Основы ораторского искусства и полемического мастерства. Спор. Дискуссия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:18, реферат

Описание работы

Задумываемся мы об этом или нет, но мы практически постоянно находимся перед какой-либо аудиторией, будь то однокурсники, друзья или просто незнакомые люди. Мы постоянно себя «подаем», постоянно себя представляем. И чем лучше мы себя знаем, тем сильнее ощущение того, что мы в любой ситуации найдем, что сказать и как сказать, что сумеем ответить на любой вопрос. Это повышает степень нашей уверенности в себе, нашу успешность. Поэтому можно сказать, что владение ораторским искусством – это успешность взаимодействия с окружающими.

Содержание

Введение ………………………………………………………………2
Основы ораторского искусства:
Понятие об ораторском искусстве ……………………………3
Личность оратора …………………………………………….. 3
Роды и виды ораторского искусства ………………………….5
Подготовка речи: выбор темы, цель речи …………………… 6
Основные приемы поиска материала …………………………8
Начало, развертывание и завершение речи …………………..9
2.Сущность полемики:
2.1 Понятие «полемическое искусство» …………………………11
2.2 Цели полемики ………………………………………………...11
2.3 Типы полемики ……………………………………………….. 12
2.4 Общие принципы полемики………………………………….. 13
3. Спор, дискуссия, полемика:
Что такое спор? ………………………………………………...14
Виды спора ……………………………………………………15
Правила спора ………………………………………………..17
Логические законы необходимые полемисту ………………20
Заключение ……………………………………………………………23
Список используемой литературы ………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Реферат по русскому и культуре речи..docx

— 49.99 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Введение ………………………………………………………………2

  1. Основы ораторского искусства:
    1. Понятие об ораторском искусстве ……………………………3
    2. Личность оратора ……………………………………………..  3
    3. Роды и виды ораторского искусства ………………………….5
    4. Подготовка речи: выбор темы, цель речи …………………… 6
    5. Основные приемы поиска материала …………………………8
    6. Начало, развертывание и завершение речи …………………..9

2.Сущность полемики:

2.1 Понятие «полемическое искусство» …………………………11

2.2 Цели полемики ………………………………………………...11

2.3 Типы полемики ……………………………………………….. 12

2.4 Общие принципы полемики………………………………….. 13

3. Спор, дискуссия, полемика:

    1. Что такое спор? ………………………………………………...14
    2. Виды спора ……………………………………………………15
    3. Правила спора ………………………………………………..17
    4. Логические законы необходимые полемисту ………………20

Заключение ……………………………………………………………23

Список используемой литературы ………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

    Ораторское искусство – это  искусство публичного выступления, но это намного больше, чем просто выступление перед людьми. Ораторское искусство – это важный элемент уверенности в себе. Обучаясь ораторскому искусству, мы учимся владеть аудиторией, но в первую очередь мы учимся владеть собой, повышаем уровень уверенности в себе.    

 Задумываемся мы об  этом или нет, но мы практически  постоянно находимся перед какой-либо  аудиторией, будь то однокурсники, друзья или просто незнакомые  люди. Мы постоянно себя «подаем», постоянно себя представляем. И  чем лучше мы себя знаем,  тем сильнее ощущение того, что  мы в любой ситуации найдем, что сказать и как сказать,  что сумеем ответить на любой  вопрос. Это повышает степень  нашей уверенности в себе, нашу  успешность. Поэтому можно сказать,  что владение ораторским искусством  – это успешность взаимодействия  с окружающими.    

 Полемика – важная составляющая  ораторского искусства. Примером философской полемики являются диалоги Сократа и Платона; многочисленные описания содержательных, остроумных споров приведены в литературных произведениях Данте, Шекспира, Бальзака, Гюго, Достоевского, Тургенева, Хемингуэя. Во всех городах всех стран мира в течение веков, тысячелетий ежедневно проходят драматичные по форме и результату противоборства между сторонами, представляющими обвинение и защиту. А сколько словесных поединков происходит буквально ежедневно во время конференций, совещаний, заседаний, бесед, консультаций?     

 Целью данной работы является раскрытие вопросов ораторского искусства и полемического мастерства, которое включает в себя понимание сущности полемики, её отличительных особенностей, соблюдение основных требований культуры полемики, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника. 

 

1. Основы ораторского  искусства.

1. 1 Понятие об ораторском искусстве.

  Термин ораторское искусство (лат. оratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие.

  Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

  Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

  Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.

  Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.

  Многие современные исследователи рассматривают ораторское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.

1.2 Личность оратора.

  Что же думают современные специалисты о возможности стать оратором? Они отмечают необходимостью общих и специальных способностей.      Способности формируются из природных задатков. К ним относятся особенности нервной системы, функциональной деятельности мозга, строения организма (голосовых связок, двигательного аппарата и др.). Общие способности – это благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково важны для многих видов деятельности. Лектору необходимы такие общие способности, как развитое произвольное внимание, его быстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость глубина и широта мышления и др.

  Оратору необходимы и специальные способности:

- наблюдательность позволяет  правильно и полно воспринимать  окружающую действительность, события,  факты, выделять в них главное;  помогает правильно оценивать  состояние аудитории и, следовательно,  адекватно реагировать на него;

- развитое мышление позволяет  оратору логически мыслить, что  дает возможность анализировать  информацию, проникать в сущность  явлений, глубоко, целенаправленно  и последовательно излагать тему;

- самостоятельность ума  – необходимое качество оратора,  которое дает возможность критически  относиться к различным источникам  информации, выносить свои суждения  и оценки на суд аудитории,  что всегда вызывает уважение;

- творческое воображение  помогает оратору вжиться в  ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образно рассказать  о ней;

- способность к сильным  эмоциональным переживаниям проявляется  в увлеченности темой, экспрессивности  изложения, что положительно воздействует  на слушателей;

- речевые способности  определяют культуру речи оратора,  его умение доносить свои мысли  ясно, живо, впечатляюще.

  Выступлению оратора предшествует большая предварительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению, нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция.

  При подготовке к выступлению оратору необходимо знание основ диалектической и формальной логики, чтобы выступление было глубоким по содержанию, логически выстроенным и обоснованным.

  И при подготовке, и при проведении выступления оратор нуждается в психологических знаниях, которые помогают устанавливать контакт со слушателями, организовывать их внимание и управлять им.

Донести свои мысли до аудитории, произвести впечатление красотой слога  помогает оратору владение культурой  речи.

 Умения оратора складываются из приобретенных знаний и навыков и позволяют ему решать сложные творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Одно из самых сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, - соразмышление с аудиторией, когда аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Словом, ведет себя как собеседник в процессе сотворчества.

1.3 Роды и виды ораторского искусства.

  С древнейших времен живое слово сопровождает все формы общественной жизни. В соответствии с тем, где оно звучит и целью воздействия, роды и виды ораторского искусства.

  Отличительной чертой социально-политического красноречия – общественно значимые темы, обращения к аудитории в целом. К социально-политическому красноречию относятся: отчетный доклад, политическая речь, парламентское выступление, речь на митинге.

  Особенностью церковно-богословского красноречия (проповедь, речь на соборе) – задушевный характер, обращенность к сердцу каждого слушающего, образная, иносказательная форма выражения мыслей, красота слога.

  Особенностью судебного красноречия – строгая логическая аргументация, апелляция к законам. Речь прокурора носит обвинительный характер и содержит четкие выводы в конце. Речь адвоката учитывает психологию восприятия слушателей, в ней обычно говорится о мотивах совершения преступления.

  Особенностью академического красноречия (научный доклад, лекция, выступление на научных конференциях) – предназначенность для узкого круга специалистов, информационная насыщенность, научность стиля языка. Некоторые виды академического красноречия предполагают использование текста. Выступление при защите диплома и диссертации требует тщательной аргументации, владения искусством полемики.

Особенность дипломатического красноречия - текст выступления  согласован с правительством, он зачитывается.

Военное красноречие –  речь-приказ, инструктаж, воодушевляющая речь и др.

  Особенность торгового красноречия (устная реклама, выступление на презентации) – использование психологических приемов убеждения.

  Особенность делового красноречия (выступление на деловых совещаниях, в процессе деловой беседы и деловых переговоров) – деловой стиль речи, использование специальных терминов, слов в прямом значении, коротких фраз; отсутствие экспрессии.

  Особенность социально-бытового красноречия (застольная речь, поздравление юбиляра, напутствие молодоженам, речь на собрании выпускников, надгробное слово и др.) – эмоциональность, ярко выраженная ориентация на одобрительную реакцию собравшихся, изложение мыслей в разговорной непринужденной манере, ситуативный характер.

  Особенность лекционно-пропагандистского красноречия (научно-популярная лекция, научно-методическая лекция-экскурсия) – сочетание научности и популярности изложения, назначение – сделать научные сведения доступными неспециалистам.

1.4 Подготовка речи: выбор темы, цель речи.

  Подготовка к выступлению – очень важное и ответственное дело в деятельности оратора.

  Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать, и т. д. Однако при подготовке к выступлению следует учитывать и некоторые общие методические установки.

  Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При выборе темы, прежде всего, следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Кроме того, важно, чтобы тема представляла интерес для вас и ваших слушателей.

  Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название темы должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Длинные формулировки, названия, включающие незнакомые слова, отталкивают  слушателей, порой даже вызывают отрицательное  отношение к предстоящему выступлению.

  Следует избегать и слишком общих названий, так как общие названия требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий.

  Для конкретизации общей формулировки темы можно прибегнуть к подзаголовкам, например: «Поговорим о себе» (для вас, молодые матери), ( для вас, будущие мужья) и др.

 Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушатель добивается.

Так и оратор, готовясь к  выступлению должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.

Надо иметь в виду, что  выступающему следует формулировать  цель речи не только для себя, но и  для своих слушателей. Четкая формулировка целевой установки облегчает восприятие ораторской речи, определенным образом настраивает слушателей. Именно так и поступали выдающиеся ораторы разных времен.

 1.5 Основные приемы поиска материала

После определения тематики выступления, его цели следует этап поиска и отбора материала.

В методической литературе определены основные источники, из которых  можно черпать новые идеи, интересные сведения, факты, примеры, иллюстрации  для своей речи. К ним относятся:

- официальные документы;

- научная, научно-популярная  литература;

- справочная литература: энциклопедия, энциклопедические словари,  словари по различным отраслям  знаний, лингвистические словари,  таблицы, библиографические указатели;

- художественная литература;

- статьи из газет и  журналов;

- передачи радио и телевидения;

- результаты социологических  опросов;

- собственные знания и  опыт;

- личные контакты, беседы, интервью;

- размышления, наблюдения.

Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько.

Важнейший этап подготовки ораторской речи – изучение отобранной литературы. Оратору необходимо выбрать  из литературы то, что можно будет  использовать в речи, т. е. прочитать  соответствующие разделы, сделать  нужные записи, систематизировать материал и т. д.

Работу с книгой советуют начинать с предварительного знакомства с ней. Сначала читается титульный  лист книги. На нем напечатаны название книги, которое дает представление  о ее содержании; фамилия автора; классификационная характеристика.

Важно обратить внимание на год издания книги. Если заинтересовавшая книга выпущена десять-двадцать лет  назад, то приведенные в ней сведения могли устареть, поэтому следует ознакомиться и с новой литературой по интересующему вопросу.

Информация о работе Основы ораторского искусства и полемического мастерства. Спор. Дискуссия