Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:56, реферат
Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости (толерантности) и нетерпимости (интолерантности). Необходимость исследования этой проблемы обусловлена её включённостью в социальный контекст, так как именно общество выполняет функцию регулятора разнообразных проявлений данного феномена.
Целью данной работы является изучение речевой агрессии. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Определить понятие речевой агрессии
Выявить подходы к изучению агрессии
Выявить причины возникновения, стратегии предотвращения и смягчения речевой агрессии
Введение………………………………………………………………………3
Понятие речевой агрессии………………………………………………..4
Причины возникновения речевой агрессии…………………………….5
Выявление присутствия в общении речевой агрессии…………………7
Специфические формы речевого поведения в субкультурах………….9
Подходы к изучению агрессии………………………………………….11
Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений..11
Этологическая концепция агрессии………………………………..12
Фрустрапионная концепция агрессии……………………………...13
Бихевиористическая концепция агрессии, или теория социального научения……………………………………………………………...13
Психолингвистический подход к определению сущности речевой агрессии………………………………………………………………15
Стратегии предотвращения и смягчения речевой агрессии…………..17
Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………20
Необходимо также обратить особое внимание на то, что психолингвисты (как и этологи, и бихевиористы) не только признают возможность, но и утверждают необходимость контроля человека над собственными речевыми действиями, регуляции своего речевого поведения. Например, Л. С. Выготский настаивает на подчинении поведения человека его собственной власти, справедливо полагая, что речь служит социальной координации поведения.
Аналогичную мысль высказывает и А. А. Леонтьев, считая, что речевая деятельность предполагает общественный контроль, осуществляемый в социальных формах власти.
Наиболее
общее направление
Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию собеседника, «быть выше ссоры». Способность к эмпатии - сопереживанию проблемам другого человека, умение объективно оценить личностные особенности и эмоциональное состояние – очень важны для коммуникативной культуры каждого индивидуума.
Толерантность – терпимость, снисходительность – также необходимое качество, которое предполагает корректность высказываний, особенно оценочного характера, умение прощать, признание права собеседника на собственное мнение.
Выделяется
также множество стратегий
Игнорирование
представляет собой альтернативную
коммуникативную стратегию, которая
оказывает психологическое
Переключение
внимания: попытаться изменить враждебное
настроение собеседника, отвлечь его
от агрессивного намерения или изменить
его отрицательное
Также
можно выделить такие стратегии,
как метод проецирования
Речевой этикет также располагает конкретными средствами, направленными на предотвращение агрессии. Среди них можно выделить извинение, побуждение, вежливое обращение, предположение, комплимент.
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы – более мягкие выражения вместо грубых или бранных.Основная цель, которая преследуется говорящими при использовании звфемизмов в социальных и межличностных отношениях, - стремление избегать коммуникативных конфликтов и неудач, не создавать у собеседника ощущения коммуникативного дискомфорта.
Подчинение
установленным правилам, помогающим
создать благоприятную
Заключение
Изучив эту проблему, автор сделал вывод о том, что речевая агрессия это довольно распространенное сегодня явление, с которым мы сталкиваемся с детских лет. Существуют способы смягчения и предотвращения речевой агрессии.
Необходимо
бороться с этим вредным явлением, и начать
нужно, прежде всего, с себя и своей речи,
а так же помочь своим близким не допускать
оказания влияния речевой агрессии на
их жизнь.
Список использованной литературы