Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:10, реферат
Риторика — классическая наука о слове, которая востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества и формирования личности . Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.
Введение 3
1.ИСТОРИЯ РАННЕЙ РИТОРИКИ 4
2. "РИТОРИКА" М.В. ЛОМОНОСОВА 10
Заключение 17
Рассматривая плавность течения слова, Ломоносов обращает внимание на продолжительность словесных периодов, чередование ударений, воздействие на слух каждой буквы и их сочетаний. Украшению речи способствует включение в нее аллегорий и метафор, метонимий и гипербол, пословиц и поговорок, крылатых выражений и отрывков из известных сочинений. Причем все это надо употреблять в меру, добавляет ученый.
Последняя, третья часть "Руководства" называется "О расположении" и повествует о том, как надо размещать материал, чтобы он произвел наилучшее, наисильнейшее впечатление на слушателей. "Что пользы есть в великом множестве разных идей, ежели они не расположены надлежащим образом?
Храброго вождя искусство состоит не в одном выборе добрых и мужественных воинов, но не меньше зависит и от приличного установления полков". И далее Ломоносов на многочисленных примерах поясняет сказанное.
Современники свидетельствуют,
что Ломоносов был выдающимся
ритором. Это признавали даже его
недруги. Враг ученого Шумахер писал
одному из своих корреспондентов: "Очень
бы я желал, чтобы кто-нибудь другой,
а не господин Ломоносов произнес
речь в будущее торжественное
заседание, но не знаю такого между
нашими академиками. Оратор должен быть
смел и некоторым образом нахален.
Разве у нас есть кто-либо другой
в Академии, который бы превзошел
его в этом качестве". Здесь
сквозь явное недоброжелательство
просматривается невольное
"Слова" и "Речи"
ученого всегда привлекали
В качестве иллюстраций ораторского
искусства Ломоносова, его умения
образно и интересно
Говоря о пользе учения, о необходимости приобретения знаний, ученый показывает, насколько образованный человек отличается в лучшую сторону от невежественного. И призывает учиться, познавать новое.
"Представьте, что один
человек немногие нужнейшие в
жизни вещи, всегда перед ним
обращающиеся, только назвать умеет,
другой не токмо всего, что
земля, воздух и воды рождают,
не токмо всего, что искусство
произвело чрез многие веки, имена,
свойства и достоинства языком
изъясняет, но и чувствам
Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике - «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. Само определение риторики у него традиционно:
"Красноречие есть искусство
о всякой данной материи
«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.
Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей 18 века и принесло ученому громкую славу. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал ее «великою заслугою своего времени».
Книга считалась одной из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают «Риторику» Ломоносова». В 18 веке она выдержала семь изданий (последнее — в 1797г.), в начале 19 века — два (1805г. и 1810г.).
Она стала настольной книгой для нескольких поколений русских людей. Произведение Ломоносова было доступно широким демократическим слоям русского народа. До этого риторика использовалась только духовенством для наставлений и проповедей. Ломоносов придал ей просветительный характер.
В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени и с каждым тысячелетием передаются все новые интерпретации ее значения.
Риторика начала развиваться с глубокой древности и продолжает развиваться и по сей день. Многие из известных ораторов также поспособствовали ее развитию. История отечественной риторики только начинает нам открываться и огромная заслуга в ее становлении принадлежит именно М.В Ломоносову. Если ранние риторики имели множество недостатков , то риторика Ломоносова превзошла их почти по всем видимым критериям. «Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды.
Ломоносовский период в истории риторики по-настоящему не оценен. Между тем многие идеи М. В. Ломоносова свежи и дают много пищи для размышлений любому человеку, желающему учиться риторике
Научиться красиво говорить – нелегкая задача, она требует упорства и огромной силы воли. Навыки владения ораторским искусством имеют огромную значимость для развития и обогащения личности.
Информация о работе От ранних риторик к риторике М.В.Ломоносова