Научный стиль и его особенности. Виды компрессии научного текста

Автор: e*****@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 08:11, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение темы " Научный стиль и его особенности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу " Научный стиль и его особенности";
2. Сказать об актуальности проблемы " Научный стиль и его особенности " в современных условиях;
3. Изложить возможности решения тематики " Научный стиль и его особенности";
4. Обозначить тенденции развития тематики " Научный стиль и его особенности".

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Общая характеристика…………………………………………………...4
История исследования……………………………………………………7
Лексика научного стиля………………………………………………….8
Синтаксис научного стиля……………………………………………….12
Виды компрессии научного текста……………………………………...14
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Научный стиль и его особенности.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

      Точность  изложения требует употребления форм множественного числа у существительных с вещественным значением (легированные стали, смолы, топлива). Существительные в форме единственного числа часто выступают в обобщенном значении. Некоторые имена существительные, получив специальное значение, изменяют форму рода.

      В научной речи используются отыменные  предлоги, отглагольные существительные , нередко получающие терминологическое значение.

      Для научной речи характерно особое употребление некоторых глагольных категорий. Используются глаголы в настоящем времени, получающем в тексте «вневременное», признаковое значение. Для научной речи характерны глагольные формы с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, числа, лица, о чем свидетельствует синонимия структур предложения.

      В научной литературе, особенно в такой, где применяются математические методы, форма будущего времени, по существу, лишена своего обычного грамматического значения и грамматически ослаблена.

      Отвлеченность и обобщенность научного стиля проявляются  и в особенностях употребления категории вида глагола в значении видовых форм. Здесь широко употребительны формы несовершенного вида как сравнительно более отвлеченно-обобщенные по значению, чем формы совершенного вида. Характерно, что и те сравнительно немногие глаголы совершенного вида, которые встречаются в научной речи, часто используются здесь в устойчивых повторяющихся оборотах в форме будущего времени, синонимического настоящему вневременному; отсюда – ослабленность и видового значения: докажем, что…; рассмотрим…; уравнение примет вид и т. д. В большинстве этих случаев возможна замена формой несовершенного вида, что реально и наблюдается в научных текстах.

      Большее, чем в других стилях, число глаголов несовершенного вида лишено парных глаголов совершенного вида. Это обусловлено качественным значением глаголов.

      Употребление  лица глаголов и личных местоимений обнаруживает ту же закономерность: для научной речи характерно преобладание наиболее отвлеченно-обобщенных по своему значению единиц. Так, практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, как наиболее конкретные; ничтожен процент форм 1-го лица ед. числа. В подавляющем большинстве случаев используются наиболее отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Но еще показательнее особенности употребления этих языковых единиц. Помимо известного так называемого авторского мы , употребляющихся «для скромности» и ради объективности изложения, местоимение мы вместе с личной формой глагола очень часто выражает значения разной степени и характера отвлеченно-обобщенности. Таким образом, значение лица оказывается весьма ослабленным, неопределенным, а следовательно, более чем обычно отвлеченным.

          Очень часто в научной речи  глаголы используются в неопределенно-личном  значении, близком к обобщенно-личному;  во многом это зависит от семантики глаголов. В этом случае деятелем может мыслится любой, всякий, каждый, или же он совершенно неконкретен и неизвестен и даже вообще не может предполагаться (исходя из значения глагола).

      Отвлеченность и обобщенность научной речи выражается в повышенной употребительности слов среднего рода. Это существительные с абстрактным значением: движение, количество, явление, отношение, значение и т.д. Среди существительных мужского и женского рода большое значение принадлежит абстрактной лексике: случай, опыт, процесс, вопрос, объем, результат и др.; часть, масса, энергия, форма, потребность, возможность и др. Отвлеченные существительные в научной речи, как правило, не метафоризируются и выступают в качестве терминов.

      Интересно с точки зрения проявления отвлеченности и обобщенности употребление кратких прилагательных: краткие прилагательные в научной речи, в отступление от общей закономерности русского языка, широко используются для выражения не временного, а постоянного свойства предмета, например: Клетки бедны протоплазмой. 

Синтаксис научного стиля 

    Синтаксис научного стиля также убедительно подтверждает его абстрактность, обобщенность, логичность в выражении мысли, стремление к предельной точности и ясности. Научная фраза отличается структурной полнотой, ярко выраженной союзной связью, разнообразием подчинительных связей, усложненностью синтаксических конструкций и исчерпывающей их завершенностью. Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных предложений, в которых союзы четко отражают причинно-следственные отношения; той же цели служит употребление местоименно-наречных и союзных слов. Сложноподчиненные и тем более бессоюзные предложения здесь менее употребительны.

      Безличный характер изложения как отражение  объективности активизирует употребление неопределенно-личных предложений, а также пассивных конструкций. Показательны и случаи информативной несамостоятельности главной части сложноподчиненного предложения.

      Правильный  порядок слов в предложениях способствует ясности и точности формулировок. В то же время необычное расположение членов предложения (инверсия) может служить логическому усилению, выделению той или иной части высказывания, поэтому возможны и отступления от стилистически нейтрального порядка слов.

      Для научного стиля особую важность приобретает правильное, четкое выделение абзацев, помогающее подчеркнуть логическую сторону речи. Этой же цели служит и умелое объединение отдельных предложений в сложные синтаксические единства (сверхфразовые единства). Последовательность в развитии мысли отражают вводные слова и словосочетания. В то же время синтаксису научной речи чужды вставные предложения, присоединительные конструкции, лишающие высказывание целостности.

      Стройность, логичность, упорядоченность синтаксических построений свойственны всем жанрам научных произведений. Однако многие из них имеют свои особенности. В частности, как отмечает профессор Валгина Н. С. , «это относится ко вторичным научным документам: аннотации, реферату, информационным жанрам. Лаконизация изложения здесь требует особых синтаксических конструкций. За счет изъятия системы доказательств, примеров, повторений, акцентных моментов тексты подобных жанров ориентируются на расчлененные предложения, с набором ключевых слов. Путем рубрицирования текста упрощаются синтаксические связи, подчеркнуто насаждается именной строй речи, увеличивается процент номинативных предложений».

      Научный стиль не исключает использования  в нем элементов экспрессивной  речи, но они, в частности тропы, здесь  подчинены в большей мере экспрессии мысли, нежели экспрессии чувства. Эмоциональность речи здесь оттеняет аргументированную логически авторскую мысль и способствует доходчивости ее изложения.        

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  компрессии научного текста 

    Компрессия(от латинского compressio – сжатие) – особый вид пересказа, который ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

  1. Конспект и правила его составления 

    Конспект  – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

    Конспектирование  может осуществляться тремя способами:

    -цитирование  (полное или частичное) основных  положений текста;

    -передача  основных мыслей текста своими  словами;

    -смешанный  вариант.

    Все три способа предполагают использование  сокращений. Выбор формы конспекта зависит от объема и характера информации, а также цели конспектирования. Если конспект создается для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный вариант.

    Если  необходимо законспектировать главу  учебника или статью для запоминания  и устного ответа на экзамене, используется второй.

    При написании конспекта рекомендуется такая последовательность работы:

  1. проанализировать содержание каждого фрагмента текста, выделив относительно самостоятельные по смыслу;
  2. выделить из абзацев необходимую, с точки зрения поставленной проблемы, информацию, убрав избыточную;
  3. записать всю важную для последующего восстановления информацию своими словами или дословно, используя сокращения.

          

   При написании конспекта для курсовой или дипломной работы не забывать:

   -оставлять  широкие поля для записи комментариев  к тексту;

   -тщательно выписывать все библиографические данные конспектируемой статьи;

   -правильно  оформлять цитаты, чтобы в дальнейшем  их можно было отличать от  отредактированного вами текста.

   2. Написание тезисов

   Тезисы  – результат компрессии текста; кратко сформулированные основные положения статьи, параграфа, главы, лекции, доклада и т.п.

   Первичные тезисы представляют собой краткое  изложение содержания публичного выступления (доклада).

   Вторичные тезисы пишут на основе статьи, лекции и т.п. другого автора (ср.: аннотация, реферат, конспект).

   В тезисах, по сравнению с тезисным планом, представлена более развернутая  информация. Тезисы, как и пункты плана, принято нумеровать арабскими  цифрами.

   3. Особенности реферата как студенческой работы

   Существуют  три типа рефератов.

  1. Реферат как форма самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе – это рассуждение на определенную тему на основе обзора литературы (нескольких источников информации), доказательство или опровержение какой-то главной мысли (тезиса), в котором информация нескольких источников используется для аргументации, иллюстрации и т.д. (объем – 10-15 страниц).
  2. Реферат – краткое изложение содержания научной статьи, книги или ее части, включающее основные положения, аргументацию, сведения о методе исследования и выводах. Такие рефераты составляют профессионалы-реферанты и публикуют их в реферативных журналах (объем – одна страница)
  3. Реферат как составная часть курсовой работы, выпускной работы бакалавра или дипломной работы – краткое описание содержания работы (объем – 10-12 строк).

         

     Цель написания реферата как формы самостоятельной учебной деятельности студентов в вузе – научится:

    1. Самостоятельно находить научную литературу по теме;
    2. Работать с литературой;
    3. Анализировать проблему, факты, явления, систематизировать и обобщать данные, делать выводы;
    4. Аргументировано высказывать свои мысли;
    5. Оценивать теоретическое и практическое значение проблемы;
    6. Выстраивать логику изложения материала;
    7. Строить стилистически грамотное высказывание научного характера;
    8. Правильно оформлять научную работу (рисунки, таблицы, цитаты, ссылки, список использованной литературы).

       

      В студенческих письменных работах рассматривается  проблема изучения какого-либо явления (процесса), одна из теорий, явившаяся  результатом решения проблемы, или  метод решения проблемы. В этом случае целью рассуждения может быть доказательство актуальности и важности данной проблемы, теоретического значения теории или метода. При рассмотрении нескольких теорий, объясняющих одно и то же явление, или нескольких методов решения проблемы рекомендуется сравнивать эти теории и методы. Целью работы в этом случае является выбор наиболее перспективной теории или метода и обоснование выбора.

      Особенности отбора материала для реферата. Из текстов-источников следует отбирать материал таким образом, чтобы осветить разные стороны проблемы, явления, события.

      Следует отбирать только ту информацию, которая  непосредственно касается темы реферата. Нельзя включать в реферат лишнюю информацию, т.е. информацию, которая не помогает раскрыть тему.

      Особенности изложения и организации  материала в реферате.

      При написании реферата материал из разных источников можно группировать на основе трех принципов:

    1. Принцип подчинения – материал одного источника более подробно раскрывает одну из тем, затронутых в другом источнике, разбивает и конкретизирует ее.
    2. Принцип соединения – материалы двух источников раскрывают одноуровневые понятия, два разных аспекта темы, не пересекаясь между собой.
    3. Принцип противопоставления – материалы двух источников представляют две точки зрения на одно явление, одну проблему.

Информация о работе Научный стиль и его особенности. Виды компрессии научного текста