Особенности разговорно-обиходной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать особенности разговорно-обиходной речи и объяснить их значения, выявить частотность ее употребления, а так же способы проявления.
Объектом данной курсовой работы является разговорно – обиходная речь со своим колоритом, признаками и особенностями.
Предметом исследования являются эффективность употребления особенностей разговорно – обиходной речи, и сопровождающие компоненты во время акта коммуникации, а так же жанры речевого общения.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 48.52 Кб (Скачать)

     Эффективность речевой коммуникации – достижение адекватного смыслового восприятия и интерпретации передаваемого  сообщения.

     Условия, способствующие, эффективному объему информацией – это потребность  в общении, настроенность на мир  собеседника, умение слушателя проникнуть в замысел, знание норм речевого этикета. Очень важно знать позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт и взаимоотношение  в процессе общения. В процессе речевого взаимодействия недостаточно знать  только язык. Собеседники должны придерживаться определенных правил ведения разговора.

     К принципам речевой коммуникации относится:

    1. Принцип последовательности – смысловое соответствие ответной реакции, т.е., ожидание реплики соответствующего типа;

    2. Принцип предпочитаемой структуры – особенность речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами;

    3. Принцип вежливости состоит из ряда максили: максилия такта (соблюдение дистанции между участниками), максилия  великодушие и одобрения, максилия согласия (отказ от конфликтных ситуаций). Важными критериями в составе коммуникативного кодекса признаются критерий истинности (верность действительности) и критерий искренности (верность себе).

4. Принцип равной безопасности предполагает непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные высказы, унижение чувства собственного достоинства партнера.  

    Необходимым условием эффективности речевой коммуникации является умение слушать. «Умение слушать – редкая способность и высоко ценится. Гораздо чаще стремится перебить» – пишет Д. Гранин в романе «Картина».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Жанры речевого  общения: беседы, разговор,

     спор 

     К жанрам речевого общения относим беседу, разговор, спор и др.

     Беседа  – устная форма общения. Беседа предполагает смену говорящих.

     По  целям можно выделить следующие  виды бесед:

    1.     Информативные беседы, цель которых разъяснить какой - то материал без воздействия на чувства;

    2.     Воздействующие беседы, цель которых не только разъяснить новое понятие, но и воздействовать на чувства людей, разбудить их воображение;

    3.     Убеждающие беседы, цель которых добиться каких-либо действий, влияние не только на сознание, чувства, но и на волю с помощью обсуждения;

    4.     Событийные беседы, связанные с какими-либо событиями.

     По  характеру отношений выделяются неофициальные (дружеские) и официальные (деловые) беседы.

     Дружеская беседа ничем не регламентирована, разговор на любые темы, по времени  сколько угодно, каждый из собеседников хорошо знает другого. Эта беседа спонтанна, темы бытового характера, есть юношеский жаргон, мало пауз колебаний.

     Деловая беседа – содержание, время и  место встречи строго регламентирована, необходимости без личностных моментов. Эта беседа подготовлена, очередность  заранее определена и соблюдается.

     Рассказ – монологически последовательное изложение преимущественно фактического материала.

     Спор  – вид диалога, при котором  собеседники изначально имеют различные  или противоположные суждения по одному предмету.

     Цель  спора – или приближение к  истине в оценке данного предмета, или достижение единства взглядов путем  доказательства или убеждения.       Платон называет спор «умственным пиром» и это вполне оправданно. При должном взаимоуважении, полемистов, готовности принимать противоположные аргументы, умении слушать и понимать спор действительно превращается в исключительное по своему значению средство повышения интеллектуальных потенциалов личности, ее речевого и духовного совершенствования. Во время спора важно следовать единству предмета, который должен быть выяснен в самом начале, как и круг его понимания собеседниками. «В споре важно видеть софистические доводы собеседника и никогда не прибегать к ним самому. Выигрывает спор тот, кто держит в сознании весь его силлогистический ход, кто никогда не окажется в состоянии чрезмерной аффектированности, кто видит и вовремя разоблачает софистические уловки противника» [Казарцева 2001: 421].

     При разговоре сообщение подается отдельными фразами. Собеседники делают речь ясной, недвусмысленной. Разговор имеет начало, некоторое продолжение и завершение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Подводя итог, следует сказать, что главной особенностью разговорной речи, исходя из анализа, является ее непринужденность, неподготовленность. Для нее характерны лексические разновидности, использование разговорных и просторечных слов, упрощенного синтаксиса, мимики и жестов.

     “Чтобы  полноценно общаться, - пишет А. А. Леонтьев, - человек должен располагать целым  рядом умений. Он должен быстро и  правильно ориентироваться в  условиях общения; уметь правильно  спланировать свою речь, правильно  выбрать содержание акта общения, найти  адекватные средства дл передачи этого  содержания, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-то из звеньев акта общения будет нарушено, то оно  будет не эффективным”.

     Языковеды, изучая устную речь, сделали вывод, что она структурно отличается от письменной. В основе своей они сходны, иначе нельзя было бы прочитанное пересказать, а сказанное записать. Если в письменной речи один канал информации (сам текст), то в устной два:

     а) информация, которая содержится в  произнесённых словах

     б) информация, которую получают помимо слов, которая сопутствует речи в  той или иной мере связана со словами.

Разговорная речь в силу её двухканальности отличается большими эвристическими, творчески возможностями.     

                     
 

Библиография

1.     Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 2001. – 544 стр.

2.Дроняева Т.С., Клушина Н.И., Бирюкова И.В. Стилистика современного русского языка: Практикум. М., 2002. – 213 стр. 

3. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. - М.: Издательство Дело, 2001. - 358 стр. 

4. Земская Е.А., Китайгородская М.В. Культура русской разговорной речи. 1985. – 245 стр. www.mediaterra.ru/rhetoric. 

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. М., 2001. – 496 стр. 

6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка, М: «Просвещение» 1993. - 221стр.  

7. Мишланов В.А., Салимовский В.А. О  понимании коммуникантами эмоционально – волевой подоплеки реплик диалога,2008. – 326 стр. 

8. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение. - М.: Интерэксперт, 1996.- 277 стр.   

9. Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. – М., 1974. – 196 стр. 

10. Сиротинина О.Б. Лексика разговорной речи. – М.: Русский язык, 1980. –

129 стр. 
 

Информация о работе Особенности разговорно-обиходной речи