Невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:24, доклад

Описание работы

Первая выделенная особенность невербальных сообщения – их ситуативность: тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора и слушателям, но не может сообщить о его переживаниях на прошлой неделе. Разнообразные экспрессивные движения (жесты, взгляды, мимика, характеристика голоса и т.д.), дополняющие и противоречащие друг другу, сопряжены с изменяющимися психическими состояниями человека, его отношением к партнеру и ситуации взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

2 клёвый реферат вырезка.docx

— 24.44 Кб (Скачать)

Жесты – движения рук или кистей рук. Жесты в  процессе общения не только сопровождают речь: по ним можно сделать выводы об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету, о желаниях человека, о его состоянии. Особенности  жестикуляции могут служить основанием для суждений о каком-то качестве воспринимаемого человека. Жесты  могут быть произвольными и непроизвольными, типичными для данного человека и совсем нехарактерными для него, выражающими случайное состояние. По мнению исследователей, жест несет  информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности переживания.

Жесты можно классифицировать следующим образом:

- описательно-изобразительные  и выразительные, подчеркивающие  – эти жесты сопровождают речь  и вне речевого контекста теряют  смысл;

- конвенциональные  – жесты приветствия и прощания, угрозы, привлечения внимания, подзывающие,  приглашающие, запрещающие, оскорбительные. Замещают в речи элементы языка, понятны без речевого контекста, имеют собственное значение в общении;

- модальные жесты  – жесты одобрения, неудовольствия, иронии, недоверия, неуверенности,  незнания, страдания, раздумья и  т.д. Выражают оценку, отношение к предметам и людям, сигнализируют об изменении активности субъекта в процессе коммуникации;

- жесты, используемые  в различных ритуалах. 

3.3. Акустические средства передачи невербальной информации 

То, как мы говорим, часто является более важным, чем  само содержание сообщения. Произнесенное  слово никогда не является нейтральным. Исследователи выделяют следующие качества звукового оформления речи: высота, громкость, скорость, ритмичность, тембр, мелодика, звучность, напряженность. К неконтролируемым и частично контролируемым сигналам относятся звуковые явления – стон, смех, плач, вздох и т.п.

Невербальные аспекты  речи передают сообщения: а) о том, какое  значение в данной ситуации мы хоти придать слову или высказыванию, используя для этого такие  средства, как ударение, паузы, интонирование; б) о самом говорящем – его  биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, некоторых личностных особенностях. Голосовые характеристики – важнейший фактор формирования нашего образа в восприятии других; либо мы владеем голосом, либо становимся его жертвами.

Достаточно успешно  могут быть закодированы акустическим образом основные эмоции – страх, гнев, радость, печаль, удивление, а  также такие эмоциональные состояния, как доброжелательность, тревожность, уверенность.

Так, для эмоции гнева  характерны общее увеличение силы и  высоты голоса, увеличение резкости речевых  звуков. Быстрая речь вызывает представление  о человеке активном, энергичном, с  одной стороны, либо о неуверенном, суетливом, с другой. Низкий, глухой, богатый интонациями голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным.

Регулятивную функцию  в разговоре выполняют паузы, которые подчеркивают важные моменты  в речи, дают возможность обдумать сказанное, иногда помогают обнаружить обман.

Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить  надежным показателем личности, тем  не менее слкдует помнить о важной особенности восприятия человека по голосу. Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей речью (приятный тембр, интонации и т.д.), приписывать обладателям красивой речи не только высокие интеллектуально-эстетические и психологические качества (симпатичность, интеллигентность, образованность, доброжелательность, великодушие, чувство собственного достоинства), но и значительно более высокие партнерские и деловые характеристики (компетентность, надежность, инициативность, энергичность, уверенность, заинтересованность). 
 

Информация о работе Невербальные средства общения