Приемы поддержания внимания слушателей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:03, контрольная работа

Описание работы

Ораторское искусство – сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Риторика (др.-греч. «ораторское искусство») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. Свое начало европейская риторика получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых, было чисто практическое обучение красноречию. Ее создателями называют Платона и Аристотеля. К числу наиболее прославленных ораторов того времени можно отнести Демосфена, Сократа, Перикла.

Работа содержит 1 файл

контр.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

Введение 

      Ораторское  искусство – сильнейший рычаг воздействия на слушателей. Риторика (др.-греч. «ораторское искусство») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации. Свое начало европейская риторика получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых, было чисто практическое обучение красноречию. Ее создателями называют Платона и Аристотеля. К числу наиболее прославленных ораторов того времени можно отнести Демосфена, Сократа, Перикла.

      Необходима  риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, искусстве, в повседневной жизни, практически во всех сферах жизни.

      Деятельность  человека, профессия которого связана  с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главное оружие.

      Безусловным является то, что речь, прежде всего, требует мыслей. Но бесспорно и другое: самая содержательная и интересная речь не будет иметь успеха и не произведет сильного впечатления, если она произнесена серым языком, да еще вяло и скучно. Что говорить — оратору укажет логика на основе точного знания предмета, о котором идет речь. Как говорить — этому учит искусство речи.

      Настоящий оратор обязан уметь не только правильно  говорить, — он должен владеть мастерством  публичных выступлений, то есть знать  наиболее совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения ее, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно. Речь идет не о том, чтобы уметь убогое содержание прикрывать красивым изложением. Яркая, интересная мысль должна высказываться в хорошей форме. Это достигается постоянным совершенствованием ораторского мастерства, изучением лучших образцов ораторского искусства и литературы в этой области знаний.

      Публичная речь может рассматриваться как  своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувство, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильного впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной. Истинный оратор должен быть вооружен знаниями принципов и методов, присущих искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Именно поэтому важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна воздействовать на чувства и через них на разум.

      Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она исчезает быстро из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого случиться не может. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа подлинно ораторского искусства. Эта мысль ярко выражена в книге английского автора Р. Гарриса: «Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок,— это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению».

      Одним из важных аспектов успешного выступления оратора, по мнению специалистов, является установление и поддержание контакта с аудиторией, в том числе с помощью зрительно воспринимаемых элементов речи (позы, жестов). В связи с этим целью работы является рассмотрение наиболее распространенных приемов установления контакта с аудиторией, которые будут полезны любому, кто хочет научиться уверенно выступать перед публикой.

 

1. Зрительный контакт с аудиторией 

     Одна  из важных составляющих успешного выступления  – умение оратора установить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя начинать выступление, не установив эмоционального и зрительного контакта с аудиторией. Необходимо, прежде всего, продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой. Здесь важно не переиграть. «Американская улыбка» в этой ситуации не уместна. В нашей традиции улыбка не носит дежурного и обязательного характера. Из всего спектра улыбок следует выбрать ту, которая наиболее адекватна случаю. Не меняя выражения лица, медленно и основательно оглядываем зал. Скользим по лицам, на мгновение задерживаясь на каждом (или почти на каждом). Если удалось поймать доброжелательный взгляд или ответную улыбку, можно сделать едва заметное мимическое движение: «Здравствуйте, и вы здесь! Очень рад вас видеть!». Даже если вы видите человека в первый раз в жизни. Так вы протягиваете незримые ниточки от глаз зрителей к своим глазам.

     А если зал большой? А софиты? Тогда  зрительный контакт нужно имитировать. Здесь следует вспомнить, как выходит на сцену балетный танцовщик. Замерев, он осматривает зал слева направо. И только выдержав паузу, начинает свое первое па. Он ничего не видит под этими прожекторами, но у зрителя появляется абсолютная уверенность, что он видит его и танцует только для него.

     Сначала мы устанавливаем зрительный контакт  с теми, кто и так на нас смотрит, затем поднимают глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор начинает речь. Следует установить зрительный контакт с ними. Они теперь долго не опустят глаз. Далее необходимо дождаться, пока на вас посмотрят и те, кто почти никогда не поднимает глаз на оратора. Установите зрительный контакт с ними. Следует дождаться, пока не останется ни одной пары глаз, устремленной не на вас. Это важно для успеха публичного выступления. Можно вообразить, что между вашими глазами и глазами сидящих в зале натянуты провода, по которым течет важная информация, и если эти провода обрываются, информация теряется.

     Зрительный  контакт – это не только способ установить отношения с аудиторией и донести до нее необходимую  информацию, но и способ получить обратную связь от аудитории: насколько аудитория поняла сказанное (может, нужно что-то повторить); не утомлена ли аудитория (может, нужно сделать перерыв); интересна ли аудитории тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории вы (или пора сменить оратора).

     В установлении и поддержании зрительного  контакта самыми пренебрегаемыми частями  зала являются галерка (последние ряды) и фланги (крайние места слева  и справа). Именно оттуда раздаются  самые каверзные вопросы. Именно там шелестят и кашляют. Почему? Мы не уделяем сидящим там достаточного внимания. Сектор обзора начинающего оратора составляет 30-35 градусов, опытного – 40-45. Таким образом, мы выхватываем глазами только центральную часть зала, с которой фактически и общаемся. Именно с сидящими там сохраняется прекрасный зрительный контакт в течение всего выступления. Именно там нас слушают. Именно там кивают и другими способами выражают согласие.

     Как выбрать место для выступления  таким образом, чтобы обеспечить возможность установления зрительного  контакта со всем залом? Залы бывают разные, просто в метрах зал охарактеризовать трудно. Чаще всего они бывают прямоугольные. Выступающий, как правило, стоит с узкой стороны. Надо встать так, чтобы между оратором и крайними слева и справа зрителями в первом ряду образовался равносторонний треугольник. Именно равносторонний, а не просто равнобедренный. Это будет то самое идеальное расстояние. Это правило поможет вам и при других конфигурациях залов. Именно с этой точки зала лучше всего начать выступление. Начать, потому что в ходе выступления оратор будет перемещаться по сцене – подходить ближе, отходить дальше, смещаться то к левому, то к правому краю сцены.

     Особое  внимание следует уделять тем местам, откуда оратор получает сигналы утраты внимания: шевеление, шелест, шепот, храп. Внимание восстанавливается мгновенно. Общаясь с обделенными зрительным контактом, вы приобретаете вернейших союзников. Следует подойти ближе и сказать несколько фраз, обращенных, например, к правому краю. Задавая вопросы, необходимо жестом и взглядом показать ожидание ответа от сидящих и в последних рядах. Устанавливая и поддерживая зрительный контакт в ходе выступления, оратор держит в поле внимания эти группы риска. Ни в коем случае нельзя терять этого контакта. Оратор может переводить на мгновение взгляд в пол, на таблицу, которую демонстрирует, на свои руки. Но только на мгновение. Даже если он сбился, забыл текст, его бегающий взгляд тут же выдаст прокол. Если же оратор будет продолжать смотреть на аудиторию, это создаст впечатление задуманной паузы. И значение того, что он скажет после паузы, даже возрастет.

     Таким образом, зрительный контакт необходим, ведь он выражает заботу о слушателе. Однако, следует заметить, что ничуть не лучше и пустой взгляд оратора, т.е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это. Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать впечатление зрительного контакта, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет аудитории избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда. С каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом, оратор должен переводить взгляд от одной стены к другой. А вместе с этим иногда поворачивать голову и немного корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить контакт с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если оратор действительно обращается к людям, они это чувствуют.

     В целом, когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой часто возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Лучше убрать эту стену сразу, хотя со временем она разрушается сама. Этому помогают следующие общие приемы:

     а) доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса;

     б) естественность;

     в) раскрепощенность;

     г) разговорный стиль изложения;

     д) свободные жесты и движения. 

2. Речевые приемы удержания внимания аудитории 

     Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы неинтересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

     • Вопросно-ответный прием: оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;

     • Переход от монолога к диалогу (полемике): позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес;

     • Прием создания проблемной ситуации: слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность;

     • Прием новизны информации, гипотез: заставляет аудиторию предполагать, размышлять;

     • Опора на личный опыт, мнения, которые  всегда интересны слушателям;

     • Демонстрация практической значимости информации;

     • Использование юмора (если он уместен): позволяет быстро завоевать аудиторию;

     • Краткое отступление от темы: дает возможность слушателям "отдохнуть";

     • Замедление с одновременным понижением силы голоса: способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос");

     • Прием градации – нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли;

     • Прием инверсии – речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный;

     • Прием апелляции к собственным  мыслям.

     Среди приемов ораторской речи, существенно  повышающих ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические  приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди  лексических приемов рекомендуется  использовать так называемые тропы.

Информация о работе Приемы поддержания внимания слушателей