Речевая агрессия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:56, реферат

Описание работы

Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости (толерантности) и нетерпимости (интолерантности). Необходимость исследования этой проблемы обусловлена её включённостью в социальный контекст, так как именно общество выполняет функцию регулятора разнообразных проявлений данного феномена.
Целью данной работы является изучение речевой агрессии. Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Определить понятие речевой агрессии
Выявить подходы к изучению агрессии
Выявить причины возникновения, стратегии предотвращения и смягчения речевой агрессии

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие речевой агрессии………………………………………………..4
Причины возникновения речевой агрессии…………………………….5
Выявление присутствия в общении речевой агрессии…………………7
Специфические формы речевого поведения в субкультурах………….9
Подходы к изучению агрессии………………………………………….11
Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений..11
Этологическая концепция агрессии………………………………..12
Фрустрапионная концепция агрессии……………………………...13
Бихевиористическая концепция агрессии, или теория социального научения……………………………………………………………...13
Психолингвистический подход к определению сущности речевой агрессии………………………………………………………………15
Стратегии предотвращения и смягчения речевой агрессии…………..17
Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованной литературы………………………………………20

Работа содержит 1 файл

Речевая агрессия.docx

— 41.21 Кб (Скачать)

     В речи детей младшего возраста угрозы («страшилки»), насмешки («дразнилки»), перебранки часто приобретают характер словотворчества, словесной игры, соревнования в речевой изобретательности.

     От  настоящих оскорблений следует  также отличать необидные прозвища (клички) и особые ритуальные обращения.

     Первые  активно используются в детской  и подростковой речевой среде. От агрессивных высказываний их отличает относительная эмоциональная нейтральность  и отсутствие обидного смысла для  адресата. Их назначение – особое называние, специфическое именование, обозначение  адресата, выявление его отличительных  признаков, выделение из ряда подобных. К подобным наименованиям относятся, в первую очередь, производные от фамилий, имен: «Серый» – Сергей, «Кузя» – Кузнецов и т. п. 

     Если  же кличка однозначно претит адресату, расценивается им как неприемлемая, оскорбляющая достоинство, то можно говорить об агрессивном намерении говорящего, употребляющего ее как форму обращения к данному человеку. Часто такими обидными прозвищами выступает изощренное, неблагозвучное, подчеркнуто грубое искажение фамилии.

     Ритуальные  обращения бытуют в определенных молодежных группах, чаще всего –  в замкнутой, стремящейся к обособлению  речевой среде, например, в самых  разных молодежных неформальных объединениях, группировках (толкиенисты, готы, панки, скин-хэды и пр.). Назначение таких, часто носящих вульгарно-инвективный характер, обращений – узнавание друг другом членов данной языковой группы.

     Например, слово «гоблин», которое возможно употребить как оскорбление, в среде толкиенистов (почитателей таланта американского писателя Р. Толкиена) может использоваться как ритуальное обращение или приветствие. Слово «жаба», которое в повседневном речевом общении может выступать в значении оскорбления, в среде некоторых группировок панков несколько десятилетий назад являлось традиционным обращением к девушке.

     Таким образом, не следует смешивать обидные, оскорбительные, агрессивные высказывания со внешне сходными по форме и смежными по ситуациям употребления высказываниями, встречающимися в детской речевой среде. Агрессивность высказывания определяется только контекстом речевой ситуации, реальными условиями общения. 
 
 
 
 
 
 

  1. Подходы к  изучению агрессии

     В теории, объясняющей природу агрессии человека – ее происхождение, становление, причины и механизмы проявления, существует несколько подходов, различных  точек зрения. Все они отражают эмпирический опыт конкретных исследователей и научных школ разного времени, но ни одна из них еще не признана универсальной и исчерпывающей. Объясняется это тем, что в  современной науке пока не существует единого мнения относительно истоков  и сущности человеческой агрессии.

    1. Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений

     Основоположником  этой теории является австрийский врач-психиатр и психолог Зигмунд Фрейд –  ученый, которому принадлежит заслуга  обращения к проблеме человеческой агрессии как к объекту научного анализа. В рамках теории влечений агрессия определяется как врожденный инстинкт.

     В целом приверженцы теории влечений придерживаются пессимистического  взгляда на возможность преодоления человеком своей агрессии, полагая, что ее можно лишь временно сдерживать или трансформировать в безопасные формы, направлять на менее уязвимые цели.

     Контроль  над агрессивными проявлениями, согласно этой теории, определяется необходимостью постоянной разрядки агрессии – выплеска отрицательных эмоций, например, с  помощью наблюдения за жестокими  действиями, разрушения неодушевленных предметов, участия в спортивных состязаниях, достижения успеха в бизнесе  и пр.

     Взгляды З. Фрейда отчасти разделялись У. Мак Дауголом, Х.Д. Мюрреем и другими учеными, рассматривающими агрессивный компонент мотивации как один из основополагающих в поведении человека. Впоследствии же многие психоаналитики (например, А. Адлер) отошли от жесткой схемы Фрейда и стали рассматривать не только биологическую, но и социальную сторону человеческой агрессии.

    1. Этологическая концепция агрессии

     Этология  – наука о поведении животных и человека – также изучает  биологическую основу агрессии как  одного из природных инстинктов, который в естественных условиях так же, как и другие, служит сохранению жизни и вида.

     Проявление  агрессии связывается с понятием иерархии и явлением доминирования. Агрессия рассматривается как основа доминирования, которое, в свою очередь, является следствием агрессии и определяет иерархический порядок человеческих отношений. Причина иерархии – конкуренция, связанная с борьбой за власть, общественное положение и признание, укрепление позиций в коллективе и т. п.

     Агрессия  может наблюдаться как внутри сообщества (борьба за лидерство), так  и выходить за его пределы. Так, высмеивание  детьми человека, не принадлежащего их группе, – пример вербальной агрессии, направленной наружу, на не члена группы.

     В целом сторонники этологической  концепции оптимистически оценивают  возможности контроля над проявлениями агрессии в современном человеческом социуме. Признание биологической  природы агрессии не вынуждает признавать неспособность человека обуздать ее в себе и в обществе.

     Таким образом, сближаясь с теорией  влечений в биологическом подходе  к изучению агрессии, этологическая  концепция не является прямым развитием  идей З. Фрейда.

     Эти теории различны также в подходах и методах исследования природы  агрессии. Если Фрейд и его последователи  уделяют внимание главным образом  организации психической деятельности человека, то ведущим методом этологии является скрупулезное описание целостного поведения в коммуникативных процессах, основанное на наблюдениях и экспериментах. 

    1. Фрустрапионная концепция агрессии

     Теория, основоположником которой был американский исследователь Джон Доллард, является альтернативой инстинктивно-биологизаторскому подходу, рассматривая агрессивное поведение человека не как эволюционный, а как ситуативный процесс.

     Агрессия  изучается здесь не как автоматически  возникающее в организме человека влечение, а как результат действия фрустраторов – непреодолимых барьеров на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей, получению удовольствия, вызывающих фрустрацию – состояние растерянности, подавленности, чувство разочарования, гнетущей напряженности, тревожности, безысходности. Агрессия – следствие фрустрации.

     Например, ребенок, которому мать не разрешает  баловаться, может выражать речевую  агрессию в ее адрес в форме оскорблений (Ты плохая!), угроз (Не буду есть твою кашу!), упреков в нелюбви (Ты меня не любишь!) и т. п.

     Одной из существенных идей фрустрационной теории, заимствованной из психоанализа, является эффект катарсиса – процесс освобождения накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Считается, что физическое или вербальное выражение агрессии приводит ко временному облегчению, в результате чего достигается психологическое равновесие и ослабление готовности к новому агрессивному акту.

    1. Бихевиористическая концепция агрессии, или теория социального научения

     Представления об агрессии в рамках этой концепции  связаны с античным мифом о  «tabula rasa» (лат. «чистая доска», т. е. доска, на которой раньше ничего не было написано и можно писать все, что угодно: древние греки и римляне писали заостренной палочкой (стилем) на вощеных табличках, и написанное легко стиралось). Английский философ Джон Локк вслед за Аристотелем использовал это выражение для характеристики первоначального состояния человека, души ребенка.

     Агрессия  изучается в бихевиоризме как  приобретенная форма поведения, усвоенная в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление. Ребенок наблюдает и копирует агрессивные действия, высказывания окружающих его людей – родителей, учителей, сверстников, которые неосознанно обучают его агрессивному поведению, дают отрицательный пример для подражания.

     Однако  многими бихевиористами (А. Бандура, А. Басс и др.) сама агрессия определяется как врожденное качество человека, тогда как контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение не рассматриваются как врожденные: они – результат научения.

     Важнейшим элементом теории социального научения является положительное и отрицательное подкрепление, с помощью которых можно, в частности, контролировать агрессивное поведение.

     Положительное подкрепление – событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия: например, похвала, словесное выражение одобрения, положительной оценки учащихся учителем на уроке.

     Отрицательное подкрепление – любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение: например, порицание, словесное выражение неодобрения.

     В рамках сопоставительного анализа  различных теорий агрессии нельзя не назвать работу немецко-американского  психолога и социолога Эриха  Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», в которой предлагается своеобразный подход к изучаемой проблеме, основанный на сопоставлении описанных теорий агрессии.

     Так, Фромм предлагает различать два совершенно разных вида агрессии – «доброкачественную» и «злокачественную». Первая определяется как реакция на угрозу витальным интересам индивида, которая заложена в филогенезе, то есть обусловлена самой биологической природой человека. Это оборонительная агрессия, которая возникает спонтанно как реакция на угрозу, затухает с исчезновением опасности или угрозы для жизни и тем самым обусловливает выживание человеческого рода.

     «Злокачественная» агрессия, по Фромму, не встречается у животных, свойственна только человеку. Она не связана с сохранением жизни, приносит биологический вред и социальное разрушение. Это жестокость, деструктивность, в основе которой лежит не природный инстинкт, а некий человеческий потенциал, обусловленный психологическими и социальными факторами.

     Таким образом, по мнению Фромма, все реакции, способные вызвать физиологический эффект, не замкнуты на прирожденных механизмах психики и потому могут и должны контролироваться и направляться человеческим сознанием.

    1. Психолингвистический подход к определению сущности речевой агрессии

     Поскольку предметом изучения данной работы не явление агрессии вообще, а особая, присущая только человеку как носителю языка его разновидность – агрессия слова, необходимо рассмотреть некоторые положения психолингвистической концепции, которая позволяет установить сущность вербальной агрессии, ее речемыслительные механизмы.

     Опираясь  на психологическую теорию деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин и др.) и пользуясь ее терминологией, агрессивный речевой акт можно рассматривать как интериоризацию поступка, то есть переход, в результате которого внешние по своей форме процессы преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания; при этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию.

     Иными словами, сущность речевой агрессии заключается в особом преобразовании внешних процессов (различных реакций  человека на негативные эмоциональные  раздражители) во внутренние процессы, связанные с речемыслительной деятельностью, поскольку важнейшей формой выражения  эмоций у человека является речь.

     Например, ощущение боли в ноге, на которую  нам наступили в транспорте, или  чувство обиды, вызванное невниманием  продавца в магазине, могут выражаться в словесных формах – например, в оскорблениях, угрозах и т. п.

     При этом важно отметить, что вербальный и физический агрессивные акты имеют  общие мотивы, механизмы и структуру. Речевое действие строится как отражение материального действия. Для этого последнее развертывается и шаг за шагом переносится в речевой план. Определенные термины и обороты языка связываются с определенными элементами и операциями материального действия, располагаются так, чтобы отобразить его течение. Речь есть форма предметного действия, а не только сообщение о нем.

Информация о работе Речевая агрессия