Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 07:28, контрольная работа
Речевое взаимодействие людей – необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. Приведем несколько примеров.
Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу.
1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества
1.2. Понятие речевого события, его характеристика
1.3. Основные признаки речевой ситуации
1.4. Речевой этикет
2. Организация вербального взаимодействия
2.1. Организационные принципы речевой коммуникации.
2.2. Эффективность речевой коммуникации.
3. Список литературы
Эврический (от греч. eurisko – нахожу)
5. Выразить свое видение (
Оценка (похвала и пори-цание)
Эпидейктический
6. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым
Игровые речевые акты
Гедонистический (от греч. hedomai – радуюсь) или диат-рибический (от греч. diatribo – провожу время)
7. Выразить и возбудить эмоции,
предложить свою “
Эмотив
Поэтический
Художественный
[Приведена таблица из книги: А.К. Михальская. Основы риторики. – М.: Просвещение, 1996, с. 57]
Безусловно, в реальной жизни,
в живом общении могут быть
выделены многочисленные
Для того, чтобы речь (слово)
действовала эффективно, необходимо,
чтобы речевая ситуация
Несмотря на национальные
различия в речевом идеале, есть
нечто общее, что
Правило 1.
ВЫ говорите со слушателями (-ем) как с равноправным партнером.
Правило 2.
ВЫ уважаете мнение слушателей (-я).
Правило 3.
ВЫ заинтересованы во
Правило 4.
Речь является успешной, если слушатели готовы к восприятию речи. Следовательно, аудиторию надо готовить к восприятию речи.
А.К. Михальская приводит такой перечень качеств говорящего, обеспечивающих успешность речи:
- обаяние;
- артистизм;
- уверенность;
- дружелюбие;
- искренность;
- объективность;
- заинтересованность;
- увлеченность.
Американский лингвист Робин Лакофф обращает внимание на необходимость соблюдения следующих принципов речевого поведения:
- не навязывайся;
- выслушай собеседника;
- будь дружелюбен.
Мы видим, и эти рекомендации носят прежде всего этический характер, как и приведенные выше.
Соблюдение этических правил, правил речевого этикета имеет важнейшее значение в речевом взаимодействии людей.
1.4. Речевой этикет
“Тайм менеджер” дает советы этического характера:
- Выполняйте обещания – держите слово.
- Говорите с людьми, а не о них.
- Признавайте свои ошибки. Не пытайтесь найти им оправдания или свалить их на других.
- Не участвуйте в
- Не говорите дурно об
- Не отзывайтесь дурно о
- Не делайте никому замечаний в присутствии посторонних.
- Берите на себя свою долю
ответственности за ошибки
- Не делайте достоянием широкой публики свое несогласие с родственниками, друзьями, начальником, сотрудниками, коллегами.
- Защищайте других от
- Говорите только то, что думаете, то, за что готовы ответить и в любое время повторить.
- Не выдавайте чужие идеи за свои. Не приписывайте себе лавры за то, что сделали другие.
- Стройте свой успех на
- Давайте честные и откровенные
объяснения. Не преувеличивайте.
Не лгите. Ничего не скрывайте.
- Не откладывайте неприятных
решений, взысканий и
- Если Вы сомневаетесь, что Вам
следует делать, задайте себе
вопросы: Это законно? Как я
буду себя после этого
Другие полезные советы:
- держать слово;
- быть людьми типа “сделал/
- брать на себя ответственность;
- быть жизнерадостным;
- быть справедливым;
- быть лояльным;
- уметь благодарить;
- быть терпимым;
- вести себя этично. [Указ. кн., с. 87]
В течение веков выработаны
и речевые формы этикета,
Важнейшим признаком
Дейл Карнеги пишет, что
хороший слушатель нужен не
только выдающимся людям,
Таким образом, правило
Исследования показывают, что
не более 10% людей умеют выслушать
собеседника спокойно и
Как показывают результаты
исследований, проведенных за рубежом,
инженерно-технические
Преходящий характер
У большинства людей
Повышенное внимание к
Привычка слушать, не глядя на человека.
Реакция на любое отвлекающее действие.
Поспешная оценка и выводы
по еще недослушанному
Быстрый отказ от усилия слушать говорящего.
Неумение сдерживать
Проявление показного
Попытка подробно
Как научиться эффективно слушать
Умение внимательно и
Слушай со вниманием,
Слушай – не болтай,
Слушай, что человек
Может сказать,
Не может сказать,
Не хочет сказать.
Сейчас в мировой практике
применяется несколько методик,
1. Принять активную позу. Специалисты
считают, что правильная
2. Сосредоточить взгляд на
3. Поддерживать устойчивое
4. Логически планировать процесс
слушания. Все запомнить, что нам
говорят, трудно, но главные мысли
– необходимо. Иногда опытный
оратор или собеседник в своей
речи выделяет основные
Слушая интересное
5. Преждевременно не оценивать
беседу или выступление.
М. Вудкок, Д. Френсис пишут: “Те, кто действительно умеют прислушиваться к другим, обладают мощным средством влияния, которое можно получить, обучившись следующим навыкам:
- Направлять свое внимание: посмотрите на человека, почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не позволяйте себе отвлекаться.
- Следить за невербальными
- Не выносить оценок до тех
пор, пока полностью не
- Не позволять себе перебивать другого: прежде чем сделать замечание, дождитесь, чтобы человек закончил свою речь.
- Проверять свое понимание:
повторяйте сказанное,
2.1. Организационные принципы
Общение — это очень сложный процесс взаимодействия людей. Как справедливо отмечает А.А. Леонтьев, в современной науке об общении существует огромное количество несовпадающих определений данного понятия. Это объясняется полисистемностью и многогранностью явления. Проблемами общения занимаются представители разных наук — философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др. Каждый из них рассматривает общение с позиции своей науки, выделяет специфические аспекты для изучения и соответственно формулирует определение. Понятие «общение» приобрело междисциплинарный характер.
Наряду с термином общение широкое
распространение получило слово
коммуникация. Чаще всего они используются
как синонимы. Приведем словарную
статью из «Лингвистического
Коммуникация (лат. сommunicatio — делаю общим, связываю, общаюсь) — общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и т.д. — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
В последнее время в научной литературе делаются попытки развести смысл терминов общением коммуникация (например, теория коммуникации = теория связи = теория передачи информации по каналу связи), однако общепринятого мнения по данному вопросу не существует.
Человеческое общение, по данным исследователей, на две трети состоит из речевого. Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна никакая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).
Особенность речевой деятельности
заключается в том, что она
всегда включается в более широкую
систему деятельности как необходимый
и взаимообусловленный
Предприниматель, управляющий, архитектор, референт, врач, строитель, продавец, выполняя свою основную работу, вынужден что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.