
7. Зарубина
Н.Д. К вопросу о
8. Зарубина
Н.Д. Текст: Лингвистический и
методический аспекты. – М.: Русский
язык, 1981. – 113 с.
9. Кожевникова
К. Об аспектах связности в
тексте как целом // Синтаксис текста
/ Отв. ред. Г.А. Золотова. – М.: Наука, 1979.
– С.49-67.
10. Колшанский
Г.В. Коммуникативная функция
и структура языка. – М.: Наука,
1984. – 176 с.
11. Леонтьев А.А.
Текст и его восприятие. Понятие
текста в современной
12. Лосева Л.М. Как
строится текст: Пособие для учителей
/ Под ред. Г.Я. Солганика. – М.: Просвещение,
1980. – 94 с.
13.
Москальская О.И. Грамматика
14.
Москальская О.И. Текст – два
понимания и два подхода // Русский
язык: Функционирование грамматических
категорий. Текст и контекст / Отв. ред.
Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1984. – С. 154-162.
15.
Нечаева О.А. Функционально-
16.
Одинцов В.В. Стилистика
17. Онхайзер И.
Номинация в текстах разных
функциональных стилей // Словообразование.
Стилистика. Текст: Номинативные
средства в текстах разных функциональных
стилей. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та,
1990. – С. 5-13.
18.
Откупщикова М.И. Синтаксис
19.
Падучева Е.В. О структуре
20.
Пешковский А.М. Русский
21.
Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике:
Избранные труды / Сост. Е.А. Иванчикова
/ Отв. ред. Н.И. Толстой. – М.: Наука, 1990.
– 182 с.
22.
Потебня А.А. Мысль и язык. –
Киев: СИНТО, 1993. – 192 с.
23.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.
Словарь-справочник
24.
Севбо И.П. Структура связного
текста и автоматизация
25.
Сильман Т.И. Проблемы