Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:28, контрольная работа
Речевое взаимодействие людей – необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. Приведем несколько примеров.
Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу.
1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества
1.2. Понятие речевого события, его характеристика
1.3. Основные признаки речевой ситуации
1.4. Речевой этикет
2. Организация вербального взаимодействия
2.1. Организационные принципы речевой коммуникации.
2.2. Эффективность речевой коммуникации.
3. Список литературы
Принцип децентрнческой направленности
, означающий непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность, в отличие от эгоцентрической, характеризуется умением анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела. Отмечается, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми различными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете обсуждения.
Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано,
т. е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.
Обозначим и основные факторы, способствующие установлению благоприятного климата речевого общения:
— признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на различные проблемы современной жизни, что является необходимой предпосылкой демократического решения вопросов;
— предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать собственную точку зрения;
— предоставление равных возможностей
в получении необходимой
— осознание того, что необходимость
конструктивного диалога
— определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнера и его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск общих точек соприкосновения.
Несоблюдение этих условий, игнорирование названных принципов превращают конструктивный диалог в деструктивный, препятствуют организации эффективной речевой коммуникации.
Главная причина появления
При организации речевой
1. Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.
2. Если получатель неправильно
толкует сообщение отправителя,
Межличностные барьеры, возникающие
в процессе речевого общения, зачастую
обусловлены особенностями
Список литературы
1. Кузин Ф.А. Культура делового
общения: Практическое пособие
для бизнесменов. – М.: Осв-89,
2. Социальная психология и этика делового
общения: Учебное пособие для вузов/ под.ред.
В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт,
ЮНИТИ, 2000.
3. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009
4.Власов С.А. Умеете ли вы слушать.- Москва , Аст 2010
5. Михальская :Основы риторики.- Москва :Просвещение,2009