Текст, его структура и признаки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:38, доклад

Описание работы

Попытки изучения текста, если не считать отдельных замечаний А.А. Потебни, предпринимались, начиная с двадцатых годов XX века. Но самостоятельным объектом лингвистического анализа, рассматриваемым за пределами предложения, текст стал во второй половине XX века. В числе первых появились работы И.А. Фигуровского, Н.С. Поспелова.

В лингвистике и психолингвистике до сих пор нет общепринятого определения понятия «текст» (в зарубежных работах чаще всего употребляется термин «дискурс»). Причина этого заключается в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.

Содержание

1. Текст. Разграничение понятий «текст» и «предложение».

2. Структура текста.

3. Понятие сложного синтаксического целого (ССЦ).

4. Композиционно-структурные особенности ССЦ.

5. Цепная и параллельная связь предложений в ССЦ и тексте.

6. Термин «абзац» в двух значениях. Соотношение абзаца и ССЦ.

7. Причины выделения абзацев.

8. Основные функционально-смысловые типы ССЦ.

9. Основные признаки текста.

Работа содержит 1 файл

Текст.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

«Текст». 

         План: 

1.    Текст.  Разграничение понятий «текст»  и «предложение». 

2.    Структура  текста.  

3.    Понятие  сложного синтаксического целого (ССЦ). 

4.    Композиционно-структурные  особенности ССЦ. 

5.    Цепная  и параллельная связь предложений в ССЦ и тексте. 

6.    Термин  «абзац» в двух значениях. Соотношение  абзаца и ССЦ. 

7.    Причины  выделения абзацев. 

8.    Основные  функционально-смысловые типы ССЦ. 

9.    Основные  признаки текста. 

  

1. Попытки изучения  текста, если не считать отдельных замечаний А.А. Потебни, предпринимались, начиная с двадцатых годов XX века. Но самостоятельным объектом лингвистического анализа, рассматриваемым за пределами предложения, текст стал во второй половине XX века. В числе первых появились работы И.А. Фигуровского, Н.С. Поспелова. 

В лингвистике  и психолингвистике до сих пор  нет общепринятого определения  понятия «текст» (в зарубежных работах  чаще всего употребляется термин «дискурс»). Причина этого заключается  в том, что ученые, как правило, выделяют те аспекты текста, которые, на их взгляд, являются основными, не претендуя при этом на полноту определений.  

Текст – это  группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.  

Важное значение имеет вопрос о соотношении текста и предложения. Большинство ученых считают, что некоторые тексты могут состоять из одного предложения (простого или сложного). Эти случаи являются достаточно редкими и существуют только в таких предложениях, где можно обнаружить признаки именно текста, а не предложения. Несмотря на то, что в оформлении предложения и текста есть ряд общих черт, необходимо разграничивать данные понятия.  

В настоящее  время текстом называют, как правило, продукт не только письменной, но и  устной речи. Но некоторые ученые (например, И.Р. Гальперин) считают, что текст может быть представлен только в письменной форме. 

  

2. Внешнюю структуру  текста, как правило, можно охарактеризовать  тремя частями: вступление, основная  часть, заключение. Внутреннее же  строение его зачастую гораздо  сложнее, т.к. представляет собой развертывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. К примеру, очевидно, что официальный текст заявления и художественный текст рассказа не тождественны в плане внутренней организации. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора. 

  

3. Структура  текста характеризуется тем, что  он членится на единицы более крупные, чем предложения.  

Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это группа предложений, объединенных синтаксической, грамматической и интонационной связью, характеризующаяся  большей смысловой законченностью по сравнению с предложением. 

Как правило, тексты членятся на некоторое число ССЦ, но бывает и так, что границы текста и ССЦ совпадают (примером могут служить короткие рассказы, представляющие собой только одно ССЦ). 

Каждое ССЦ  имеет свою микротему, которая играет роль основного связующего начала в названном отрезке текста. Микротемы сложных синтаксических целых являются составляющими основной темы текста.  

Не все ССЦ  являются однотемными. Иногда они бывают и многотемными. 

  

4. ССЦ, как  правило, состоит из трех частей: зачина, средней части и концовки. 

Зачин – это  начало ССЦ. Его назначение – введение новой микротемы. Все последующие  предложения ССЦ зависят от него. Зачин может состоять как из одного, так и из двух-трех предложений. Характеристику первых предложений ССЦ (т.е. зачина) наиболее полно сформулировала Л.М. Лосева, перечислив следующие их признаки: 

1. В них нет  таких слов, семантика которых  определялась бы из предыдущей  части текста (местоимений и местоименных  наречий, соотносящихся с именами  существительными, прилагательными  и числительными, находящимися в предыдущем ССЦ). 

2. Они являются  обычно полными предложениями  любого структурного типа. 

3. Первое предложение  ССЦ в меньшей мере связано  с последним предложением предшествующего  ССЦ. 

4. В смысловом  отношении первое предложение  ССЦ характеризуется тем, что оно начинает изложение новой микротемы. 

После зачина следует  средняя часть, в которой осуществляется развитие введенной микротемы. Эта  часть ССЦ характеризуется зависимостью от зачина, несамостоятельностью (в  отличие от относительной самостоятельности первых предложений ССЦ), что выражается в наличии неполных предложений, а также местоимений и местоименных наречий, являющихся словами-заместителями. Средняя часть, как правило, представлена наибольшим количеством предложений, т.к. в ней сосредоточен основной объем информации ССЦ. 

Замыкает ССЦ  концовка. Она осмысливается как  итог предыдущего содержания ССЦ, вывод, обобщение. Концовка является сигналом того, что развитие микротемы завершено. Структура предложений концовки чаще всего отличается от той, которая была в предшествующих предложениях ССЦ. В концовке могут быть вводные слова (итак, наконец, таким образом и т.п.); перед ней нередко употребляются сочинительные союзы (чаще всего союз и); иногда в последних предложениях ССЦ меняется модальный и временной план. 

Не все ССЦ  членятся на выделенные части. Примером могут служить описательные ССЦ, в которых идет перечисление однородных явлений, событий и т.п.

  

5. В структурно-смысловом  отношении (вслед за Г.Я. Солгаником) принято выделять два вида связи предложений в ССЦ:  

а) цепная;  

б) параллельная. 

Цепная связь  определяется тем, что каждое последующее  предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного  члена предложения. 

При этом виде связи  последующие предложения «используют данное ранее обозначение предмета для распространенных сведений о нем, заключают в себе следствие, причину, опираются на указанное ранее время или место и т.д. Эти предложения не могут быть полностью независимыми от предыдущих. Довольно часто зависимость их настолько велика, что без предыдущего предложения содержание их непонятно. Средствами цепной связи могут быть следующие: 

а) лексический  повтор; 

б) синоним, синонимичное выражение, перифразы; 

в) слова-«заместители»: 

– указательные, личные и притяжательные местоимения; 

– местоименные наречия; 

– союзные слова; 

– словесный  пропуск  

и некоторые  другие. 

          

Например: 

          

 В одной  стране за стеклянной горой,  за шелковым лугом стоял нехоженый,  невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына. 

         Когда медвежата подросли, то  решили пойти по свету искать  счастья. 

Но счастья  на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.  

(По мотивам  венгерской сказки «Два жадных  медвежонка») 

  

Параллельная  связь определяется тем, что предложения  не «цепляются» одно за другое, а  являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются. 

Основным средством  реализации параллельной связи выступает  синтаксический параллелизм (т.е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в: 

– одинаковом порядке  следования слов; 

– единстве видо-временных  форм глаголов-сказуемых. 

  

Например: 

Лес поздней  осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на берёзках еще оставался  жёлтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя  трава выглядывала из-под снега жёлтой щёткой. Мёртвая тишина царила кругом, точно природа, утомлённая летней кипучей работой, теперь отдыхала.  

(По Д.Н. Мамину-Сибиряку) 

  

Кроме того, нельзя не отметить, что, помимо перечисленных  характеристик параллельной и цепной связи, каждая из них имеет присущую только ей интонационную оформленность, что служит дополнительным внешним средством их разграничения. 

Но бывают случаи, когда связь предложений осуществляется за счет устойчивых смысловых отношений  между некоторыми предметами, явлениями и т.п. (например, причинно-следственных). В таких случаях речь идет о логической связи, на которую особое внимание обращает С.А. Васильев, объясняя, что предложения типа: «Начал накрапывать дождь. Пешеходы подняли зонтики над головами», – связаны именно таким способом. 

Таким образом, в первую очередь выделяются виды связи в структурно-смысловом  отношении (цепная и параллельная), которые имеют определенные средства реализации в тексте. В зависимости  от этих средств различаются, уже  во вторую очередь, следующие четыре вида связи: синтаксическая (использование союзов, синтаксического параллелизма и др.), лексико-семантическая (употребление лексических повторов, синонимов, слов-«заместителей» и др.), интонационная и логическая. 

  

6. Термин «абзац»  употребляется в двух значениях: 

1. Отступ вправо  в начале строки (красная строка). 

2. Отрезок письменного  или печатного текста от одной  красной строки до другой, обычно  заключающий в себе ССЦ или  его часть, реже – одно простое  или сложное предложение. 

На вопрос о соотношении ССЦ и абзаца есть несколько точек зрения. Одни ученые считают их тождественными понятиями, другие же их разграничивают. 

Абзац и ССЦ  нельзя отождествлять, т.к. ССЦ является синтаксической единицей, а абзац  – композиционно-стилистической. 

В абзац может  быть выделено одно ССЦ, или его часть, или отдельное предложение, или  даже несколько ССЦ. Таким образом, границы абзаца и ССЦ не обязательно  должны совпадать. Кроме того, абзац  присущ только письменной речи, а понятие  ССЦ распространяется в равной мере на устную и письменную речь. 

  

7. Причины выделения  отрезка текста в абзац: во-первых, новизна информации – начало  ССЦ, во-вторых, ее важность в  масштабах всего текста и, в-третьих,  невозможность дальнейшего представления  новых сведений, заключенных в данном предложении, из-за логической несовместимости их с предыдущим предложением. Л.М. Лосева предлагает считать абзацем только то предложение, которое выделяется отступом вправо. Это абзацное предложение должно нести в себе основную информацию. Тогда для проверки правильности выделения абзацев нужно прочитать только абзацные предложения. Если при этом межфразовая связь не нарушится, значит, абзацы выделены верно. 

  

8. Выделяются  три основных типа ССЦ: описательные, повествовательные и типа рассуждения. 

В описательном ССЦ микротема раскрывается в  процессе характеристики предметов, явлений  природы, лиц и т.п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами  данного типа являются статичность  и одновременность перечисляемых явлений. В смысловом отношении основными разновидностями описательных ССЦ можно считать следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика. 

Например: 

  

День был мягкий и мглистый. 

Информация о работе Текст, его структура и признаки