От ранних риторик к риторике М.В.Ломоносова

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:10, реферат

Описание работы

Риторика — классическая наука о слове, которая востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества и формирования личности . Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Содержание

Введение 3
1.ИСТОРИЯ РАННЕЙ РИТОРИКИ 4
2. "РИТОРИКА" М.В. ЛОМОНОСОВА 10
Заключение 17

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 53.13 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

 

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

 ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Гуманитарный факультет

 

Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Основы ораторского искусства»

на тему:

ОТ  РАННИХ РИТОРИК К «РИТОРИКЕ» М.В. лОМОНОСОВА

 

 

 

Выполнил: студент гр. БСО-11-01

А.Р.Азнабаева

Проверил: профессор, д. ф. н.

А.К.Сулейманова


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2013

Содержание

 

Введение 3

1.ИСТОРИЯ РАННЕЙ РИТОРИКИ 4

2. "РИТОРИКА" М.В. ЛОМОНОСОВА 10

Заключение 17

Список использованных источников и литературы 18

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Риторика — классическая наука о слове, которая востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества и формирования личности . Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения. Через советы и рекомендации, глубокомысленные и выразительные тексты, риторическое образование диктует стиль мысли и жизни современному обществу, давая человеку уверенность в сегодняшнем и завтрашнем бытии.

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с  поэтикой, предполагают использование  в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает  формирование различных умений (лингвистических, логических, психологических и др.), направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности  и готовности осуществлять эффективное  общение.

Повышение речевой эрудиции один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики ─ науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как ораторское и искусство.

Важность изучения риторики становиться в наши дни все  более очевидной. Старинная наука  возрождается, растет всеобщий интерес  к ней, все хотят знать, как  научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. Все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.

 

1.История ранней риторики

 

Возникновение риторики (V в. до н. э.)

 

По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение  риторики пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение  которого неизвестно нам даже по имени. Из текстов самого Аристотеля и из других источников известно, что первый трактат по риторике принадлежал  ученику Эмпедокла Кораксу, любимцу  сиракузского тирана Гиерона I, политическому  оратору и адвокату (судебному  оратору). Он сформулировал не лишённое интереса определение красноречия: «красноречие есть работница убеждения. Он первый делает попытку установить чёткое деление ораторской речи на части: вступление, предложение, изложение, доказательство или борьба, падение и заключение. Он же высказал положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но чёткость и убедительность при помощи вероятного , для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Труд Коракса до нас не дошёл, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Тисий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания риторики считал заучивание образцовых речей судебных ораторов.

Традиционно учеником Эмпедокла  считается и Горгий, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное  важнее истинного, и умел в своих  речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать  противоречивые мнения»

Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать  отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат  «О приличном случаю» , где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьёзные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (красивую речь, др.-греч. εὐέπεια) Горгий противопоставлял утверждению истины (правильной речи, ὀρθοέπεια).

Он приложил много сил  к созданию правил относительно фигур: метафор, аллитерации, параллелизма частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фрасимах, Эвен Паросский, Феодор Византийский. К тому же стилистическому  направлению риторики принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, разработавший учение о периоде.

Направление этой школы можно  назвать практическим, хотя оно и  подготовило богатый психологический  материал для выработки общих  теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчило задачу Аристотелю, который даёт в своей знаменитой «Риторике» научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приёмами.

 

Риторика Аристотеля

 

Аристотель в своей  «Риторике» значительно расширил область  риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и  находит применение при самых  разнообразных случаях и так  как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и  убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с  которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то риторика так же мало, как и диалектика, имеет дело с  какой-нибудь одной определённой областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком  смысле, пользуются все на каждом шагу: она одинаково необходима как  в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах  государственной важности: раз человек  начинает склонять к чему-нибудь другого  человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает  к помощи риторики, сознательно или  бессознательно. Понимая риторику таким  образом, Аристотель определяет её как  способность находить возможные  способы убеждения относительно каждого данного предмета

Из определения риторики становится ясна цель, которую преследовал  Аристотель в своём трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить  кого-либо в чём-либо. Сообразуясь  с этим, он разделил свой трактат  на три части. Первая часть посвящена  анализу тех принципов, на основании  которых оратор (то есть всякий говорящий  о чём-нибудь) может побуждать  к чему-нибудь своих слушателей или  отклонять их от чего-нибудь, может  хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех  личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим  слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, то есть уговорить  или отговорить их. Третья часть  касается специальной (технической) стороны  риторики: Аристотель говорит здесь  о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи (о стиле), и о построении ораторской речи.

Множество тонких психологических  замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и аудитории (например, о  значении юмора, пафоса, о влиянии  на молодых людей и на стариков) и анализ силы используемых в речи доказательств придают работе Аристотеля универсальное значение.

 

 

 

Эллинистическая риторика

 

Однако труд Аристотеля оказался маловостребован, для истории риторики большее значение имели практические руководства их авторов называли «технографами»), первое из которых  принадлежит Анаксимену Лампсакскому (около 340 г. до н. э.). После македонского завоевания исчезает политическое красноречие  демосфеновского типа, приходит в  упадок судебное красноречие, зато риторика процветает в школах, где обычным  упражнением стало сочинение  речей для вымышленных судебных дел.

В Греции III—II веков до н. э. происходит систематизация риторики. Классическая риторика делилась на 5 частей

Нахождение (в латинской  терминологии — инвенция) — систематизация содержания речей и используемых в них доказательств.

Расположение (в латинской  терминологии — диспозиция) — деление  речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и  опровержение противного) и заключение.

Словесное выражение (в латинской  терминологии — элокуция) — учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, с помощью чего формируется стиль  речи.

Запоминание (в латинской  терминологии — мемория).

Произнесение (в латинской  терминологии — пронунциацио).

В состав учения о словесном  выражении входило и учение о  трёх стилях: в зависимости от использования  стилистических средств — о простом (низком), среднем и высоком стиле  речи. Эта теория сохраняла своё значение в Средние века и в  эпоху Возрождения. После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась  главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления  в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское  направление), ставивший целью занимательность  изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами.

 

Древнеримская риторика

 

В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э.. Первые учебники риторики на латинском языке —  «Риторика к Гереннию», юношеский  трактат Цицерона De inventione — не отличаются оригинальностью. Цицерону принадлежит  немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»).

Наиболее полное выражение  римская риторика получила в работе Квинтилиана Institutio oratoria (около 95 года н. э.), который видит в ораторе  идеал человека. Красноречие для него стоит выше, чем астрономия, математика и другие науки.

В римской риторике продолжался  спор об азианизме и аттицизме. Первым последователем азианизма был Гортензий, а впоследствии к нему примкнул Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых  сочинениях и в пользу аттицизма. Наиболее изящным представителем аттицизма  в римской литературе можно считать  Юлия Цезаря.

Разработка материала  в римской риторике подчинялась  особой конечной цели, убеждению, в  котором различались три аспекта  — docere («учить», «сообщать»), movere («побуждать», «возбуждать страсти»), delectare («развлекать», «доставлять наслаждение»). Каждый из них был неразрывно связан с  остальными, но, смотря по обстоятельствам, мог занимать господствующее положение. Было унаследовано и учение о разработке пяти этапов речи.

С падением республики красноречие  как таковое приходит в упадок (описанный Тацитом в «Диалоге об ораторах»), зато риторические приёмы проникают в поэзию. Пионером здесь  выступил Овидий, добавляющий с помощью  антитез остроумия своим стихам. Напротив, Сенека и Лукан стремятся  достичь трагического эффекта нагнетанием  пафоса.

 

Позднеантичная  и средневековая риторика

 

В эпоху борьбы христианства с античным язычеством была создана  наука о христианском ораторском искусстве, достигшем блистательного развития в IV и V веках н. э.. Выдающийся представитель этого ораторского  искусства — Иоанн Златоуст. В  теоретическом смысле средневековая  риторика почти ничего не прибавляет к античным разработкам, держится правил Аристотеля и поздних теоретиков (на Западе — Цицерона) и лишь перерабатывает их в расчёте преимущественно  на сочинение писем и проповедей. Повсеместно происходит ужесточение  требований к соблюдению этих правил.

Уже к IV веку сфера действия риторических норм совпала с самим  понятием литературы: в латинской  литературе средних веков риторика заменяет поэтику, прочно забытую средневековой  традицией. Теоретики задавались вопросом: ограничен ли материал, о котором  может идти речь в литературном тексте? На сей счет выска­зывались самые  разные мнения. В целом победила максималистская тенденция: в компетенцию  риторики по крайней мере до XIII века входил любой материал. Следуя этому  искусству, автор, прежде чем создавать  произведение, должен был составить  себе ясное и рациональное представление (intellectio) о предпола­гаемом материале. В средневековой риторике сохранялось  учение об убеждении как об основной задаче и о трёх задачах («учить, побуждать, развлекать» лат. docere, movere, delectare).

Создание произведения, в  свою очередь, подразделялось на три  части или ступени (три главных  элемента из пяти в античном списке).

Инвенция (лат. inventio), есть собственно нахождение идей как творческий процесс. Она извлекает из предмета весь его  идейный потенциал. Она предполагает наличие у автора соответствующего таланта, но сама по себе является чисто  техническим приемом. Её законы определяют отношение писателя к своему ма­териалу; они подразумевают, что всякий объект, всякая мысль может быть ясно выражена в слове, и исключают все невыразимое, как и чистую импрессионистичность формы. В своем главном аспекте, называвшемся «амплификация» (лат. amplificatio), она описывает способы переходить от имплицитного к эксплицитному. Вначале  амплификация понималась как качественный сдвиг, но в средневековой теории и практике она обычно обозначала количественное расширение; обычно так  назывались разнообразные приемы варьирования: наиболее разработанный из них, описание (лат. descriptio), не раз подвергавшийся кодификации и занимавший центральное  место в латинской литературной эстетике, в XIII веке без каких-либо изменений  перешёл в жанр романа, сделавшись одной из главных его черт.

Информация о работе От ранних риторик к риторике М.В.Ломоносова