Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:42, реферат
С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Теорию красноречия древнерусские книжники заимствовали из Византии, где существовала целостная и стройная система ораторских жанров.
Введение 3
1. Ораторское искусство Древней Руси 4
2. Публичная речь 8
Заключение 10
Список использованных источников и литературы 11
Публичная
речь может рассматриваться как
своеобразное произведение искусства,
которое воздействует одновременно
и на чувства и на сознание. Если
речь действует только на способность
логического восприятия и оценки
явлений, не затрагивая чувственность
сферы человека, она не способна
производить сильное
Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.
Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное — неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.
Книга П. Сопера "Основы искусства речи" представляет собой систематизированное пособие для всех, изучающих вопросы ораторского мастерства. Цель автора — дать практические наставления и рекомендации по подготовке публичных выступлений. Он исходит из мысли, что его пособие является лишь подготовительной ступенью для тех, кто решил овладеть тайнами ораторского искусства, и поэтому ограничивается задачей выработки у учащегося первичных навыков выступления и преодоления укоренившихся или укореняющихся недостатков речи.
Главное,
по его мнению, — это развитие
в начинающем ораторе чувства взаимообщения
со слушателями, характерного для обычной
беседы. Но такое простое на первый взгляд
требование П. Сопер развивает в стройную
и связанную в неразрывное целое систему
методических правил и советов, которые
облегчают задачи, стоящие перед новичком-оратором.
Внимание и интерес аудитории к выступлению
оратора, готовность воспринять, что он
говорит, желание согласиться с ним и последовать
его предложениям автор понимает не как
заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее
выступлению, а как нечто такое, за что
оратор с первого до последнего слова
должен бороться, непрестанно поддерживая
психологический контакт со слушателями,
непрерывно возбуждая и заостряя интерес,
добиваясь их расположения, преодолевая
безразличие, критические или просто недоброжелательные
установки аудитории и, в конечном счете,
развлекая, удовлетворяя любознательность,
воодушевляя, убеждая и призывая к действию
— в зависимости от мотивов выступления.
Цель речи является основным конструктивным
элементом, положенным в основу деления
речей на развлекательные., информационные,
воодушевляющие, убеждающие, склоняющие
к действию. В связи с указанными предпосылками
автор отводит в своей работе весьма значительное
место вопросам психологии внимания и
психологии слушателя вообще.
Заключение
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.
Ораторская
речь, представляет собой монологический
тип речи и имеет функционально-смысловые
разновидности: монологическое повествование,
монологическое описание и монологическое
рассуждение. Применение отдельного типа
речи связано с желанием оратора яснее
и глубже выразить свою мысль, доказать
свою точку зрения.
Список использованных источников
1. М. Р. Львов, «Риторика», Москва, 1995.
2. Красноречие Древней Руси (IX - XVII вв.). М., 1987.
3. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.
4. Риторика. Курс лекций / Под ред. Л.А. Муриной. - Мн., 2002.
Информация о работе Ораторское искусство Древней Руси. Публичная речь