Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:36, реферат
В зависимости от количества участников общения – на монолог и диалог. В основе и письменной и устной видов речи лежит литературный язык. Необходимо отметить, что для каждой ситуации общения в той или иной социальной сфере деятельности существуют правила речевого поведения, речевые нормы, выделяются функциональные стили речи, для каждого из которых характерен свой подбор языковых средств. Наиболее устоявшаяся включает в себя пять функциональных стилей:
1. Научный стиль
Газетно–публицистический стиль
Официально-деловой стиль
Разговорно-обиходный стиль
Художественный
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Научный стиль речи……………………………………………………………4
2. Газетно-публицистический стиль речи……………………………………….6
3. Официально-деловой стиль речи……………………………………………...9
4. Разговорный стиль речи………………………………………………………11
5. Художественный стиль речи…………………………………………………12
6. О жанрах речи…………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Научный стиль речи……………………………………………………………4
2. Газетно-публицистический стиль речи……………………………………….6
3. Официально-деловой стиль речи……………………………………………...9
4. Разговорный стиль речи………………………………………………………11
5. Художественный стиль речи…………………………………………………12
6. О жанрах речи…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Речь имеет коммуникативную природу и тем самым обращена к кому-либо. В зависимости от формы обмена информацией речь делится на устную.
В зависимости от количества
участников общения – на монолог
и диалог. В основе и письменной
и устной видов речи лежит литературный
язык. Необходимо отметить, что для
каждой ситуации общения в той
или иной социальной сфере деятельности
существуют правила речевого поведения,
речевые нормы, выделяются функциональные
стили речи, для каждого из которых
характерен свой подбор языковых средств.
Наиболее устоявшаяся включает в
себя пять функциональных стилей:
1. Научный стиль
Каждый из стилей отдает
предпочтение устной или письменной
форме, диалогической или
1. Научный стиль речи.
Основными чертами научного стиля и в письменной и в устной форме являются:
Для научного стиля характерно
использование специальной
Особенность лексики состоит
в том, что многозначные слова
употребляются не во всех значениях,
а только в одном. Это сближает
ее с лексикой официально-делового
стиля. Объем текста в научном
стиле увеличивается за счет многократного
повторения одних и тех же слов.
Отсутствует разговорная
Сферой общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, является наука.
Итак, разберем этот стиль на примере. Анализирует глава из учебника «Экономика без тайн» И.Липсиц. В этой главе, озаглавленной «Это сладкое слово – бюджет», в продолжение темы учебника об основах рыночной экономики автор раскрывает содержание некоторых понятий современной экономической теории.
Он раскрывает причинно-следственные связи между явлениями, выявляет закономерности.
Текст главы объективно изложен и отличается логической последовательностью. Начинается с объяснения того, что является основой «государственного бюджета», как проходит его исполнение, кто занимается этим («финансисты»), как они разрешают ситуации в случае превышения «расходов» над «доходами» - «дефицит бюджета».
Автор последовательно раскрывает
способы решения проблем «
В тексте приводятся определения рассматриваемых понятий. Они подчеркнуты с двух сторон и выделены темным шрифтом, например: «Дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда……»
Специальные научные термины, упомянутые выше и поставленные в кавычки, тоже в тексте выделяются шрифтом.
В этой главе приводятся цифровые данные по структуре доходов и расходов бюджета. В содержание учебника включены и графики, и таблицы с цифрами.
В тексте встречаются многозначные слова, которые здесь имеют строго одно значение, например «финансовые операции» (Мы знаем, что это слово многозначно, т.к. это и «военная операция» и «хирургическая операция»).
В тексте можно встретить абстрактные понятия, например, «авторитет государственных ценных бумаг».
Многие слова, научные термины, повторяются многократно, увеличивая тем самым объем текста, например: «государство», «ценные бумаги», «доходность», «долг», «деньги», «займы», «кредиты» и т.п.
Здесь также активно используются простые предложения, осложненные:
Все это помогает понять подлинную сущность явлений, выявить научные закономерности. Научные тексты требуют неоднократного прочтения.
Пример: «Это учебное пособие
рассчитано на учащихся 9-11 классов, училищ
и техникумов, поэтому автор максимально
доходчиво попытался объяснить
суть сложных экономических законов»
Научный стиль — это
стиль научных работ, статей, учебников,
лекций, рецензий. В них содержится
информация о разнообразных явлениях
окружающего нас мира. В области
лексики научный стиль характеризуется,
прежде всего, наличием специальной лексики,
терминов: склонение, спряжение, теорема,
биссектриса, логарифм и т. п. Слова употребляются,
как правило, в прямых своих значениях,
так как научная речь не допускает двусмысленности
и должна быть предельно точна. Для синтаксиса
научных работ характерно широкое употребление
сложноподчиненных предложений, обособленных
второстепенных членов, вводных слов,
указывающих на последовательность и
логическую связь мыслей: Сюжет (от фр.
sujet — предмет, содержание) — система событий,
составляющих содержание действия литературного
произведения, шире — «история характера»,
(М. Горький), показанная в системе событий.
Важно иметь в виду, прежде всего, содержательность
сюжета, отражение в нем конфликтов самой
жизни, освещенных мировоззрением писателя.
Сюжеты социально обусловлены.
2. Газетно-публицистический стиль речи.
Основной чертой газетно-публицистического стиля является взаимодействие двух тенденций:
Эмоциональное воздействие
усиливается благодаря
Учитывая вышесказанное, проанализируем Е.Арсюхина «Крендель преткновения» («Российская газета» №95 2003г.).
Здесь сразу обращает внимание на себя экспрессия заголовка. Известен фразеологизм «камень преткновения» (то есть то, что никак не решается, вокруг чего много споров и каждый «спотыкается» об этот «камень»). Автор, перефразировав его, привлекает внимание к тематике статьи. А подзаголовок с элементами разговорной речи, близкими к жаргону «пекари хотят делать деньги» не оставляет сомнения в выводе, сделанным автором – «хлеб будет дорожать».
В статье мы встречаем переплетение слов и словосочетаний, свойственных научному стилю («резонанс», «трейдеры», «рентабельность», «себестоимость», «интервенция»), и характерных для разговорной речи («делать деньги», им есть куда ужиматься», «снижать цены на булки»).
В языке статьи встречаются характерные для газетно-публицистического стиля стандартные выражения – клише («корень зла», «интересы двух сторон», «героические усилия» и т.д.) которые, с другой стороны, безусловно, облегчают коммуникацию.
В тексте автор употребляет очень выразительное образное сравнение, приведенное экспертом по зерну из института аграрного маркетинга Ю.Огневым: «…зерно было дешевле пыли грузовиков…», тем самым увеличивая силу воздействия на читателя.
Рассуждая о том, как правительство боролось с дешевизной зерна и добилось, в конце концов, его подорожания, но тем самым спровоцировало повышение цен на хлеб, не учитывая политического характера этого повышения цен и даже стратегического, корреспондент, публицистически заостряя свою мысль, ставит вопрос: «Получается, за что боролись?…», подразумевая «на то и напоролись!». Этим вопросом и подразумевающимся ответом подчеркивает свою авторскую позицию.
Делаем вывод, что многие признаки газетно-публицистического стиля представлены в этой статье.
К наиболее распространенным жанрам публицистики относятся передовая статья, корреспонденция, очерк, выступление на митинге, собрании и т. п. В произведениях публицистики обычно ставятся две задачи: во-первых, сообщение, информация об определенных социальных явлениях или актах и, во-вторых, /открытая оценка излагаемых вопросов, чтобы активно воздействовать на слушающего или читающего, чтобы привлечь собеседника к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.
В лексике этого стиля
много слов и фразеологических оборотов
общественно-политического
3. Официально-деловой стиль речи.
Для официально-деловой речи характерны общие стилевые черты:
Жанры делового стиля выполняют информационную, предписывающую, констатирующую функции в разных видах деятельности. Поэтому основной формой реализации этого стиля является письменная.
Основная сфера действия официально-делового стиля:
Данный стиль речи мы разберем на примере «Постановления Правительства Российской Федерации».
В тексте данного постановления практически два пункта, состоящих из двух предложений, в которых однотипные словосочетания повторяются несколько раз и занимают большой объем текста («в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства… и т.д.)
Повторность этих словосочетаний ясно показывает нам, что никакие разночтения и иные толкования текста здесь просто недопустимы.
Второй пункт представляет
нам изменения, произошедшие в составе
Правительственной комиссии. Здесь
широко представлены глаголы в инфинитиве,
содержащие тему долженствования и
предписания, характерные для официально-
Называются фамилии лиц, включенных и исключенных из состава комиссии с указаниями должностей, что типично для этого стиля речи, причем не дается никаких характеристик и не приводится никаких оценок этим изменениям состава комиссии.
Итак, стилевыми особенностями текста постановления является стандартизованность и детальность изложения, однозначность прочтения текста.
Официально-деловой стиль
обслуживает широкую область
юридических, административных, дипломатических
отношений. Его основное назначение
— это информация, сообщение. Этот
стиль употребляется при