Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2011 в 20:06, контрольная работа
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов. Речь является необходимым условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек усваивает, приобретает знания и передает их.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1. Новые слова и фразеологизмы, трудности их употребления...4
2. Монологическая и диалогическая речь………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………14
Монологическая
речь – длительное, последовательное,
связное изложение системы
Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.
Содержательная
сторона монолога должна сочетаться
с выразительной. Выразительность
же создается как языковыми
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.
Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.
Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и получившая в последнее время широкое распространение устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой, т.е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый "внутренний монолог") и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Устный монолог распространен во всех функциональных стилях речи. Для разговорного стиля - это непринужденный рассказ, повествование о пережитом, увиденном или услышанном; для научного стиля - это сообщение и доклад; для публицистического - выступление на собрании или дискуссии; для официально-делового - информация и отчет.
Устная монологическая речь, как правило, продумывается, подготавливается заранее. Время на подготовку зависит от речевой ситуации, целей и задач. Так, доклад, лекция всегда требуют длительной подготовки, а выступление на собрании приходится иногда продумывать за несколько минут.
Тематика монологов шире, богаче, чем тематика диалогической речи.
Высказывания в монологе длиннее в сравнении с репликами диалога, потому что для выступающего очень важно, чтобы его сообщение было понятно всем слушателям, а уровень их под готовки, как правило, различный и состав неоднородный.
В монологе больше сложных предложений, простых осложненных и почти нет неполных.
Порядок слов в подготовленной монологической речи более строгий, он ближе к письменной речи, больше соответствует литературной норме.
В устном монологе для более полной и точной передачи содержания используются уточняющие члены предложения, а также повторение отдельных элементов предшествующего высказывания.
Поддерживать контакт со слушателями, сосредоточивать их внимание выступающему помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений (например: перейдем к анализу следующего отрывка; обратите внимание на это; запомните данное определение и т.п.).
Мимика и жесты играют незначительную роль в монологе, а при выступлении по радио совсем не используются.
Важные функции в устном монологе выполняет интонация: она помогает передать внутренний смысл высказывания и выразить отношение выступающего к фактам и явлениям, о которых он сообщает. Поэтому интонация монолога должна соответствовать выражаемым мыслям и чувствам. Элементы интонации - темп, тембр, паузы, логическое ударение - следует выбирать в зависимости от темы монолога, целей и задач, которые ставит перед собой выступающий.
Таким
образом, монологическая речь значительно
сложнее диалога и по тематике,
и по своему строению. Монолог - это
связная речь, организованная по правилам
логики и грамматики как сложное
единое целое: все части монолога
объединены и по смыслу, и грамматическими
средствами. Значит, для овладения монологической
речью одного знания грамматики недостаточно,
необходимо еще иметь знания о тех предметах
и явлениях действительности, о которых
собираешься говорить, и иметь большой
запас слов, называющих эти предметы и
явления, а также усвоить средства выразительности
(языковые и дополнительные - интонацию,
мимику, жесты). Поэтому процесс развития
и устной, и письменной формы монологической
речи связан с выработкой и постоянным
совершенствованием комплекса умений
и навыков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
культура речи – это культура общения,
культура речевой деятельности, овладение
которой предполагает высокий уровень
развития общей культуры человека,
т.е. способность к культуре мышления,
знание действительности, предмета речи,
законов общения в целом и, наконец, законов,
правил, норм использования средств языка
для решения конкретной коммуникативной
задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ответы на тест.
Номер задания | Варианты правильных ответов |
1) | 2, 4 |
2) | 1, 3 |
3) | 1 |
4) | 1, 4 |
5) | 1, 4 |
6) | 1, 2 |
7) | 2, 4, 5 |
8) | 2, 3, 5 |
9) | 3, 4, 5 |
10) | 2 |
11) | 1, 5 |
12) | 2, 4, 5 |
13) | 2, 3, 4 |
14) | 2, 3, 4 |
15) | 1, 3 |
16) | 1, 5 |
17) | 2, 3, 4 |
18) | 2, 3, 4, 5 |
19) | 2, 5 |
20) | 1, 3 |
21) | 1, 3, 5 |
22) | 4, 5 |
23) | 5 |
24) | 1, 2, 3 |
25) | 1, 2 |
26) | 3 |
27) | 3, 5 |
28) | 1, 3 |
29) | 1, 2 |
30) | 3, 5 |