Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 11:42, реферат
С ораторской прозой Русь познакомилась в конце Х - начале XI в. на примере лучших образцов византийского и южнославянского красноречия. После того как князь Владимир Святославович в 988 г. крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Теорию красноречия древнерусские книжники заимствовали из Византии, где существовала целостная и стройная система ораторских жанров.
Введение 3
1. Ораторское искусство Древней Руси 4
2. Публичная речь 8
Заключение 10
Список использованных источников и литературы 11
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)»
МИНСКИЙ
ФИЛИАЛ
Индивидуальное задание для промежуточного контроля
По дисциплине «Общая риторика»
Тема:
«Ораторская искусство
Древней Руси. Публичная
речь»
Выполнил:
Экстерн группы №56
Специальности:
«Антикризисное
управление»
Руководитель:
Методист 1-ой
категории
Минск 2011
Введение
1. Ораторское
искусство Древней Руси
2. Публичная
речь
Заключение
Список использованных
источников и литературы
Введение
Риторика
- это наука о способах убеждения,
разнообразных формах преимущественно
языкового воздействия на аудиторию.
Задача риторики с древнейших времен
и сегодня - обучать, радовать, вдохновлять.
Воздействие может
Публичная
речь в различных ситуациях общения
преследует разные цели, но, как правило,
она прагматична, поэтому должна
быть продуманной, логически выстроенной.
Публичная речь может рассматриваться
как своеобразное произведение искусства,
которое воздействует одновременно и
на чувства и на сознание. Если речь действует
только на способность логического восприятия
и оценки явлений, не затрагивая чувственность
сферы человека, она не способна производить
сильное впечатление.
1. Ораторское искусство Древней Руси
С ораторской
прозой Русь познакомилась в конце
Х - начале XI в. на примере лучших образцов
византийского и
Время рождения древнерусского красноречия - IX в. И в первых же оригинальных произведениях ораторской прозы отчетливо проявляются три ее характерные черты:
во-первых,
несмотря на имевшиеся в распоряжении
древнерусских книжников
во-вторых, в истории древнерусского ораторства как бы отсутствует период ученичества. Сочинения первых русских риторов - митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского - поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок;
в-третьих, поскольку на Руси практика устного публичного выступления не получила широкого распространения (это ни в коей мере не означает, что ораторы вообще не выступали перед публикой), то речи создавались прежде всего как письменные памятники, рассчитанные не на сиюминутное произнесение, а на чтение и длительное размышление. Вот почему авторы так часто обращаются к "слушающим и читающим".
Таким
образом, древнерусское красноречие,
оставаясь в общем русле
В ораторской
прозе Древней Руси можно выделить
две разновидности: красноречие
дидактическое (учительское) и панегирическое
(торжественное). Каждому из них соответствуют
свои тематика, язык, художественные средства.
Дидактическое красноречие
Классификация жанров древнерусскою красноречия сложна, но наиболее распространенными были поучение (для дидактических сочинений) и слово (торжественное красноречие). Последнее характеризуется следующими жанровыми особенностями:
- слово в своей основе публицистично, его главные функции - воздействовать на общественное мнение, выражать и пояснять потребности, которыми было занято общество в тот период;
- автор слова - своеобразный "печальник Русской земли", понимающий огромную ответственность за судьбу родины; при всем осознании своих личных "малости", "худости", "недостоинства" - традиционно христианского выражения скромности - не может молчать, видя "великие настроения века сего" пытается активно вмешиваться в общественную жизнь и учит как простых людей, так и "сильных мира сего";
- церковнославянский язык и культовая предназначенность часто оказываются лишь внешней оболочкой слова, под которой скрывается светское, мирское содержание; так, именно в этой форме на Руси впервые были высказаны многие политические идеи, сделаны открытия в области философии, эстетики, литературы.
Наиболее
выдающимися представителями
О жизни и судьбе митрополита Илариона известно крайне мало. Он по праву считался лучшим церковным оратором Древней Руси, IX в. По свидетельству "Повести временных лет" в 1051 г, великий киевский князь Ярослав Мудрый и собор русских епископов поставили Илариона, "русского родом", в митрополиты. Это решение можно считать первым шагом к освобождению Русской церкви от административного влияния церкви Византийской" до того регулярно присылавшей на Русь своих митрополитов. К этому времени уже было создано "Слово о Законе и Благодати" (не ранее 1037 и не позднее 1050 г.). Сведения о дальнейшем пребывании Илариона на кафедре митрополита скудны. Известно лишь, что в 1055 г. на это место вновь назначен грек по имени Ефрем, о судьбе же Илариона никогда и нигде более не говорится.
Если митрополит Иларион мог позволить себе обращаться к слушателям со словами "преизрядно украшенными", то у его современника новгородского проповедника Луки Жидяты была иная аудитория. Проповедовал он в Новгороде - северном крае, где всегда с подозрением относились к словесным изыскам, характерным для Южной Руси. Летописные сведения о нем скупы. Доподлинно известно, что в 1034 г. Ярослав Мудрый возвел Луку на епископскую кафедру Новгорода, а 1034 г. по ложному доносу он был осужден преемником Илариона митрополитом Киевским Ефремом и три года содержался в Киеве, после чего был оправдан. Умер Лука Жидята в 1060 г.
Временем
настоящего расцвета русского красноречия
стал XII в. Самым знаменитым его представителем
был Кирилл Туровский. Известно, что
Кирилл, сын богатых родителей, рано
став монахом-аскетом, всю жизнь
занимался чтением и
Со времени
крещения Руси прошло более ста лет.
"Властители мира сего и люди, погрязшие
в житейских делах, прилежно требуют
книжного поучениям, - писал Кирилл
Туровский. В то время многих верующих
уже не удовлетворяло простое
толкование текстов Священного Писания:
они хотели получать от искусства
проповедника удовольствие. Хотели слушать
проповеди, составленные по всем правилам
ораторского мастерства. И этим требованиям
в полной мере отвечали речи Кирилла
Туровского. Кирилл Туровский является
автором "Притчи о душе и теле",
"Повести о белоризце и
Замечено,
что картины природы у Кирилла
Туровского складываются в определенную
систему символов: весеннее обновление
- Воскресение Христово, ветры - греховные
помыслы, песни - цветы, которые святую
Церковь украшают. Таким образом,
жизнь природы наполняется
Обращает на себя внимание и такая особенность творчества Кирилла, как смелое объединение в одно художественное целое элементов двух культур - византийской и русской народной; двух поэтических систем - высокой риторики и устного творчества; двух языковых стихий - церковнославянской и русской. Так, в "Слове об артосе" описание весны по жизнеутверждающим, оптимистическим мотивам, постоянным эпитетам (весна красная, холмы высокие, ветры буйные и т.д.) близко к народным "веснянкам". Сопоставление ветхозаветных и новозаветных образов напоминает в "Словах" Кирилла фольклорный параллелизм, при котором толкование сложных христианских понятий переводится на народно-поэтический язык. Туровский епископ добавляет новые подробности к жизни Христа - в духе народных сказок представляет его скользящим по морю, ступающим по воздуху. С трагическими нотами русских народных причитаний перекликается горестная лирика плача Богоматери в "Слове об Иосифе".
Таким
образом, опираясь на византийскую и
русскую народную традицию, Кирилл
Туровский создал свой неповторимый
и оригинальный стиль, эстетическая
значимость которого сопоставима со
"Словом о полку Игореве". Современники
именовали Кирилла, "Златоустом,
паче всех воссиявшим на Руси", Видимо,
не позднее XII в. он был причислен
к лику святых, и не последнюю
роль в этом сыграло его ораторское
мастерство.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.
Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
Информация о работе Ораторское искусство Древней Руси. Публичная речь