Приемы и правила спора; уловки, применяемые в споре

Автор: Jul Ere, 29 Ноября 2010 в 16:32, реферат

Описание работы

Многие ученые, политики и писатели нашего времени считают, что информация имеет настолько большое значение, что ее можно использовать и как товар, и как средство извлечения нематериальной выгоды, и как один из механизмов влияния на других людей. Однако в некоторых ситуациях невозможно просто преподнести известные сведения, бывает необходимо отстоять свое мнение, доказать, что оно является единственно правильным, а, следовательно, имеет реальную ценность. То есть, можно иметь абсолютно верное мнение, быть уверенным в своей правоте, или наоборот, доказывать совершенно ложные предположения, не подтвержденные ни одним фактом, все будет зависеть от того, насколько мы можем доказать правильность своих рассуждений, какими способами мы можем убедить своего оппонента в логичной последовательности своих аргументов. Другими словами можно сказать, что без умения постоять за себя, выйти победителем из конфликтной ситуации человеку просто невозможно выжить в этом мире. Однако вести спор не так-то просто.

В данной работе я попробую изложить некоторые важные, на мой взгляд, аспекты спора, такие как цели, виды, принципы спора, а также приемы и уловки, применяемые в споре.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ СПОРА 5
2. ПРАВИЛА СПОРА 8
3. ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ СПОРА 10
4. ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И УЛОВКИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

“ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ” 

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 

Институт  социологии и управления персоналом

Кафедра философии 
 
 

 
 

по дисциплине

 “Риторика” 

на  тему: “ Приемы и правила спора; уловки, применяемые в споре”

     
 
 

                                                                                       Специальность _____УП_____

                                                                                       Курс____1 курс_____________

                                                                                       Группа___УП6-05/2_________ 

                                                                                      

                                                                                                 

                                                                                                   
 
 
 
 
 

Проверил преподаватель 

   _________________________________ 
 
 

Москва 2006г. 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«С

порь с человеком умнее тебя: он тебя победит..., но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа - ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь, но отчего иногда не позабавиться?» И.С. Тургенев

ВВЕДЕНИЕ

 

    Еще в раннюю эпоху развития общественной жизни в Греции ораторское искусство  занимало важное место.

    На  многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются 2 подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.

    Становление риторики как науки произошло  в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.

    По  словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие  самым важным и необходимым искусством». Жители классического города - государства  должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения. Появились даже новые профессии - ритора - учителя красноречия, логографа - составителя речей.

    Другая  причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Постепенно сложилось теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и приемов обучения. Греки полагали, что главное - убедить слушателей, а римляне видели задачу в том, чтобы говорить хорошо.

    В эпоху Средневековья риторика считалась  мастерством украшения речи, причем не только устной, но и письменной. История появления на Руси довольно развитой теории ораторского искусства датируется началом XVII века. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основе важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона. Многим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению некоторых исследователей в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать. Скорее всего, в риторике - важнейшей области культуры - наука и искусство составляют сложный сплав, единство.

    Риторика  – это наука о воздействии на человека с помощью слова. Центральная категория для изучения этого воздействия – категория убеждения.

    Но  воздействовать с помощью слова  можно не только убеждая. С одной стороны, сюда входят способы воздействия, связанные со скрытым или явным принуждением: манипулирование, обман, приказ. Все это случаи принудительного словесного воздействия на слушателя. Только в приказе оно осуществляется напрямую, с опорой на силу, а при обмане и манипулировании недобровольность подчинения чужому слову скрыта от самого слушателя. С другой стороны, слушатель может испытать вполне добровольное влияние и помимо убеждения. Речь, например, может производить хорошее впечатление, очаровывать, забавлять, но не убеждать.

    Однако  прямой предмет риторики именно убеждающая речь. Манипулирование и обман  для риторики явления периферийные, которые она рассматривает преимущественно  с позиции воспринимающего речь: учит разгадывать уловки и противостоять им. Такие свойства речи, как привлекательность, приятность, также периферийны для риторики. Они рассматриваются ею как вспомогательные, обеспечивающие главное – убедительность.

    Ключевым  коммуникативным качеством речи, напрямую связанным с убедительностью и чрезвычайно важным для понимания сути риторики, является ясность речи. Ясность выделяют наряду с такими коммуникативными качествами речи, как правильность, уместность и красота.

    Многие  ученые, политики и писатели нашего времени считают, что информация имеет настолько большое значение, что ее можно использовать и как товар, и как средство извлечения нематериальной выгоды, и как один из механизмов влияния на других людей. Однако в некоторых ситуациях невозможно просто преподнести известные сведения, бывает необходимо отстоять свое мнение, доказать, что оно является единственно правильным, а, следовательно, имеет реальную ценность. То  есть, можно иметь абсолютно верное мнение, быть уверенным  в  своей  правоте, или наоборот, доказывать совершенно ложные предположения, не  подтвержденные  ни одним фактом, все будет  зависеть  от  того,  насколько  мы  можем  доказать правильность своих рассуждений, какими способами  мы  можем  убедить  своего оппонента в логичной последовательности своих  аргументов. Другими  словами можно сказать, что  без  умения  постоять  за  себя,  выйти  победителем из конфликтной ситуации человеку просто невозможно выжить в этом  мире. Однако вести спор не так-то просто.

    В данной работе я попробую  изложить  некоторые важные, на мой взгляд, аспекты спора, такие как цели, виды, принципы спора, а также приемы и уловки, применяемые в споре. 
 
 
 

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ВИДЫ СПОРА

 

    Если  говорить о споре, то он может быть определен как обсуждение в форме  исследования проблемы с целью установления истины. В. И. Андреев предлагает в качестве рабочего определения понятия “спор” следующее:

    СПОР – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.

    Одно  из решающих качеств полемиста - умение выделить предмет спора.

    Предмет спора - это те положения, которые подлежат обсуждению. Предмет спора следует обозначить сразу, нередко он уточняется в ходе дискуссии. Порой спорящие, не закончив разговора об одном предмете, подходят ко второму, от него - к третьему. Отсюда важное правило: не терять предмет спора в пылу рассуждений.

    Иногда  одна из сторон сознательно уводит оппонента от обсуждаемой проблемы. Чтобы этого не происходило, полемисты должны разбираться в поставленных вопросах, досконально знать предмет спора.

    Спор  становится более плодотворным, если у участников есть общность исходных позиций. Недаром Ф. Бэкон говорил: "Споры неуместны там, где мы расходимся в началах, в самих понятиях и даже в формах доказательств".

    Успех обсуждения во многом определяется умением  правильно оперировать понятиями  и терминами. В начале дискуссии  следует уточнить значение основных понятий, но в то же время не надо перегружать спор научной терминологией.

    В споре необходимо учитывать манеру поведения полемиста. Знание особенности  манеры спорить, умение вовремя уловить  изменения в поведении оппонента  позволяют определить тактику спора.

    Еще одно важное составляющее культуры спора - уважительное отношение к оппоненту. Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения другой личности, но и признак развитого ума. Помните слова Гете: "Тот, кто находится в заблуждении, заменяет пылкостью то, что недостает ему в силе и правде".

    Опираясь  на вышесказанное, можно  утверждать, что культура спора предполагает следующее:

  1. Не теряйте  предмет спора. Не позволяйте противнику увести вас в сторону.
  2. Занимайте определенную и твердую позицию.
  3. Готовясь к дискуссии, уточните значение терминов.
  4. Обращайте внимание на тактику оппонента. Соразмеряйте свои способности с его силами.
  5. Относитесь с уважение к доводам спорящего, не оскорбляйте его резкими словами.

    Обычно  споры дифференцируются по цели, по количеству участников или по форме проведения.

По  цели различают следующие виды споров:

из-за истины Спор ради выяснения  истины называют высшей формой спора, самой благородной и прекрасной. Кроме несомненной пользы, такой  спор доставляет настоящее наслаждение его участникам. Это и понятно: расширяются знания о предмете спора, укрепляется вера в собственные интеллектуальные возможности.
для убеждения  Задачей спора  может быть убеждение оппонента. Здесь возможны два варианта: спорящий искренне убеждает в том, о чем говорит; сам спорящий вовсе не верит в истинность того, что защищает. Такой участник спора предпочитает оппонента слабее себя и выбирает только удобные для себя аргументы.
для победы Целью спора  бывает победа, причем полемисты не ставят своей задачей приблизиться к истине или убедить противника. Их цель - убедить оппонента любыми методами. Главный принцип участников такого спора - "победителей не судят", поэтому спорящие прибегают к эффектным, но недостойным способом воздействия на противника.
ради  спора  Часто встречаются  и спор ради спора. Для таких спорщиков  безразлично, о чем спорить, с  кем спорить. Им важно блеснуть красноречием.
 

По  количеству участников выделяют:

  • спор-монолог – человек спорит сам с собой;
  • спор-диалог – участвуют два лица;
  • спор-полилог – ведется несколькими лицами.
 

По  форме проведения споры бывают:

устные  Если спор ведется  при слушателях, важную роль играют психологические моменты. Большое  значение имеют быстрота реакции, остроумие. Участники пытаются не только переубедить друг друга, сколько произвести впечатление на публику.
письменные  Считается более  приемлемой формой выяснения истины, поэтому представляет особую ценность. Недостатки: проследить за ними сложнее, так как он более продолжителен  по времени, зависит от периодичности изданий. Если спор тянется слишком долго, читатели успевают забыть отдельные выводы.
 

Информация о работе Приемы и правила спора; уловки, применяемые в споре