Приемы и правила спора; уловки, применяемые в споре

Автор: Jul Ere, 29 Ноября 2010 в 16:32, реферат

Описание работы

Многие ученые, политики и писатели нашего времени считают, что информация имеет настолько большое значение, что ее можно использовать и как товар, и как средство извлечения нематериальной выгоды, и как один из механизмов влияния на других людей. Однако в некоторых ситуациях невозможно просто преподнести известные сведения, бывает необходимо отстоять свое мнение, доказать, что оно является единственно правильным, а, следовательно, имеет реальную ценность. То есть, можно иметь абсолютно верное мнение, быть уверенным в своей правоте, или наоборот, доказывать совершенно ложные предположения, не подтвержденные ни одним фактом, все будет зависеть от того, насколько мы можем доказать правильность своих рассуждений, какими способами мы можем убедить своего оппонента в логичной последовательности своих аргументов. Другими словами можно сказать, что без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации человеку просто невозможно выжить в этом мире. Однако вести спор не так-то просто.

В данной работе я попробую изложить некоторые важные, на мой взгляд, аспекты спора, такие как цели, виды, принципы спора, а также приемы и уловки, применяемые в споре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ СПОРА 5
2. ПРАВИЛА СПОРА 8
3. ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ СПОРА 10
4. ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И УЛОВКИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

    Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.

    Принцип аргументированной  конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы.

4. ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И УЛОВКИ

 

    Можно выделить несколько полемических приемов:

  • Юмор, ирония, сарказм усиливают эмоциональное воздействие на слушателей, помогают разрядить напряженную обстановку. Ироническое замечание может смутить оппонента.
  • Прием бумеранга ("бей врага его же оружием") заключается в том, что тезис или аргумент обращается против того, кто их высказал.

"Что  он в самом деле, - подумал про себя Чичиков, -- за дурака, что ли, принимает меня?"- и прибавил потом вслух: - Мне странно, право: кажется, между нами происходит какое - то театральное представление или комедия, иначе я не могу себе объяснить... Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности. Ведь предмет просто фу-фу. Что же он стоит? Кому нужен? - Да вот вы же покупаете, стало быть, нужен. Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся что отвечать. ( Н. В. Гоголь. "Мертвые души")

  • Сведение к абсурду - демонстрируется ложность тезиса, так как следствия, вытекающие из него, противоречат действительности.

Знаменитый  русский адвокат Ф.Н.Плевако выступил в защиту старушки, укравшей жестяной чайник стоимостью 50 копеек. Тезис прокурора был такой: частная собственность священна; если позволить людям покушаться на нее, страна погибнет. Ф. Н. Плевако выступил так:

"Много  бед и испытаний  пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь... старушка украла старый чайник ценою в 50 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно".

Приговор  суда был оправдательным.

  • Атака вопросами - в споре важно задавать вопросы, отвечать всегда сложнее, чем спрашивать. Цель этого приема - перехватить инициативу, сделать положение оппонента затруднительным.

- Но допустим, что  вы правы. Допустим, что я предательски  ловлю вас на  слове, чтобы выдать  полиции. Вся арестуют  и потом судят.  Но разве в суде  и в тюрьме вам  будет хуже, чем  здесь? А если сошлют на поселение и даже на каторгу, то разве это хуже, чем сидеть в этом флигеле? Полагаю, не хуже... Чего же бояться? Видимо, эти слова подействовали на Ивана Демьяновича. Он покорно сел. ( А.П.Чехов. "Палата №6" )

  • Довод к человеку - вместо обоснования тезиса пытаются опереться на чувства и настроения слушателей, начинают оценивать не поступки человека, а его достоинства и недостатки.

Когда товарищ прокурора  сумел доказать, что  подсудимый виновен  и не заслуживает  снисхождения, когда  он уяснил, убедил и сказал: "Я кончил", - поднялся защитник. Все навострили уши. Воцарилась тишина. Адвокат заговорил, и ... пошли плясать нервы ...ской публики!..

- Мы - люди, господа присяжные председатели, будем же и судить по-человечески! - сказал, между прочим, защитник. - Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена лишена была своего любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому покормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны... Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося все возвратить им их отца!..

Защитник  говорил и говорил... Факты он миновал, а напирал больше на психологию. ( А. П. Чехов. "Случай из судебной практики" ).

    Уловкой в споре называют всякий прием, с помощью которого участники спора хотят облегчить его для себя и затруднить для оппонента.

  • Ошибка многих вопросов - оппоненту задают несколько разных вопросов под видом одного и требуют ответить "да" или "нет". Выход из этой ситуации в том, чтобы дать развернутый ответ.
  • Ответ вопросом на вопрос - не желая отвечать на поставленный вопрос, полемист ставит встречный вопрос. - А почем купили душу у Плюшкина? - шепнул ему Собакевич. - А Воробья зачем приписали? - сказал ему в ответ на это Чичиков.  
    ( Н. В. Гоголь. "Мертвые души" )
  • Ответ в кредит - испытывая трудности в обсуждении проблемы, спорщики переносят ответ на "потом", ссылаясь на его сложность.
  • Выход из спора происходит в том случае, если один из участников спора сознает слабость своей позиции.
  • Срывание спора производится путем постоянного перебивания оппонента, демонстрации нежелания слушать его.
  • "Довод к городовому" активно применяется в тоталитарных обществах. Тезис или аргумент объявляется опасным для общества.
  • "Палочные доводы" можно определить как особую форму интеллектуального насилия. Участник спора приводит такой довод, который оппонент должен принять из-за боязни чего-либо неприятного, опасного.

Выделяются  также психологические уловки:

  • Ставка  на ложный стыд. Люди часто боятся признаться, что они чего-то не знают. Этим пользуются недобросовестные полемисты. Приводя недоказанный вывод, оппонент сопровождает его фразами "Вам конечно, известно, что", "Общеизвестным является факт", "Наука давно установила", "Неужели вы до сих пор не знаете?". Тем самым делается ставка на ложный стыд. Если человек, желая не уронить себя в глазах окружающих, не признается, что ему что-то неизвестно, он вынужден будет соглашаться с аргументами противника.
  • "Подмазывание" аргумента - слабый довод сопровождается комплиментами противнику.
  • Ссылки на возраст, образование, положение используются для того, чтобы скрыть отсутствие веских и убедительных аргументов. Довольно часто мы сталкиваемся с такими рассуждениями: "Вот доживите до моих лет, тогда и судите", "Получите диплом, тогда и поговорим", "Займете мое место, тогда и рассуждать будете".
  • Логическая диверсия используется оппонентом, чтобы переключить внимание слушателей на обсуждение другого утверждения, не связанного с первоначальным тезисом. Чтобы уйти от поражения, полемист отвлекается на посторонние темы.
  • Перевод спора на противоречия между словом и делом. Чтобы поставить противника в неловкое положение, указывает на несоответствие между взглядами оппонента и его поступками.
  • "Двойная бухгалтерия". Этот прием иначе называют переводом вопроса на точку зрения пользы или вреда. Недобросовестный спорщик пользуется слабостью человеческой натуры: когда мы чувствуем, что данное предложение нам выгодно, мы соглашаемся с ним, не учитывая высшую истину.
  • Смещение времени действия - спорщики подменяют то, что справедливо для прошлого и настоящего тем, что произойдет в будущем.
  • "Троянский конь" - спорящий переходит на сторону противника, искажает его тезис до неузнаваемости, начинает его горячо защищать и тем самым наносит удар по авторитету оппонента.
  • Выведение противника из равновесия. В публичном споре большое влияние на слушателей оказывает внушение, поэтому нельзя поддаваться на самоуверенный, безапелляционный тон.
  • "Чтение в сердцах". Оппонент, используя этот прием, не заинтересован разобраться в сути того, что сказал противник. Он пытается определить только мотивы говорящего.
  • Обструкция - намеренный срыв спора. Оппоненту не дают сказать слова, топают, свистят и т.п.

О Наполеоне  рассказывают, что во время переговоров  с австрийским посланником он бросал на пол фарфоровые вазы, топал... Запуганный посланник согласился с Наполеоном, чтобы только прекратить эту сцену.

    С античных времен выделяют и более  глубокие уловки. Наши предки были большими любителями таких "логических" построений, как:

  • "Post hoc, propter hok" "умозаключение", в котором временная последовательность отождествляется с причинно-следственной.
  • "Argumentum ad ignorantiam" от лат. ignorantio - "незнание,неопытность". "Умозаключение", опирающееся на "довод" от "неизвестности", от "незнания".
  • "Petitio principii" от лат. petitio - "домогательство, притязание". "Умозаключение", основанное на отождествлении "аргумента" и вывода. В грубой форме представлено в широко известном "рассуждении" чеховского персонажа: "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".
  • "Quaesitio" восходит к лат. "расследование", "следствие", "допрос". Уловка, описываемая в некоторых риториках эпохи Возрождения.
  • "Ingorantio elenchi" "умозаключение", в котором довод не имеет никакого отношения к предмету спора и выводу. Например, в шуточной форме: Потому что "потому" кончается на "у". Зачастую они же использовались и как приемы. Нужно иметь в виду, что обычно носители подобной "логической" аргументации самолюбивы, и здесь нужна уступка, временное принятие уловки могут превратиться в приемы, связанные с резким снижением, эмоционального напряжения.

Наконец, немало уловок связано со сферой чувств. Наиболее известны следующие.

  • "Argumentum ad populum" от лат. populus - "народ, толпа". Игра на настроениях толпы, на ее до конца не осознанных симпатиях и антипатиях, используемых в личных, скрываемых от людей интересах убеждающего.
  • "Argumentum ad misericordiam" от лат. misericordia - "сожаление, сострадание". Игра на жалости, чувствах милосердия, прощения, используемая убеждающим в скрытых личных интересах и без учета интересов убеждаемых .
  • "Argumentum ad baculum" от лат. baculum - "палка, трость, жезл авгура". Шантаж, угроза применения силы, используемые в интересах убеждающего и якобы в интересах убеждаемого .
  • "Argumentum ad hominem" от лат. homo - "человек". Игра на недоверии к тем чертам, слабостям характера, поступкам лица, которые не имеют никакого отношения к доводам. Используется в скрытых личных интересах убеждающего без учета интересов убеждаемых .
  • "Argumentum ad vericundiam" от лат. verecundia - " глубокое почтение, благоговение". Игра на доверии к "глобальному авторитету". Используется убеждающим в скрытых личных интересах и часто вопреки интересам убеждаемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Существуют  вечные источники различий, противоречий и конфликтов в обществе на любой  стадии его развития. Эти вечные источники обусловлены культурой, ее строением. Однако на каждом этапе развития общества различия во мнениях, противоречия и конфликты приобретают свой особый характер и свою степень остроты. Острота противоречий и конфликтов зависит от того, как общество и отдельные деятели противостоят конфликтообразующим ситуациям.

    Современное состояние российского общества характеризуется достаточной остротой конфликтообразующих ситуаций. Острота  конфликтообразующих ситуаций вызвана, главным образом, тяжелыми нарушениями  норм морали в XX веке (и не только в России). Разрешение конфликтов и противоречий зависит от того, насколько дальновидно и искусно будут применяться моральные суждения при решении конфликтов и противоречий с помощью речевых средств и с помощью управления речевыми коммуникациями.

    Спор  имеет огромное значение в жизни, в науке, в государственных и  общественных делах. Наше время в  России особенно богато горячими спорами  общественного и политического характера.

    Установка и выбор пунктов разногласия  – чрезвычайно важная часть в споре. В важных спорах их нужно производить особенно тщательно и с полным сознанием того, что делаем. Важность их возрастает вместе с важностью спора.

    Одной из самых трудно преодолимых преград  к хорошему ведению спора является обычное у людей неуменье слушать другого человека. Из-за этого несчастного «неуменья слушать» друг друга многие споры обращаются в нечто невообразимо нелепое, в какой-то ужасающий сумбур.

    С логической стороны завершение спора  может привести к разным результатам. Иногда спор завершается простой победой, признанием его обеими сторонами. Иногда же под влиянием критики тезис терпит большие или меньшие изменения: в него вносятся оговорки, исправляются неточности и т. д., и он принимается обеими сторонами уже в этом измененном и исправленном виде.

    Не  смотря на то, что спор является неотъемлемой частью нашей жизни, мы должны уделять  ему столь же всеобъемлющее внимание, как и другим психологическим  аспектам повседневности. Но лично  я вовсе не являюсь сторонникам  спора и стараюсь всячески его избежать, поскольку вполне ясно сознаю, что спор может привести к нежелательным последствиям и, как таковой, вовсе не безопасен. Однако мы должны уметь минимизировать возможный ущерб, причиненной этим явлением, и извлекать из него как можно большую пользу.

Информация о работе Приемы и правила спора; уловки, применяемые в споре