Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:47, реферат
Цель данной работы: проанализировать с помощью метода научного анализа.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть и проанализировать основные понятия и идеи, с помощью которых современные лингвисты описывают речевое поведение человека, определить, каким образом эти понятия используются новой риторикой наряду с традициями классической риторики, проанализировать формулировку основных законов и принципов общей современной риторики.
1.Введение
2. Речевое событие
2.1 Важнейшие составляющие речевого события
2.2 Дискурс
2.3 Речевая ситуация
3. Структура речевой ситуации
3.1 Участники речевой ситуации
3.2 Цели речи в процессе речевого общения
4. Как совершать поступки с помощью слов: речевое действие (речевой акт)
5.Заключение
Современная лингвопрагматика и риторика считают целью говорящего тот результат, который он, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи. Подводя итог всего вышесказанного, важно сказать, что речевые намерения (цели) участников общения – важный элемент структуры речевой ситуации.
2.3 Условия и
обстоятельства речевой
Завершающим этапом описания
структуры речевой ситуации послужит
рассмотрение её условий и обстоятельств.
Они определяют её, но не имеют прямого
отношения к «действующим лицам»,
т.е. участникам речевого взаимодействия.
Вспомним так называемые «ремарки»
в драматургических произведениях,
с помощью которых авторы описывают
место действия, время. Чтобы описать
и представить речевую
3. Как совершать поступки с помощью слов: речевое действие (речевой акт)
Из предыдущих глав нам известно, что человек произносит какое-нибудь высказывание не просто так, он поступает так, потому что желает получить некий результат. Это означает, что говоря, мы действуем, т.е. совершаем поступок. Таким образом, с помощью слов можно управлять поведением людей; отношение знака языка (слова) к человеку и изучает прагматика. Отношение языкового знака к внеязыковому миру изучает семантика, отношения между знаками внутри языка – синтаксис, а отношение знаков к использующему их человеку – прагматика. Лингвопрагматика возникла благодаря научной деятельности Дж. Остина, Дж. Р. Сёрла, Х. Грайса и других лингвистов в 60–70-е годы XX века. Главным постулатом лингвопрагматики можно считать утверждение известнейшего лингвиста и философа языка Джона Остина: «Слово есть дело». То есть, произнося высказывание, мы совершаем определенное действие, направленное на адресата. Это действие, определяемое целью говорящего, и называется в неориторике и прагматике «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие». Все эти термины являются синонимами.
Еще одним моментом, являются слова-перформативы - это такие слова и выражения, которые, будучи произнесенными в реальной речевой ситуации, сами по себе являются поступками. Таковы, например, глаголы: просить, обещать, благодарить, поздравлять и подобные. Когда мы говорим «благодарю вас», мы самой этой фразой производим действие, совершаем поступок, выражаем благодарность. «Обещаю тебе принести книгу» – речевой акт «обещание». «Поздравляю» произносим мы и совершаем таким образом ритуал поздравления – тоже поступок, речевой акт. Но речевые поступки вовсе не всегда требуют определенных, специальных, словарных средств. Возьмем слова – предложения «да» и «нет». Представим церемонию бракосочетания. Люди, произнесшие в этом речевом событии «да», тоже совершают, таким образом, конкретное действие, поступок, который надолго определит их судьбу, – вступают в брак. Таким образом, в громадном большинстве жизненных коллизий – в повседневном общении, в профессиональной деятельности – речь, не будучи столь очевидно действенной, все же всегда может быть понята как поступок. Именно так и учит понимать речь риторика, древняя и новая. «Сила словесного воздействия может быть незаметна, но она всегда велика».
Заключение
В данной своей работе я рассмотрела все основные понятия и идеи, с помощью которых современные лингвисты описывают речевое поведение человека:
1) Речевое событие;
2) Дискурс;
3) Речевая ситуация;
4) Структура речевой ситуации;
5) Участники и отношения между ними в речевой ситуации;
6) Цели речи в процессе речевого общения;
7) Условия и обстоятельства речевой ситуации;
8) Речевой акт.
Речевое событие – это основная единица речевой коммуникации, некое законченное целое со своей формой, структурой, границами.
Дискурс – это живая речь, произносимая в процессе развертывания речевого события.
Речевая ситуация – это
условия, обстановку, в которой происходит
речевое общение между
Структура речевой ситуации
включает в себя следующие компоненты:
участники речевого взаимодействия,
отношения между этими
Речевой акт – это минимальная единица речевой деятельности, выделяемая и изучаемая в теории речевых актов – учении, являющемся важнейшей составной частью лингвистической прагматики. Действие, определяемое целью говорящего.
Кроме того, мы выяснили, каким
образом эти понятия
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что значение изучения риторики сегодня огромно. Если человек сформировал в себе такие личностные качества, как активность, коммуникабельность, умение не теряться в сложных ситуациях общения, еще и отлично владеет языковыми средствами, – он достигнет успеха, уважения, а возможно – и известности.
Список использованной литературы
1. Михальская, А.К. Лингвопрагматика и риторика ХХ века // Психолингвистика в очерках и извлечениях: Хрестоматия. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 433-446.
2. Михальская, А.К. Риторика и речевое поведение // Основы риторики. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд., с измен. – М.: Дрофа, 2001. – С. 50-68.
3. http://www.bestreferat.ru/
Содержание
1.Введение
2. Речевое событие
2.1 Важнейшие составляющие речевого события
2.2 Дискурс
2.3 Речевая ситуация
3. Структура речевой ситуации
3.1 Участники речевой ситуации
3.2 Цели речи в процессе речевого общения
4. Как совершать поступки с помощью слов: речевое действие (речевой акт)
5.Заключение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Казанский национальный
исследовательский
Институт управления, экономики и социальных технологий
Реферат на тему:
«Что такое речевой поступок»
Казань, 2012