Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:56, реферат
Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости (толерантности) и нетерпимости (интолерантности). Необходимость исследования этой проблемы обусловлена её включённостью в социальный контекст, так как именно общество выполняет функцию регулятора разнообразных проявлений данного феномена.
Целью данной работы является изучение речевой агрессии. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Определить понятие речевой агрессии
Выявить подходы к изучению агрессии
Выявить причины возникновения, стратегии предотвращения и смягчения речевой агрессии
Введение………………………………………………………………………3
Понятие речевой агрессии………………………………………………..4
Причины возникновения речевой агрессии…………………………….5
Выявление присутствия в общении речевой агрессии…………………7
Специфические формы речевого поведения в субкультурах………….9
Подходы к изучению агрессии………………………………………….11
Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений..11
Этологическая концепция агрессии………………………………..12
Фрустрапионная концепция агрессии……………………………...13
Бихевиористическая концепция агрессии, или теория социального научения……………………………………………………………...13
Психолингвистический подход к определению сущности речевой агрессии………………………………………………………………15
Стратегии предотвращения и смягчения речевой агрессии…………..17
Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………20
В речи детей младшего возраста угрозы («страшилки»), насмешки («дразнилки»), перебранки часто приобретают характер словотворчества, словесной игры, соревнования в речевой изобретательности.
От настоящих оскорблений следует также отличать необидные прозвища (клички) и особые ритуальные обращения.
Первые
активно используются в детской
и подростковой речевой среде. От
агрессивных высказываний их отличает
относительная эмоциональная
Если же кличка однозначно претит адресату, расценивается им как неприемлемая, оскорбляющая достоинство, то можно говорить об агрессивном намерении говорящего, употребляющего ее как форму обращения к данному человеку. Часто такими обидными прозвищами выступает изощренное, неблагозвучное, подчеркнуто грубое искажение фамилии.
Ритуальные обращения бытуют в определенных молодежных группах, чаще всего – в замкнутой, стремящейся к обособлению речевой среде, например, в самых разных молодежных неформальных объединениях, группировках (толкиенисты, готы, панки, скин-хэды и пр.). Назначение таких, часто носящих вульгарно-инвективный характер, обращений – узнавание друг другом членов данной языковой группы.
Например, слово «гоблин», которое возможно употребить как оскорбление, в среде толкиенистов (почитателей таланта американского писателя Р. Толкиена) может использоваться как ритуальное обращение или приветствие. Слово «жаба», которое в повседневном речевом общении может выступать в значении оскорбления, в среде некоторых группировок панков несколько десятилетий назад являлось традиционным обращением к девушке.
Таким
образом, не следует смешивать обидные,
оскорбительные, агрессивные высказывания
со внешне сходными по форме и смежными
по ситуациям употребления высказываниями,
встречающимися в детской речевой среде.
Агрессивность высказывания определяется
только контекстом речевой ситуации, реальными
условиями общения.
В
теории, объясняющей природу агрессии
человека – ее происхождение, становление,
причины и механизмы
Основоположником этой теории является австрийский врач-психиатр и психолог Зигмунд Фрейд – ученый, которому принадлежит заслуга обращения к проблеме человеческой агрессии как к объекту научного анализа. В рамках теории влечений агрессия определяется как врожденный инстинкт.
В целом приверженцы теории влечений придерживаются пессимистического взгляда на возможность преодоления человеком своей агрессии, полагая, что ее можно лишь временно сдерживать или трансформировать в безопасные формы, направлять на менее уязвимые цели.
Контроль над агрессивными проявлениями, согласно этой теории, определяется необходимостью постоянной разрядки агрессии – выплеска отрицательных эмоций, например, с помощью наблюдения за жестокими действиями, разрушения неодушевленных предметов, участия в спортивных состязаниях, достижения успеха в бизнесе и пр.
Взгляды З. Фрейда отчасти разделялись У. Мак Дауголом, Х.Д. Мюрреем и другими учеными, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека. Впоследствии же многие психоаналитики (например, А. Адлер) отошли от жесткой схемы Фрейда и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону человеческой агрессии.
Этология – наука о поведении животных и человека – также изучает биологическую основу агрессии как одного из природных инстинктов, который в естественных условиях так же, как и другие, служит сохранению жизни и вида.
Проявление
агрессии связывается с понятием
иерархии и явлением доминирования.
Агрессия рассматривается как основа
доминирования, которое, в свою очередь,
является следствием агрессии и определяет
иерархический порядок
Агрессия может наблюдаться как внутри сообщества (борьба за лидерство), так и выходить за его пределы. Так, высмеивание детьми человека, не принадлежащего их группе, – пример вербальной агрессии, направленной наружу, на не члена группы.
В целом сторонники этологической концепции оптимистически оценивают возможности контроля над проявлениями агрессии в современном человеческом социуме. Признание биологической природы агрессии не вынуждает признавать неспособность человека обуздать ее в себе и в обществе.
Таким образом, сближаясь с теорией влечений в биологическом подходе к изучению агрессии, этологическая концепция не является прямым развитием идей З. Фрейда.
Эти
теории различны также в подходах
и методах исследования природы
агрессии. Если Фрейд и его последователи
уделяют внимание главным образом
организации психической
Теория, основоположником которой был американский исследователь Джон Доллард, является альтернативой инстинктивно-биологизаторскому подходу, рассматривая агрессивное поведение человека не как эволюционный, а как ситуативный процесс.
Агрессия
изучается здесь не как автоматически
возникающее в организме
Например, ребенок, которому мать не разрешает баловаться, может выражать речевую агрессию в ее адрес в форме оскорблений (Ты плохая!), угроз (Не буду есть твою кашу!), упреков в нелюбви (Ты меня не любишь!) и т. п.
Одной из существенных идей фрустрационной теории, заимствованной из психоанализа, является эффект катарсиса – процесс освобождения накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Считается, что физическое или вербальное выражение агрессии приводит ко временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к новому агрессивному акту.
Представления об агрессии в рамках этой концепции связаны с античным мифом о «tabula rasa» (лат. «чистая доска», т. е. доска, на которой раньше ничего не было написано и можно писать все, что угодно: древние греки и римляне писали заостренной палочкой (стилем) на вощеных табличках, и написанное легко стиралось). Английский философ Джон Локк вслед за Аристотелем использовал это выражение для характеристики первоначального состояния человека, души ребенка.
Агрессия изучается в бихевиоризме как приобретенная форма поведения, усвоенная в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Ребенок наблюдает и копирует агрессивные действия, высказывания окружающих его людей – родителей, учителей, сверстников, которые неосознанно обучают его агрессивному поведению, дают отрицательный пример для подражания.
Однако многими бихевиористами (А. Бандура, А. Басс и др.) сама агрессия определяется как врожденное качество человека, тогда как контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение не рассматриваются как врожденные: они – результат научения.
Важнейшим элементом теории социального научения является положительное и отрицательное подкрепление, с помощью которых можно, в частности, контролировать агрессивное поведение.
Положительное подкрепление – событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия: например, похвала, словесное выражение одобрения, положительной оценки учащихся учителем на уроке.
Отрицательное подкрепление – любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение: например, порицание, словесное выражение неодобрения.
В рамках сопоставительного анализа различных теорий агрессии нельзя не назвать работу немецко-американского психолога и социолога Эриха Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», в которой предлагается своеобразный подход к изучаемой проблеме, основанный на сопоставлении описанных теорий агрессии.
Так, Фромм предлагает различать два совершенно разных вида агрессии – «доброкачественную» и «злокачественную». Первая определяется как реакция на угрозу витальным интересам индивида, которая заложена в филогенезе, то есть обусловлена самой биологической природой человека. Это оборонительная агрессия, которая возникает спонтанно как реакция на угрозу, затухает с исчезновением опасности или угрозы для жизни и тем самым обусловливает выживание человеческого рода.
«Злокачественная» агрессия, по Фромму, не встречается у животных, свойственна только человеку. Она не связана с сохранением жизни, приносит биологический вред и социальное разрушение. Это жестокость, деструктивность, в основе которой лежит не природный инстинкт, а некий человеческий потенциал, обусловленный психологическими и социальными факторами.
Таким образом, по мнению Фромма, все реакции, способные вызвать физиологический эффект, не замкнуты на прирожденных механизмах психики и потому могут и должны контролироваться и направляться человеческим сознанием.
Поскольку предметом изучения данной работы не явление агрессии вообще, а особая, присущая только человеку как носителю языка его разновидность – агрессия слова, необходимо рассмотреть некоторые положения психолингвистической концепции, которая позволяет установить сущность вербальной агрессии, ее речемыслительные механизмы.
Опираясь на психологическую теорию деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и др.) и пользуясь ее терминологией, агрессивный речевой акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть переход, в результате которого внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию.
Иными словами, сущность речевой агрессии заключается в особом преобразовании внешних процессов (различных реакций человека на негативные эмоциональные раздражители) во внутренние процессы, связанные с речемыслительной деятельностью, поскольку важнейшей формой выражения эмоций у человека является речь.
Например, ощущение боли в ноге, на которую нам наступили в транспорте, или чувство обиды, вызванное невниманием продавца в магазине, могут выражаться в словесных формах – например, в оскорблениях, угрозах и т. п.
При этом важно отметить, что вербальный и физический агрессивные акты имеют общие мотивы, механизмы и структуру. Речевое действие строится как отражение материального действия. Для этого последнее развертывается и шаг за шагом переносится в речевой план. Определенные термины и обороты языка связываются с определенными элементами и операциями материального действия, располагаются так, чтобы отобразить его течение. Речь есть форма предметного действия, а не только сообщение о нем.