Приемы речевого воздействия при проведении внеклассных мероприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Любой вид словесного творчества характеризуется поиском наиболее точного, емкого, зримого слова. Особенно это важно для учителя, который пользуется словом не только в целях технологической передачи знаний, но и для воздействия на другого человека, в первую очередь на ребенка, на его чувства, поведение, качества характера и пр. Общеизвестно, что в своей повседневной профессиональной деятельности педагог зачастую предпочитает прямо выражать, демонстрировать цель своего воздействия. Тем не менее, практика показывает, что прямые назидания, нравоучения, требования не способствуют установлению контакта с ученическим коллективом, мешают достижению желаемого результата в общении.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..…………………..3
Глава I. Специфика внеклассных мероприятий…………………………………………
§ 1. Организационная специфика………………………………………………………………
§ 2. Речевая специфика……………………………………………………………………………….
Глава II. Речевое воздействие на внеклассных мероприятиях……………………
§ 1. Способы и средства речевого воздействия…………………………………………..
§ 2. Специфика приемов речевого воздействия при проведении внеклассных мероприятий…………………………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

 
Московский Педагогический Государственный Университет

Филологический факультет

 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
На тему: "Приемы речевого воздействия при проведении внеклассных мероприятий"

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

Москва 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………..…………………..3

Глава I. Специфика внеклассных мероприятий…………………………………………

§ 1.  Организационная специфика………………………………………………………………

§ 2.  Речевая специфика……………………………………………………………………………….

Глава II. Речевое воздействие на внеклассных мероприятиях……………………

§ 1. Способы и средства речевого воздействия…………………………………………..

§ 2. Специфика приемов речевого воздействия при проведении внеклассных мероприятий…………………………………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………………………………………

Список использованных источников и литературы……………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любой вид словесного творчества характеризуется поиском  наиболее точного, емкого, зримого слова. Особенно это важно для учителя, который пользуется словом не только в целях технологической передачи знаний, но и для воздействия на другого человека, в первую очередь на ребенка, на его чувства, поведение, качества характера и пр. Общеизвестно, что в своей повседневной профессиональной деятельности педагог зачастую предпочитает прямо выражать, демонстрировать цель своего воздействия. Тем не менее, практика показывает, что прямые назидания, нравоучения, требования не способствуют установлению контакта с ученическим коллективом, мешают достижению желаемого результата в общении.

Возникает резонный вопрос: «действительно ли мы ищем в слушателе адресата, усваивающего «ровно столько», сколько мы намерены ему передать и передаем ему, и именно в том качестве; или нам нужен слушатель-собеседник, способный «на ходу» перерабатывать информацию в «полезный продукт», даже за счет отрицания, может быть, самых дорогих для нас установок?». Думается, что для современного учителя этот вопрос имеет однозначный ответ. Развивать в своих учениках способность к критической оценке услышанного, прочитанного и увиденного, видеть в них «слушателей-собеседников» помогают приемы речевого воздействия.

Речевое воздействие  является неотъемлемой частью при проведении внеклассных мероприятий. Теории речевого воздействия посвящено огромное количество научных трудов. Большинство лингвистов сходятся во мнении, что в любом акте речевого общения коммуниканты преследуют определенные неречевые цели, которые в конечном счете регулируют деятельность собеседника. При этом речевое воздействие определяется как «воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели». Речевое воздействие следует отличать от манипулирования. Речевое воздействие – это воздействие на человека с целью убедить его  сознательно принять вашу точку зрения. Манипулирование же предполагает воздействие на человека с целью побудить его неосознанно сделать что-либо.

Объектом нашего исследования является внеклассные  мероприятия. Предметом изучения являются приемы речевого воздействия в учебных аспектах, то есть выявление существенных признаков и проявлений в процессе речевой коммуникации.

Цель нашей  работы состоит в исследовании особенностей приемов речевого воздействия во время проведения внеклассных мероприятий.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть особенности развития речи учащихся при проведении внеклассных мероприятий
  2. Проанализировать приемы речевого воздействия при проведении внеклассных мероприятий.

 

 

 

Глава I. Специфика внеклассных мероприятий.

 

Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.  
К внеклассным мероприятиям также можно отнести игры, экскурсии и встречи с сотрудниками ГИБДД.  
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассных мероприятий.  
Результаты творческих поисков учителей помогли накопить опыт по внеклассным мероприятиям. Изучение учащимися ПДД вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на ином материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время. 
Цель внеклассных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  
Образовательные и воспитательные задачи внеклассной определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассных мероприятий является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

 

Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.  
Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.  
Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.  
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

Классные занятия, как уже отмечалось, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, по заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, научные общества, олимпиады, конкурсы и др.

 

 

§ 1.  Организационная  специфика

 

1. Внеклассное  мероприятие представляет собой  совокупность различных видов  деятельности учащихся, организация  которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.  
2. Отсроченность во времени. Внеклассное мероприятие – это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.  
3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.  
Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.  
4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во время внеклассного мероприятия такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.  
5. Внеклассное мероприятие осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.  
6. Внеклассное мероприятие имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых. 

 

Виды внеклассных мероприятий .

Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. К сопутствующим формам творческой деятельности относятся читательские, зрительские, конференции, защита самостоятельных докладов, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ. В качестве вспомогательных форм используются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьные клубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады. Основным системообразующим компонентом деятельности в этих учебных формах является направляемое и развиваемое педагогом детское творчество.  
Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,— факультативные занятия. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение.  
Организационная структура кружков, творческих объединений, студий весьма разнообразна, хотя можно выделить и общие для всех этих форм принципиальные структурные элементы. К ним относится подразделение всей работы на теоретическую, критическо-аналитическую и творческо-практическую деятельность. Занятия могут проводиться и как комплексные, и посвящаться лишь одному виду деятельности. На теоретическом занятии материал излагается педагогом или самими детьми как следствие их предварительной самостоятельной подготовки. Учащиеся знакомятся с литературой, справочниками, физическим материалом, получают консультации в библиотеках, на производстве, у специалистов. В результате теоретическое занятие обогащает школьников новыми фактами, выводами, обобщениями. Этому способствует свободное общение кружковцев, сопровождающееся попутными вопросами, короткими дискуссиями, выражением индивидуальных мнений. 

Важнейшим элементом факультативной формы является творческо-практические занятия. Они служат средством развития творческого потенциала, трудовых и профессиональных умений и навыков. В структуре этих занятий, включающих элементы теории и анализа, главное место отводится творческой деятельности детей: решению задач, обсуждениям, практическим работам, рисованию, писанию, рецензии, импровизации.  
Предметные кружки и научные общества. Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес учащихся; ознакомление с жизнью и творческой деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей науки и культуры, с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных отдельным ученым или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д.  
В последнее время получило распространение создание научных обществ школьников, которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, посвященные науке и технике, организуют конкурсы и олимпиады по различным отраслям знаний. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение кружковой и другой внеклассной работы по своему предмету. Многие учителя теперь такой работы не ведут.  
Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и творчески развивающих задач, объединения на занятиях учащихся, как восполняющих пробелы, углубляющих свои позиции, так и творчески совершенствующихся, развивающих специальные способности. Особое значение кружки, студии, секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры. В учебном плане этим предметам уделено весьма скромное место: примерно 5% учебного времени. Между тем, по своему значению, для всестороннего развития личности они заслуживают продолжительного систематического освоения детьми в течение всех лет обучения. Поэтому факультативно-кружковая работа по искусству и физкультуре становится обязательным продолжением урочных занятий. Структура форм по освоению детьми искусства и физкультуры ориентирована главным образом на практические работы. Основная часть времени отводится на гимнастические упражнения, рисование, пение, овладение устной и письменной речью, совершенствование технических приемов в спортивных играх. Ведущие формы внеклассной творческой деятельности способствуют решению задач углубленного, дифференцированного, профильного обучения школьников.  
Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности, краеведческих и туристических походов. Большое образовательно-воспитательное значение имеет подготовительная работа, к которой привлекаются все школьники. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.  
Массовые праздники как форма учебно-воспитательной работы организуются в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к музыке, изобразительному искусству, кино, театру или творчеству выдающегося писателя, поэта. Среди них недели детской книги, театра, музыки, дни поэзии Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Есенина. Во время таких праздников дети узнают о новых произведениях искусства, встречаются с писателями, художниками, композиторами, знакомятся с их творческими планами.  
Экскурсии - форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.  
Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. На экскурсии применяются все методы обучения.  
Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах — при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.  
В начальной школе эта форма является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов усваивают лучше всего знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане они способствуют накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащают зрительными образами содержание учебного процесса, обучают умению замечать, видеть отдельный факт, подробность, деталь, их место в общей системе взаимодействующих явлений, развивают наблюдательность, эмпирическое мышление, память. Экскурсии воспитывают любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.  
Олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам. Для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и развития их творческой состязательности в изучении математики, физики, химии, русского языка и литературы, иностранного языка, а также в техническом моделировании в школах, районах, областях и республиках проводятся олимпиады, конкурсы, организуются выставки детского технического творчества. Эти формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие школьники, что дает большой импульс для развития их способностей и задатков в различных отраслях знаний. В то же время они позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении искать и развивать таланты.  
Конкурсы детского рисунка, трудовых поделок, технических конструкций, олимпиады по математике, физике, химии — действенная форма развития талантов, выявления творческих возможностей детей и их дарований. Подведение результатов таких конкурсов, оглашение имен победителей происходит публично в торжественной обстановке.  
Большой материал для учебного процесса дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил.  
Встреча с сотрудниками ГИБДД. Встреча с представителями ГИБДД может осуществляться, на участках работы это работа регулировщика, осмотр транспортных средств, оформление документов, сдача экзаменов и выдача документов.  
Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам посредством свободно избранной духовно-творческой, физкультурно-спортивной, развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера. 

 
К внеурочным формам обучения предъявляется ряд научно обоснованных требований:  
— они должны быть глубоко научно содержательными, идейно-нравственно насыщенными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию детской личности;  
— в их использовании необходимо сочетание обязательности, самодеятельности и добровольности, в котором увлекательность является исходным моментом и условием постепенного включения детей в деятельность как необходимость;  
— введение игры, романтики, независимо от возраста школьников, буквально во все творческие, физкультурно-спортивные и развлекательно-познавательные занятия, обеспечение здорового духа товарищеского состязания, сравнения и взаимопомощи;  
— осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности ребенка и индивидуальности;  
— обеспечение нравственного воспитания, оберегающего детей от переоценки своих возможностей, развития болезненного самолюбия, эгоизма, пренебрежения коллективом и нормами поведения, зависти как следствия неумеренных восхвалений, достигнутых ими успехов в спорте, в техническом, драматическом, хореографическом, литературном, музыкальном творчестве. 

 

§ 2.  Речевая специфика.

При проведении внеклассных мероприятий, речь педагога значительно отличается от речи при проведении уроков. Она не настолько заключена в «рамки», появляется больше свободы в выражении. Но формирование речи зависит от темы и целей внеклассного мероприятия. Правильно построенные вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивают эффективность общения.

Подготовка и моделирование  предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы  деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеклассных занятий  зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.  
План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности.  
Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:  
1. Название.  
2. Цель, задачи.  
3. Материалы и оборудование.  
4. Форма проведения.  
5. Место проведения.  
6. План проведения.  
В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.  
Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.  
Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.  
В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.  
К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки и тряпки и т.д.  
Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Эта предварительная работа с учащимися порой оказывается наиболее значимой в воспитательном и образовательном отношении. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения. 

Информация о работе Приемы речевого воздействия при проведении внеклассных мероприятий