Основные единицы речевого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:28, контрольная работа

Описание работы

Речевое взаимодействие людей – необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. Приведем несколько примеров.

Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу.

Содержание

1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества

1.2. Понятие речевого события, его характеристика

1.3. Основные признаки речевой ситуации

1.4. Речевой этикет

2. Организация вербального взаимодействия

2.1. Организационные принципы речевой коммуникации.

2.2. Эффективность речевой коммуникации.


3. Список литературы

Работа содержит 1 файл

р-т р.я..docx

— 50.52 Кб (Скачать)

 

 Эврический (от греч. eurisko – нахожу)

 

5. Выразить свое видение (понимание)  добра и зла, прекрасного и  постыдного

 

 Оценка (похвала и пори-цание)

 

 Эпидейктический

 

6. Доставить удовольствие себе  и партнеру самим процессом  речевого общения как таковым 

 

 Игровые речевые акты 

 

 Гедонистический (от греч. hedomai – радуюсь) или диат-рибический (от греч. diatribo – провожу время)

 

7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою “эмонациональную картину” мира

 

 Эмотив

 

 Поэтический

 

 Художественный 

 

 [Приведена таблица из книги: А.К. Михальская. Основы риторики. – М.: Просвещение, 1996, с. 57]

 

 Безусловно, в реальной жизни,  в живом общении могут быть  выделены многочисленные другие  цели речи и речевые поступки (завоевание расположения слушателя,  завоевание сострадания, просьба  и т.д.).

 

 Для того, чтобы речь (слово)  действовала эффективно, необходимо, чтобы речевая ситуация характеризовалась  некоторыми признаками. Во-первых, следует  соблюдать принцип гармонии речевого  события, т.е. то, о чем говорят,  должно соответствовать условиям  речи. Во-вторых, существуют определенные требования к поведению говорящего. Не случайно риторика говорит: “Мы слушаем не речь, а человека, который говорит”, а римский теоретик риторической педагогики Квинтилиан писал: “Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком”. Выполнение этой рекомендации потребует длительного времени, времени воспитания в себе “Человека”, однако есть и более конкретные рекомендации сделать свою речь эффективной (убедительной, убеждающей).

 

 Несмотря на национальные  различия в речевом идеале, есть  нечто общее, что обусловливает  успех речи.

 

 Правило 1.

 

 ВЫ говорите со слушателями (-ем) как с равноправным партнером.

 

 Правило 2.

 

 ВЫ уважаете мнение слушателей (-я).

 

 Правило 3.

 

 ВЫ заинтересованы во взаимодействии  со слушателями (-м).

 

 Правило 4.

 

 Речь является успешной, если  слушатели готовы к восприятию  речи. Следовательно, аудиторию надо  готовить к восприятию речи.

 

 А.К. Михальская приводит такой перечень качеств говорящего, обеспечивающих успешность речи:

- обаяние;

- артистизм;

- уверенность;

- дружелюбие;

- искренность;

- объективность;

- заинтересованность;

- увлеченность.

 

 Американский лингвист Робин  Лакофф обращает внимание на необходимость соблюдения следующих принципов речевого поведения:

- не навязывайся;

- выслушай собеседника;

- будь дружелюбен.

 

 Мы видим, и эти рекомендации  носят прежде всего этический характер, как и приведенные выше.

 Соблюдение этических правил, правил речевого этикета имеет  важнейшее значение в речевом  взаимодействии людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Речевой этикет

 

 

 “Тайм менеджер” дает советы  этического характера:

 

- Выполняйте обещания – держите  слово.

- Говорите с людьми, а не о  них.

- Признавайте свои ошибки. Не  пытайтесь найти им оправдания  или свалить их на других.

- Не участвуйте в распространении  сплетен, в интригах и политиканстве.

- Не говорите дурно об отсутствующих.

- Не отзывайтесь дурно о конкурентах.

- Не делайте никому замечаний  в присутствии посторонних.

 

- Берите на себя свою долю  ответственности за ошибки Ваших  сотрудников, коллег, друзей и  близких.

 

- Не делайте достоянием широкой  публики свое несогласие с  родственниками, друзьями, начальником,  сотрудниками, коллегами.

 

- Защищайте других от несправедливых  нападок.

 

- Говорите только то, что думаете,  то, за что готовы ответить и в любое время повторить.

 

- Не выдавайте чужие идеи  за свои. Не приписывайте себе лавры за то, что сделали другие.

 

- Стройте свой успех на собственных  достижениях.

 

- Давайте честные и откровенные  объяснения. Не преувеличивайте.  Не лгите. Ничего не скрывайте.  Не делайте из ничего “тайны”.

 

- Не откладывайте неприятных  решений, взысканий и печальных  известий, от которых все равно  никуда не уйти.

 

- Если Вы сомневаетесь, что Вам  следует делать, задайте себе  вопросы: Это законно? Как я  буду себя после этого чувствовать?  Смогу ли я рассказать об  этом своей семье и друзьям?

 

 Другие полезные советы:

 

- держать слово;

- быть людьми типа “сделал/проверил”;

- брать на себя ответственность;

- быть жизнерадостным;

- быть справедливым;

- быть лояльным;

- уметь благодарить;

- быть терпимым;

- вести себя этично. [Указ. кн., с. 87]

 

 В течение веков выработаны  и речевые формы этикета, характерные  и для повседневного, и для  официального общения, и люди  обычно нетерпимо относятся к  несоблюдению этикета.

 

 Важнейшим признаком культурного  речевого общения является умение  слушать. Ли Якокка пишет: “ Мне бы только хотелось найти такой институт, который научил бы людей слушать….. Слишком много людей не может уразуметь, что подлинное общение – процесс двусторонний”. В свое время Плутарх давал совет: “Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо”.

 

 Дейл Карнеги пишет, что  хороший слушатель нужен не  только выдающимся людям, обыкновенным  – тоже. Однажды в “Ридер Дайджест” было сказано: “Многие люди вызывают доктора, в то время как все, что им нужно, – это внимание”. Итак, если вы стремитесь стать хорошим собеседником, станьте прежде всего хорошим слушателем. Как сформулировала это мисс Чарльз Норман Ли: “Чтобы быть интересным, будьте интересующимся”. Задавайте такие вопросы, на которые собеседник ответит с удовольствием. Поощряйте его на разговор о нем самом, о его достижениях.

 Таким образом, правило гласит: “Будьте хорошим слушателем. Поощряйте  других рассказывать вам о  себе”. 

 Исследования показывают, что  не более 10% людей умеют выслушать  собеседника спокойно и сосредоточенно.

 Как показывают результаты  исследований, проведенных за рубежом,  инженерно-технические работники  ежедневно тратят около 40% своего  времени на слушание, эффективность  которого, правда, не превышает 25% и имеет тенденцию к снижению. “Эффективность слушания” за  рубежом приобрела долларовую  стоимость, и этот курс в  конце 60-х годов был включен  в программу обучения специалистов  предприятий США, Японии и ФРГ.  Американская корпорация “Дженерал моторс” разработала и распространила среди своих служащих методическое пособие “Слушаете ли Вы?”, постоянно контролировала выполнение своих требований.

 

 Преходящий характер звучащего  слова – вот что определяет  возможность умения слушать. Слушающий  в отличие от читающего не может отвлечься даже на очень короткое время, поскольку слово умирает в тот самый момент, когда оно слетает с уст говорящего. Поэтому умение слушать надо тренировать в себе, чтобы всегда быть в форме.

 У большинства людей укоренились  отрицательные привычки, мешающие  им слушать:

 Повышенное внимание к наружности  и недостаткам речи говорящего.

 Привычка слушать, не глядя  на человека.

 Реакция на любое отвлекающее  действие.

 Поспешная оценка и выводы  по еще недослушанному материалу.

 Быстрый отказ от усилия  слушать говорящего.

 Неумение сдерживать отрицательные  эмоции.

 Проявление показного внимания, в то время как голова занята  личными заботами.

 Попытка подробно конспектировать  речь собеседника, что мешает  внимательно прослушать и осмыслить  сказанное. [Власов Л. Умеете ли вы слушать? // Кроссворды для руководителя. – М., 1992, с.132–133]

 

 Как научиться эффективно слушать

 

 Умение внимательно и эффективно  слушать достигается длительными  тренировками, во время которых  следует забыть о личных предубеждениях, не торопиться с выводами и  заключениями. Одна из американских  методик рекомендует:

 

 Слушай со вниманием,

 

 Слушай – не болтай,

 

 Слушай, что человек

 

 Может сказать,

 

 Не может сказать,

 

 Не хочет сказать.

 

 Сейчас в мировой практике  применяется несколько методик,  рекомендующих, как быстро научиться  эффективно слушать. Вот некоторые из них.

 

1. Принять активную позу. Специалисты  считают, что правильная посадка  тела помогает нам создать  умственную сосредоточенность и,  наоборот, когда мы расслабляем  тело, то же самое испытывает  наш мозг.

 

2. Сосредоточить взгляд на говорящем. В этом случае легче слушать, сохранять внимание. Если же смотреть в сторону или на пол, появляется опасность того, что ваши мысли будут следовать за вашими глазами.

3. Поддерживать устойчивое внимание  к говорящему. Любое отвлекающее действие – “пробежка” глазами по столу, взгляд на бумаги, которые вы принесли с собой, – заставляет распределять наше внимание между говорящим и посторонними предметами.

4. Логически планировать процесс  слушания. Все запомнить, что нам  говорят, трудно, но главные мысли  – необходимо. Иногда опытный  оратор или собеседник в своей  речи выделяет основные положения  и разъясняет их, но чаще это  приходится делать самому слушателю.  Для понимания общего хода  мысли собеседника особое значение  имеют вводные фразы. Желательно  в процессе беседы или выступления  два раза быстро проанализировать  и обобщить высказанные суждения. Наиболее удобный момент для  этого – паузы.

 Слушая интересное выступление,  мы нередко стараемся предугадать,  что будет сказано далее. Это  не праздное гадание, а активное  мышление, которое помогает нам  все запомнить. “Мысленное опережение”  речи собеседника или оратора  является не только одним из  средств настройки на одну  с ним волну, но и хорошим  методом запоминания его речи.

5. Преждевременно не оценивать  беседу или выступление. Всегда  подавляйте в себе соблазн  оценивать беседу или выступление  сразу же после первых слов  вашего собеседника или докладчика. Это надо делать в конце.  Любая речь должна быть выслушана  полностью.

 

 М. Вудкок, Д. Френсис пишут: “Те, кто действительно умеют прислушиваться к другим, обладают мощным средством влияния, которое можно получить, обучившись следующим навыкам:

- Направлять свое внимание: посмотрите  на человека, почувствуйте интерес  к тому, что он говорит, не  позволяйте себе отвлекаться.

- Следить за невербальными знаками:  наблюдайте за выражением лица  и движениями человека, выражающими  невысказанные, но важные отношения  и чувства.

- Не выносить оценок до тех  пор, пока полностью не уясните  взгляды другого человека.

- Не позволять себе перебивать  другого: прежде чем сделать замечание, дождитесь, чтобы человек закончил свою речь.

- Проверять свое понимание:  повторяйте сказанное, уточните  сказанное своими собственными  словами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Организационные принципы речевой  коммуникации

 

Общение — это очень сложный  процесс взаимодействия людей. Как  справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении  существует огромное количество несовпадающих  определений данного понятия. Это  объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук — философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер.

 

Наряду с термином общение широкое  распространение получило слово  коммуникация. Чаще всего они используются как синонимы. Приведем словарную  статью из «Лингвистического энциклопедического словаря»:

 

Коммуникация (лат. сommunicatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

 

В последнее время в научной  литературе делаются попытки развести смысл терминов общением коммуникация (например, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналу связи), однако общепринятого  мнения по данному вопросу не существует.

 

Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

 

Особенность речевой деятельности заключается в том, что она  всегда включается в более широкую  систему деятельности как необходимый  и взаимообусловленный компонент. Так, например, образование, обучение, пропаганда знаний немыслимы без общения, без речевой деятельности.

 

Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, продавец, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.

Информация о работе Основные единицы речевого общения