Автор: e*****@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:11, реферат
Целью исследования является изучение темы " Научный стиль и его особенности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу " Научный стиль и его особенности";
2. Сказать об актуальности проблемы " Научный стиль и его особенности " в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики " Научный стиль и его особенности";
4. Обозначить тенденции развития тематики " Научный стиль и его особенности".
Введение ………………………………………………………………….3
Общая характеристика…………………………………………………...4
История исследования……………………………………………………7
Лексика научного стиля………………………………………………….8
Синтаксис научного стиля……………………………………………….12
Виды компрессии научного текста……………………………………...14
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы…………………
Точность изложения требует употребления форм множественного числа у существительных с вещественным значением (легированные стали, смолы, топлива). Существительные в форме единственного числа часто выступают в обобщенном значении. Некоторые имена существительные, получив специальное значение, изменяют форму рода.
В научной речи используются отыменные предлоги, отглагольные существительные , нередко получающие терминологическое значение.
Для научной речи характерно особое употребление некоторых глагольных категорий. Используются глаголы в настоящем времени, получающем в тексте «вневременное», признаковое значение. Для научной речи характерны глагольные формы с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, числа, лица, о чем свидетельствует синонимия структур предложения.
В научной литературе, особенно в такой, где применяются математические методы, форма будущего времени, по существу, лишена своего обычного грамматического значения и грамматически ослаблена.
Отвлеченность и обобщенность научного стиля проявляются и в особенностях употребления категории вида глагола в значении видовых форм. Здесь широко употребительны формы несовершенного вида как сравнительно более отвлеченно-обобщенные по значению, чем формы совершенного вида. Характерно, что и те сравнительно немногие глаголы совершенного вида, которые встречаются в научной речи, часто используются здесь в устойчивых повторяющихся оборотах в форме будущего времени, синонимического настоящему вневременному; отсюда – ослабленность и видового значения: докажем, что…; рассмотрим…; уравнение примет вид и т. д. В большинстве этих случаев возможна замена формой несовершенного вида, что реально и наблюдается в научных текстах.
Большее, чем в других стилях, число глаголов несовершенного вида лишено парных глаголов совершенного вида. Это обусловлено качественным значением глаголов.
Употребление лица глаголов и личных местоимений обнаруживает ту же закономерность: для научной речи характерно преобладание наиболее отвлеченно-обобщенных по своему значению единиц. Так, практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, как наиболее конкретные; ничтожен процент форм 1-го лица ед. числа. В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Но еще показательнее особенности употребления этих языковых единиц. Помимо известного так называемого авторского мы , употребляющихся «для скромности» и ради объективности изложения, местоимение мы вместе с личной формой глагола очень часто выражает значения разной степени и характера отвлеченно-обобщенности. Таким образом, значение лица оказывается весьма ослабленным, неопределенным, а следовательно, более чем обычно отвлеченным.
Очень часто в научной речи
глаголы используются в
Отвлеченность и обобщенность научной речи выражается в повышенной употребительности слов среднего рода. Это существительные с абстрактным значением: движение, количество, явление, отношение, значение и т.д. Среди существительных мужского и женского рода большое значение принадлежит абстрактной лексике: случай, опыт, процесс, вопрос, объем, результат и др.; часть, масса, энергия, форма, потребность, возможность и др. Отвлеченные существительные в научной речи, как правило, не метафоризируются и выступают в качестве терминов.
Интересно
с точки зрения проявления отвлеченности
и обобщенности употребление кратких
прилагательных: краткие прилагательные
в научной речи, в отступление от общей
закономерности русского языка, широко
используются для выражения не временного,
а постоянного свойства предмета, например:
Клетки бедны протоплазмой.
Синтаксис
научного стиля
Синтаксис научного стиля также убедительно подтверждает его абстрактность, обобщенность, логичность в выражении мысли, стремление к предельной точности и ясности. Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей, усложненностью синтаксических конструкций и исчерпывающей их завершенностью. Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных предложений, в которых союзы четко отражают причинно-следственные отношения; той же цели служит употребление местоименно-наречных и союзных слов. Сложноподчиненные и тем более бессоюзные предложения здесь менее употребительны.
Безличный характер изложения как отражение объективности активизирует употребление неопределенно-личных предложений, а также пассивных конструкций. Показательны и случаи информативной несамостоятельности главной части сложноподчиненного предложения.
Правильный порядок слов в предложениях способствует ясности и точности формулировок. В то же время необычное расположение членов предложения (инверсия) может служить логическому усилению, выделению той или иной части высказывания, поэтому возможны и отступления от стилистически нейтрального порядка слов.
Для научного стиля особую важность приобретает правильное, четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Этой же цели служит и умелое объединение отдельных предложений в сложные синтаксические единства (сверхфразовые единства). Последовательность в развитии мысли отражают вводные слова и словосочетания. В то же время синтаксису научной речи чужды вставные предложения, присоединительные конструкции, лишающие высказывание целостности.
Стройность, логичность, упорядоченность синтаксических построений свойственны всем жанрам научных произведений. Однако многие из них имеют свои особенности. В частности, как отмечает профессор Валгина Н. С. , «это относится ко вторичным научным документам: аннотации, реферату, информационным жанрам. Лаконизация изложения здесь требует особых синтаксических конструкций. За счет изъятия системы доказательств, примеров, повторений, акцентных моментов тексты подобных жанров ориентируются на расчлененные предложения, с набором ключевых слов. Путем рубрицирования текста упрощаются синтаксические связи, подчеркнуто насаждается именной строй речи, увеличивается процент номинативных предложений».
Научный стиль не исключает использования в нем элементов экспрессивной речи, но они, в частности тропы, здесь подчинены в большей мере экспрессии мысли, нежели экспрессии чувства. Эмоциональность речи здесь оттеняет аргументированную логически авторскую мысль и способствует доходчивости ее изложения.
Виды
компрессии научного
текста
Компрессия(от латинского compressio – сжатие) – особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.
Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.
Конспектирование может осуществляться тремя способами:
-цитирование
(полное или частичное)
-передача основных мыслей текста своими словами;
-смешанный вариант.
Все три способа предполагают использование сокращений. Выбор формы конспекта зависит от объема и характера информации, а также цели конспектирования. Если конспект создается для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный вариант.
Если необходимо законспектировать главу учебника или статью для запоминания и устного ответа на экзамене, используется второй.
При написании конспекта рекомендуется такая последовательность работы:
При
написании конспекта для
-оставлять
широкие поля для записи
-тщательно выписывать все библиографические данные конспектируемой статьи;
-правильно
оформлять цитаты, чтобы в дальнейшем
их можно было отличать от
отредактированного вами
2. Написание тезисов
Тезисы – результат компрессии текста; кратко сформулированные основные положения статьи, параграфа, главы, лекции, доклада и т.п.
Первичные тезисы представляют собой краткое изложение содержания публичного выступления (доклада).
Вторичные тезисы пишут на основе статьи, лекции и т.п. другого автора (ср.: аннотация, реферат, конспект).
В тезисах, по сравнению с тезисным планом, представлена более развернутая информация. Тезисы, как и пункты плана, принято нумеровать арабскими цифрами.
3. Особенности реферата как студенческой работы
Существуют три типа рефератов.
Цель написания реферата как формы самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе – научится:
В студенческих письменных работах рассматривается проблема изучения какого-либо явления (процесса), одна из теорий, явившаяся результатом решения проблемы, или метод решения проблемы. В этом случае целью рассуждения может быть доказательство актуальности и важности данной проблемы, теоретического значения теории или метода. При рассмотрении нескольких теорий, объясняющих одно и то же явление, или нескольких методов решения проблемы рекомендуется сравнивать эти теории и методы. Целью работы в этом случае является выбор наиболее перспективной теории или метода и обоснование выбора.
Особенности отбора материала для реферата. Из текстов-источников следует отбирать материал таким образом, чтобы осветить разные стороны проблемы, явления, события.
Следует отбирать только ту информацию, которая непосредственно касается темы реферата. Нельзя включать в реферат лишнюю информацию, т.е. информацию, которая не помогает раскрыть тему.
Особенности изложения и организации материала в реферате.
При написании реферата материал из разных источников можно группировать на основе трех принципов:
Информация о работе Научный стиль и его особенности. Виды компрессии научного текста