Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:27, контрольная работа
Рим, которому предстояло объединить античный мир в одной великой империи с единой культурой, поначалу ничем не обнаруживал признаков своего будущего величия. Несмотря на то, что в доисторические времена Апеннинский полуостров был относительно плотно населен, место будущего Рима и прилегающая территория до начала 1 тыс. до н.э. пустовали. Люди не могли здесь жить и заниматься земледелием из-за вулканической активности и мощных пластов вулканического пепла, покрывавшего землю.
Перифразис — своего рода
Антифразис — употребление
Гипербола выглядит достаточно экспрессивно: Самым разумным было бы сжечь всю нефть или забросать ее плутонием, закатать сверху цементом (Я. Ростовский). Однако злоупотреблять гиперболами (насыщать ими текст) не стоит. Это относится и к рекламным текстам, которые для возвращения потребительского доверия нуждаются скорей в деинтенсификации (см. ниже).
Все тропы основаны на
В группу тропов входят и
грамматические тропы (так
Вопрос в риторике применяется
довольно активно, вследствие
чего любой вопрос в
Амплификации
Амплификация подобна тропу, но здесь в речи представлены оба сопоставимых компонента (применительно к нашим примерам, иллюстрирующим тропы, это: стекло и вода, город и его население и т.п.).
Наиболее известный случай
Плеоназм — избыточность
Ряд амплификаций связан с контрастом.
Антитеза — высказывание, содержащее некоторое противопоставление: Вертикальные отношения слабели, а горизонтальные становились все более и более сильными (В. Найшуль). Антитеза часто функционирует глобально, организуя вокруг себя весь текст. Иногда противопоставление проводится в пределах одной лексемы. Такая антитеза называется дистинкцией: То есть выборы и демократия — это не одно и то же. Есть выборы и есть выборы. (В.Рыжков).
Коррекция — конструкция, в
которой ставится под сомнение
только что утвержденное, а затем
утверждается с большей силой:
Значит, алкогольная зависимость
непобедима? Нет! Сегодня российской
гомеопатической ассоциацией
Градация — расположение
Неспециальные средства усиления изобразительности
Кроме специальных средств
Атрибуция — это конкретизация речи с помощью определений и обстоятельств. Ср.: дом и кирпичный дом.
Гипонимизация — это замена общего названия частным. Ср.: здание и коттедж.
Экспрессивная синонимия — это
замена нейтрального слова
В следующем отрывке из рекламного текста можно найти все эти средства: Все уже сложено в новенький портфель: пенал с вкусно пахнущим ластиком, красивые тетради в глянцевых обложках, книги с ароматом типографской краски и склеенными страницами. Атрибуция достигается здесь с помощью определений "новенький", "красивый", "глянцевый", "типографский", "склеенный" и обстоятельства "вкусно". Экспрессивная синонимия проявляется в выборе слов "аромат", "новенький" (ср. "новый"). Но основой всего текста, дающей возможность применить экспрессивную синонимию и атрибуцию, является именно гипонимизация. Исключив гипонимизацию, мы получили бы следующую фразу: Школьные принадлежности сложены в новый портфель.
6.
Изобразительные средства и
Изобразительной стороне
Сфера естественных
Логические доказательства
Изображение окружающего мира
следует также использовать
Огромное значение для
Нарастающую до очень высокой
степени уверенность могут
Неизменность оценок, последовательность
хода мыслей, сопровождающие логические
доводы, реализуютя с помощью таких фигур,
как эпанод, период, зевгма. Бывают и такие
случаи, когда оратору нужно временно
скрыть от аудитории свою коммуникативную
установку, изобразить неуверенность,
растерянность и пр. В таком случае следует
употреблять фигуры размещения и перестановки
– парцелляцию, парентезу, инверсию.
Существует
и другая классификация средств
выразительности:
Дубитация - это ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения, например: "Все чаще в средствах массовой информации публикуются социологические данные о популярности претендентов на высокую должность и прогнозы о вероятном победителе, Ни насколько надежны эти данные? Можно ли им доверять? Или эти только средство формирования общественного мнения, своеобразный способ пропаганды желанного кандидата? Эти вопросы носят как политический, так и научный характер".
Дубитация - это и своего рода план дальнейшего изложения, и способ установить контакт с адресантом. Вопрос всегда обращен к собеседнику и требует от него ответной реакции. Таким образом, высвечивание тех или иных граней проблемы происходит как бы на глазах у слушателя и при его участии. От этого убедительность вывода возрастает (если принял исходный тезис и не обнаружил нарушений логики в рассуждениях, то вывод безусловно верен).
Дубитация является важным композиционным приемом: она выполняет роль зачина, который может находиться как перед, так и после краткого изложения сути дела. Благодаря своим интонационным особенностям дубитация формирует очень динамичное вступление.
Объективизация - это вопрос, на который оратор отвечает сам, например: "Какие претензии предъявляются к переселенцам? Утверждают, что они опустошают пенсионную кассу и поглощают основные средства, выделяемые на пособия по безработице".
Объективизация - это языковое средство, служащее для высвечивания отдельных сторон основного вопроса по мере развертывания текста. Фигуры этого типа располагаются главным образом в начале частей выступления. Фиксируют поворотные пункты мысли и продвигают рассуждение вперед. Смена утвердительной интонации на вопросительную позволяет оживить внимание слушателя, восстановить ослабший контакт с ним, внести разнообразие в монолог, создав иллюзию диалога.
Объективизация - это отголосок сократического диалога.
Противоположностью объективизации является обсуждение – постановка вопроса с целью обсудить уже принятое авторитетными лицами решение или обнародованный вывод, например: "Людям, реально смотрящим на вещи, давно предложено позаботиться о себе самих. Какие маневры может предпринять обычный москвич?". Сначала - утверждение, затем - вопрос. Эта фигура замедляет рассуждение, как бы отбрасывает участников коммуникации назад, но она и учит сомневаться, перепроверять выводы авторитетных лиц. Решенная проблема на глазах у слушателя вновь превращается в проблему, что наводит на мысль о непродуманности принятого решения и не может не подрывать авторитета тех, кто его вынес.
Риторический вопрос - это экспрессивное утверждение или отрицание, например: "Станет ли связываться со Сбербанком человек, чьи сбережения в нем погорели?" [МК- 1996) = "Не станет связываться...". Риторический вопрос интонационно и структурно выделяется на фоне повествовательных предложений, что вносит в речь элемент неожиданности и тем самым усиливает ее выразительность. Некоторая театральность этого приема повышает стилистический статус текста, поднимает его над обыденной речью. Риторический вопрос нередко служит эффектным завершением, например: "Новые граждане к трудным условиям приспосабливаются лучше: в России научились. Чем это плохо для Германии?". Открытый вопрос провоцирует слушателя на ответ. Высокая эмотивность вопроса вызывает столь же эмоциональную ответную реакцию.
Информация о работе Развитие риторики в Древнем Риме. Подготовка к выступлению