Методика подготовки к публичному выступлению

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Выступающий должен отчетливо представить себе, какова цель выступления, какое воздействие он собирается оказать на слушателей. Выступление может быть направлено на то, чтобы усилить или ослабить те или иные убеждения, оценки или установки, сложившиеся в сознании слушателей, вызвать незначительное изменение мнений и отношения к действительности или коренным образом изменить взгляды аудитории переубедить ее. Эффективность речи определяется тем, насколько степень воздействия на аудиторию соответствует цели выступающего.

Содержание

1. Методика подготовки к публичному выступлению 2
А) Этапы подготовки устного публичного выступления 2
Б) Методы подготовки устного публичного выступления 7
2. Вклад Цицерона в развитие ораторского искусства 11
3. Литература 15

Работа содержит 1 файл

К.р. Риторика.doc

— 89.00 Кб (Скачать)


План

1. Методика подготовки к публичному выступлению                                   2

А) Этапы подготовки устного публичного выступления                   2

Б) Методы подготовки устного публичного выступления                                      7
2. Вклад Цицерона в развитие ораторского искусства                                       11

3. Литература                                                                                                                 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Методика подготовки к публичному вытуплению.

А) Этапы подготовки устного публичного выступления

Подготовка к выступлению - это предварительная работа над выступлением. Она включает: продумывание и выбор темы, сбор необходимого материала, написание текста, репетицию выступления.

Выступающий должен отчетливо представить себе, какова цель выступления, какое воздействие он собирается оказать на слушателей. Выступление может быть направлено на то, чтобы усилить или ослабить те или иные убеждения, оценки или установки, сложившиеся в сознании слушателей, вызвать незначительное изменение мнений и отношения к действительности или коренным образом изменить взгляды аудитории переубедить ее. Эффективность речи определяется тем, насколько степень воздействия на аудиторию соответствует цели выступающего.

В выступлении конкретная цель, как правило, вслух не формулируется, к ее пониманию оратор подводит аудиторию ходом своих рассуждений.

Всякое выступление должно иметь стержневую идею (основной тезис), которую необходимо ясно сформулировать перед аудиторией с самого начала.

Конкретная цель позволяет оратору точно сформулировать и поставить под нее задачи, т.е. ясно представить себе — о чем должны от него узнать слушатели, в чем убедиться и что сделать. Когда слушатели знают цели, которые отстаивает выступающий, это усиливает их внимание к докладу.

Стержневая идея имеет огромное значение, так как является связующим звеном для отдельных положений доклада.

Выступление может иметь несколько стержневых идей, но желательно, чтобы их было не более трех.

Сформулировать основной тезис — значит ответить на два вопроса: зачем говорить (это вопрос о цели выступления) и о чем говорить (это вопрос о средствах достижения цели или, другими словами, о системе посылок и умозаключений).

К основному тезису выступления предъявляется ряд следующих требований: 1) фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; 2) суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; 3) мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

Что касается аудитории, то при подготовке публичного выступления необходимо выполнить по меньшей мере три требования: 1) учесть интеллектуальный уровень слушателей; 2) пробудить и поддерживать интерес к теме; 3) учесть количество слушателей: чем больше число слушателей, тем более простым, доходчивым должно быть выступление (мысли должны быть выражены простыми словами и короткими предложениями, чтобы текст был ясным, сжатым и соответствовал теме).

Значительное место в достижении поставленных задач занимает умение мысленно предвосхищать события, т.е. поставить себя на место слушателей; умение понимать, как воспринимается доклад не самим собой, а слушателями.

Уяснить стержневую идею своего доклада, сформулировать цель, поставить задачи для решения этой цели — это не значит механически выписать на бумагу несколько фраз и заучить эти фразы. Это значит, что необходимо что-то извлечь для себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения.

После уяснения общей цели выступления и постановки задач можно переходить к формированию самой структуры выступления.

Значительное место в решении этой задачи занимает мысленное предвосхищение поведения аудитории под воздействием речи, умение представить себя в роли слушателя. Во время выступления надо думать не о том, как сам понимаешь то или иное событие, а о том, как воспринимают его другие.

После формулирования задач и определения общего замысла можно приступать к подбору необходимого материала. Предварительно прорабатывается схема будущего выступления.

При подготовке выступления необходимо учитывать количество, характер и состав слушателей. Стоит заранее ознакомиться с тем помещением, где предстоит выступать.

Важным элементом выступления любого уровня является заблаговременное предупреждение о времени проведения и подробная информация о теме доклада или дискуссии. В этом случае аудитория приходит настроившейся и подготовленной.

Тема публичного выступления должна отражать предметную область, подлежащую рассмотрению в выступлении. Выбор темы определяется потребностями деятельности и запросами коллектива, а также знаниями и склонностями выступающего. Тема должна быть актуальной, общественно значимой, интересной для слушателей. Основные требования к формулировке темы — соответствие содержанию выступления, яркость, выразительность, лаконичность.

Целесообразно вначале установить проблему, т.е. более общую тему, в которую входит конкретная тема. Этот подход позволит более четко определить объем материала, подготовиться к выступлению.

Если этого окажется недостаточным (в зависимости от обстоятельств), чтобы пояснить, о чем пойдет речь, необходимо осветить тему более подробно, пояснить, почему доклад на эту тему и почему именно оратор ее затрагивает.

План выступления может быть простым и сложным. В простом дается последовательный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Для подготовительного этапа работы над выступлением более удобен сложный план, включающий основные разделы (выступление, основную часть, заключение), а также  пункты и подпункты,  на  которые  подразделяются основные разделы. Сложный план, по существу, представляет собой совокупность планов разработки отдельных вопросов темы.

План должен быть логичным. Для этого при его составлении следует опираться на основные положения логики. Прежде всего, это логическая операция деления понятия, требующая соблюдения ряда правил. Применительно к плану выступления это означает, что содержание всех вопросов плана совпадает с содержанием, на которое указывает формулировка темы. Соблюдение этого правила позволит избежать двух ошибок: пропуска чего-либо существенного для раскрытия темы; включения в доклад вопросов, к теме не относящихся. Все взаимосвязанные подпункты должны обеспечивать раскрытие вопроса в соответствии с точно определенными целями. Основание деления изменяется, если изменяется аспект рассмотрения вопроса.

Все правила не препятствуют тому, чтобы одни вопросы планировались и рассматривались детальнее, другие менее подробно, а некоторые были названы, но не анализировались.

В центральной части доклада разместите особые доказательства и сравнения, которые произведут соответствующее впечатление на слушателей. Завершать выступление следует высказываниями признанных авторитетов, афоризмами, но прежде всего необходимо сказать о достоверных данных и результатах измерений, которые легко проверяются и подтверждают ваше мнение. Неплохо приберечь 1—2 особо веских аргумента и пустить их в ход в заключении.

Существенным моментом подготовки к публичному выступлению является сбор и обработка материала. Он подбирается в соответствии с предварительно разработанным планом, но при этом оказывает обратное воздействие на него, способствуя превращению наброска плана в окончательный вариант. Источники материала — государственные постановления, научные публикации и разработки, книги, журналы, газеты, беседы и встречи с людьми, разнообразные личные наблюдения и впечатления.

Готовясь к выступлению, надо постоянно совершенствовать организацию подготовительного труда, навыки работы с книгой, чтения и конспектирования, умение ориентироваться в библиотечных каталогах, справочном материале.

Собранный и обработанный материал позволяет приступить к текстовому оформлению выступления. Наиболее часто применяются следующие формы письменной фиксации доклада: полный текст, конспект, тезисы, план, рассыпной конспект.

Написание полного текста — исключительно полезная форма подготовки к успешному выступлению. Полный текст дает возможность многократно возвращаться к нему, постепенно улучшая содержание и структуру.

Конспект представляет собой изложение самого основного в содержании выступления. По объему он меньше полного текста выступления. В нем фиксируется лишь то, что необходимо для понимания и успешного воспроизведения содержания.

Тезисы — сжатое изложение основных идей выступления. Тезисы представляют собой программу выступления. Тезисные формулировки служат отправным пунктом для словесного развертывания мыслей.

Опытные ораторы могут ограничиться наиболее краткой письменной фиксацией выступления — составлением рабочего плана речи, перечнем вопросов, подлежащих рассмотрению. За этой формой подготовки к выступлению должны стоять глубокие знания, общая эрудиция, хорошая память.

Рассыпной конспект — термин, которым обозначают особый вид письменной фиксации выступления. Записываются отдельные теоретические положения, цифры, факты, цитаты и т.п. на карточках небольшого формата. Необходимые   для    конкретного    выступления    карточки    отбираются    и складываются в определенном порядке. Эта форма подготовки сочетает в себе свойства картотеки и письменного текста и особенно удобна в тех случаях, когда события, явления, оценки, факты очень быстро меняются.

К сожалению, возможности нашей памяти небезграничны. Практически в каждый момент в голову может прийти стоящая идея, но важно ее как-то зафиксировать, записать. Поэтому, как только руководителю станет известно о предстоящем выступлении, ему следует взять за правило кратко записывать каждую пришедшую в голову идею. Многие ораторы, деловые люди постоянно носят при себе маленькую книжку, в которую заносят мысли, относящиеся к теме предстоящего выступления.

Итак, выступление написано полностью, осмыслено, несколько раз, но фрагментарно, по мере подготовки, прочитано. Теперь подошел новый этап работы над речью, очень важный для начинающего оратора, — репетиция. Именно к ней должен чрезвычайно внимательно отнестись начинающий оратор. Полезно прочитать речь полностью, уточнить время ее звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичной речи темп, (примерно две минуты — одна машинописная страница). Можно произнести текст либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог). Лучше — вслух и перед зеркалом, чтобы видеть выражение своего лица и жесты, которые будут сопровождать речь.

На этом этапе работы над речью особое внимание необходимо
обратить на технику произношения. Прежде всего на орфоэпию —
образцовое              литературное              произношение,              соответствующее

произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Следует обратить внимание и на дикцию — ясное, четкое, «чистое» произношение звуков, на интенсивность, т.е. силу или слабость произнесения, связанную с усилением или ослаблением выдыхания (например, разная по интенсивности речь будет в комнатной обстановке и в большой аудитории). Безусловно, имеет значение интонация, т.е. ритмомелодическая    сторона    речи,     служащая     средством     выражения синтаксических отношений во фразе и эмоционально-экспрессивной окраски предложения. К интонации относится и темп — скорость протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками. Слишком быстрая речь не позволяет слушателям вникнуть в содержание высказывания, слишком медленная вызывает их раздражение. Большую роль играют паузы: они облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль, подчеркнуть и выделить ее. Фразовое и логическое ударения служат средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе и также повышают выразительность речи.

Б) Методы подготовки устного публичного выступления

Публичная речь, как показывает практика ее использования, готовится с помощью следующих методов: написание текста речи и его освоение; написание текста речи и чтение без освоения; написание текста речи и его заучивание; разработка тезисов и их освоение; трафаретный (стандартный) метод.

Для того чтобы отдать предпочтение какому-либо из данных методов, кратко рассмотрим содержание каждого из них.

1)              Написание текста речи и его освоение.

Данный метод, как показывает практика, используется при подготовке речей сугубо официального характера, когда необходимо выделить официальные положения, формулировки, т.е. быть предельно точным в своих словах.

Для такого выступления готовится текст. Далее наступает период «освоения», когда текст читается про себя или полушепотом, вслух. Это необходимо для того, чтобы «почувствовать текст», ведь то, что хорошо написано, не всегда хорошо читается. Тот, кто выступает по тексту без его освоения, испытывает неловкое положение, вызванное именно не освоенностью текста.

Есть еще один важный момент освоения текста. Освоенный текст позволяет в процессе выступления «отрывать глаза» и смотреть на слушателей, замечать их состояние и реакции. Не очень хорошо воспринимается текст, читаемый однообразным, отчужденным голосом.

Информация о работе Методика подготовки к публичному выступлению