Основы ораторского искусства и полемического мастерства. Спор. Дискуссия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:18, реферат

Описание работы

Задумываемся мы об этом или нет, но мы практически постоянно находимся перед какой-либо аудиторией, будь то однокурсники, друзья или просто незнакомые люди. Мы постоянно себя «подаем», постоянно себя представляем. И чем лучше мы себя знаем, тем сильнее ощущение того, что мы в любой ситуации найдем, что сказать и как сказать, что сумеем ответить на любой вопрос. Это повышает степень нашей уверенности в себе, нашу успешность. Поэтому можно сказать, что владение ораторским искусством – это успешность взаимодействия с окружающими.

Содержание

Введение ………………………………………………………………2
Основы ораторского искусства:
Понятие об ораторском искусстве ……………………………3
Личность оратора …………………………………………….. 3
Роды и виды ораторского искусства ………………………….5
Подготовка речи: выбор темы, цель речи …………………… 6
Основные приемы поиска материала …………………………8
Начало, развертывание и завершение речи …………………..9
2.Сущность полемики:
2.1 Понятие «полемическое искусство» …………………………11
2.2 Цели полемики ………………………………………………...11
2.3 Типы полемики ……………………………………………….. 12
2.4 Общие принципы полемики………………………………….. 13
3. Спор, дискуссия, полемика:
Что такое спор? ………………………………………………...14
Виды спора ……………………………………………………15
Правила спора ………………………………………………..17
Логические законы необходимые полемисту ………………20
Заключение ……………………………………………………………23
Список используемой литературы ………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Реферат по русскому и культуре речи..docx

— 49.99 Кб (Скачать)

Следует просмотреть оглавление книги, дающее представление об основных вопросах, которые в ней затрагиваются, обратить внимание на рисунки, схемы, таблицы.

Если в книге есть предисловие  и послесловие, рекомендуется прочитать  их.

Таким образом, первичный  просмотр отобранных книг является очень  важным моментом в подготовке выступления. Он позволяет определить какие из отобранных книг больше всего подходят для разрабатываемой темы.

Во время чтения важно  уметь осмыслить содержание прочитанного. При подготовке к лекции, докладу  нужно обязательно делать соответствующие  записи прочитанного.

Чтение литературы по теме выступления, накопление карточек с  интересными высказываниями, примерами, цитатами – трудоемкий этап подготовки публичного выступления, требующий  много времени. Но вместе с тем  именно этот этап во многом определяет успех будущего выступления: оратор получает и расширяет свои знания, связанные с предметом речи; критически осмысливает материал; выясняет основные проблемы, возникающие при освещении  данной темы.

Настоящая подготовка к выступлению  заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу.

1.6 Начало, завершение и развертывание речи.

Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства и  заключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той  идеи, правильность, которой будет  доказана во второй части речи. Существуют различные виды вступления. И его  выбор зависит от сверхзадачи  и аудитории, в которой оратор выступает.

Основная часть выступления - доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логически  доказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опирается на фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует от оратора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеи удобно подтверждать путем ссылки на авторитеты отсылочное доказательство.

В заключении оратор подводит итог, кратко повторяет ключевые мысли  своей речи, еще раз излагает главную  идею выступления, а также может  призвать слушателей к конкретным действиям  по ее реализации.

При публичном выступлении  нельзя забывать о голосовой акустике, немалое значение имеет и тембр голоса.

Речь оратора не должна быть монотонной. Фразы должны произноситься  с разной интонацией. Они разделяются  паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно больше силы и энергии.

Почти всегда при публичном  выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения перед  оппонентами. При этом надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, а декларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленного оппонента  необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.

При опровержении чужой идеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужно  повторять как можно чаще для  того, чтобы она отложилась в подсознании  слушателей.

 

 

 

 

 

2. Сущность полемики

2.1 Понятие «полемическое  мастерство»

Яркое и страстное слово во все  времена, как свидетельствует история  развития человеческого общества, оказывало  большое влияние на людей, их взгляды  и убеждения, дела и поступки. Человек произносящий речь приковывает внимание окружающих. Высказывая то или иное суждение, полемист воздействует на слушателей. Выступая, он отстаивает свою точку зрения, доказывает правильность выдвинутых положений.

Умение компетентно и плодотворно  обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано  отстаивать свою точку зрения и опровергать  мнение оппонента, есть владение полемическим мастерством, которое должно стать  обязательным качеством каждого  образованного человека.

В содержание понятия «полемическое  мастерство» включается знание предмета спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и  опровергать мнение оппонента, использование  полемических приемов, умение противостоять  уловкам противника.

Происхождение термина полемика (от древнегреч. слова polemikos) означает воинственный, враждебно настроенный.

Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется  конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Цель полемики – надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную  позицию.

Полемика – это наука  убеждать. Она учит подкреплять мысли  убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.     

2.2 Цели полемики.      

 Главная цель полемики  – достижение истины. Полемика  ведется с целью наведения  порядка в терминологическом  аппарате, для установления степени  достоверности аргументов. Кроме  того, полемика призвана установить приемлемость умозаключений, ранг их логической корректности: отбросить софизмы.     

 Для личностных составляющих  причины и цели полемики могут  быть сформулированы так: 

- внутренняя  потребность вступить в поединок, невозможность снести, смолчать, желание продемонстрировать свои полемические возможности, поразить своим остроумием и эрудицией, самовыразиться, потренироваться в быстроте интеллектуальной реакции и в остроумии.

- наличие  разногласий, необходимость найти  общий знаменатель отношений:  желание убедить, переубедить, навязать собственную точку зрения, сделать своим сторонником, победить в словесном поединке.     

 С сожалением добавим к выше названным и неблагородные цели: оскорбить, унизить, втоптать в грязь, словесно уничтожить. Прискорбно, но реальные споры с такими низменными целями отнюдь не редкость.     

 Причиной, вызвавшей полемику, могут оказаться клановые, партийные  интересы, потребность «завоевать  массы», привлечь их на свою  сторону. Давно известно, что публичный  спор - это поединок «не между  пастырями, а за паству».     

 Полемика может быть  обязательным пунктом социально  значимого мероприятия. Например, она входит в сценарий защиты  дипломной работы, диссертации.  

2.3 Типы полемики.

Выделяют  следующие типы полемики:

1. Познавательная полемика, ориентированная на логический, текстовой уровень. Познавательную  полемику можно также назвать  логической или диалектической (в  смысле высшего философского  искусства достижения истины).

2. Деловая полемика, направленная  на достижение некоторого определенного,  социально весомого результата. Таким результатом может быть договор, акт экспертизы, протокол совещания, соглашение, приговор. Важно, что в этом акте должна быть отмечена общая цель - взаимовыгодный, взаимоприемлемый мир, устраивающее все стороны соглашение. Другие важные названия этого типа полемики: дипломатическая, коммерческая, процессуальная, конформистская.

3. Игровая (спортивная) полемика. Здесь на первый план выступают  личностные мотивы. Такая полемика  подобна спортивному поединку, где  достижение субъективных целей  оказывается важнее истины и  согласия. Такой тип диалога можно  назвать эристическим. Древние противопоставляли эристику диалектике, видя в ней искусство добиваться в словесной дуэли личных целей.  

2.4 Общие принципы  полемики.    

 Теория полемики должна  содержать свод правил, своеобразный  кодекс, соблюдение пунктов которого  способствует повышению культуры  спора.     

 Уважение к собеседнику,  терпимость к его мнению - требования, общие для любого вида диалога.  Верны они и для полемики. Каковы  же принципы, специфичные для  полемического диалога? Это:

1. принцип демократизма  по отношению к собеседнику,

2. объективности арбитров,

3. тщательности отбора  слов и выражений,

4. недопустимости ложных аргументов,

5. выдержки и хладнокровия субъектов полемики.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Спор, дискуссия, полемика.

3.1 Что такое  спор?

 В словаре современного  русского языка даются следующие  определения:

  1. Словесное состязание, обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает свое мнение.
  2. Борьба мнений по различным вопросам науки, литературы, политики и т.д.
  3. Поединок, битва, единоборство (преимущественно в поэтической речи), состязание, соперничество.

Общим для всех значений слова спор является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.

В русском языке есть другие слова обозначающие данное слово: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения и т.д. В основном они употребляются в качестве синонимов к слову спор.

В Древней Греции шли горячие  споры между диалектиками, софистами  и эристиками о цели и назначении спора.     

 Дискуссия – это  публичный спор, целью которого  является выяснение и сопоставление  разных точек зрения, поиск, выявление  истинного мнения, нахождение правильного  решения спорного вопроса. В  переводе с латинского языка  «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается  эффективным способом убеждения,  так как ее участники сами  приходят к тому или иному  выводу. Цель дискуссии заключается  в стремлении добиться истины  путем сопоставления различных  мнений.    

 Дискуссия это активный  метод закрепления и углубления  знаний, развития навыков творческого  мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия  – весьма эффективный способ  убеждения, основанный на самостоятельном  освоении истины. Из психологии  известно, что человек лучше всего  воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что  он сам открыл. Формальным условием  любой дискуссии является наличие  какого-либо спорного или нерешенного вопроса. При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.     

 Полемика – это  не просто спор, а такой при  котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и  речей. В переводе с древнегреческого  «полемика» означает воинственный, враждебный. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом, полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

    1. Виды спора.

Существуют разные виды споров. Однако единая классификация споров еще не найдена. К основным факторам, влияющим на характер спора, относятся:

-Цель спора,

-Социальная значимость предмета спора,

-Количество участников,

-Форма проведения спора.

Люди, вступая в спор, преследуют разные цели, руководствуются различными факторами.

В зависимости от цели можно  выделить следующие виды споров:

Спор из-за истины,

Для убеждения кого-либо,

Спор ради спора,

Спор для победы.

Спор может служить  средством для поиска истины. Что  бы найти правильное решение полемисты  сопоставляют самые разные точки  зрения на проблему. Они защищают какую-либо мысль от нападений, что бы узнать какие могут быть возражения против этой мысли. В этом виде спора тщательно  взвешиваются, анализируются позиции, и взгляды противоположных сторон, то есть ведется совместное расследование  истины.

Задачей спора может стать  и убеждение оппонента. При этом выделяют два момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам  глубоко убежден. Но иногда он уверяет  потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств.

Так же целью спора бывает победа. Причем одни полемисты, считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца  отстаивают свои позиции. Другим победа нужна для самоутверждения. Следовательно, им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста.

Часто так же встречается  спор ради спора. Это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких  спорщиков безразлично, о чем  спорить, с кем спорить, зачем  спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать, что белое, – черное, а  черное, – белое.

Классификация видов спора  по его цели носит условный характер. В «живом» споре их не удается  четко разграничивать. Так как  в одном споре полемист стремиться одержать победу, доказать свою правоту и убедить оппонента в правильности своей позиции.

Характер спора определяется и социальной значимостью обсуждаемой  проблемы.

Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы. Это, например, проблемы экологии, сохранения мира на Земле и т.д.

В процессе спора могут  затрагиваться национальные интересы. Приходиться отстаивать групповые  интересы, например, людей определенной профессии.

Информация о работе Основы ораторского искусства и полемического мастерства. Спор. Дискуссия