Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:24, реферат
Культура речи – сравнительно новая дисциплина в области обучения русскому
языку как иностранному.
Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в
теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и
развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов. «Риторика»
Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной,
но не была бесполезной.
· Соотношение речь – язык. Это соотношение самоочевидно:
ведь речь построена из материала языка и по свойственным ему «правилам». Однако
самоочевидность еще не означает того, что мы видим и понимаем все стороны этого
соотношения. Речь построена из языка, подчинена его законам, но она не равна
языку. В речи языковые единицы получают прибавку, а именно выбор, повторение
размещение, комбинирование и трансформирование. Это соотношение важно для
понимания многих свойств речи, однако прежде всего оно необходимо для понимания
и разъяснения таких коммуникативных качеств речи, как правильность,
чистота и разнообразие.
· Соотношение речь – мышление. Речь и мышление постоянно
связаны и взаимодействуют в едином процессе речемыслительной деятельности. В
речи мысль выражается, и в речи же она формируется. Это соотношение помогает
осмысливать такие коммуникативные качества речи, как точность и логичность.
· Соотношение речь – сознание. Мышление, как известно,
входит в сознание, но не равно ему. Сознание шире мышления. Если мышление можно
определить как
процесс отображения
и умозаключений, то сознание – это процесс отображения действительности в любых
формах, включая ощущения, представления, эмоциональные, волевые, эстетические
состояния субъекта. Это соотношение помогает понять, что стоит за словами
выразительность, образность, уместность, действенность, когда эти слова
применяются для
обозначения коммуникативных
· Соотношение речь – действительность. Как правило,
речевые структуры соотнесены с какими-то предметами, явлениями, событиями
окружающего человека мира: речь оказывается своеобразной знаковой моделью тех
или иных «кусочков» или «узлов» жизни. Наряду с соотношением речь – мышление,
это соотношение
помогает осмыслить такие
точность и логичность.
· Соотношение речь – человек, её адресат. Автор речи
создает её, как правило, не для себя, а для другого. Помимо автора речь имеет
адресата. Им может быть один человек или группа людей. Автор обычно
заинтересован в том, чтобы получатель речь понял, чтобы она была доступна; в
том же заинтересован и получатель. В связи с этим может быть осмысленно
коммуникативное качество речи, называемое доступностью.
· Соотношение речь – условия общения. Под
«условиями общения» следует понимать место, время, жанр и задачи
коммуникативного процесса. Языковая структура речи должна быть приведена в
соответствие с условиями общения, и в этом случае речь может быть названа
уместной[5].
Наверное самым важным качеством речи является - правильность речи – её не
единственное, но главное коммуникативное качество, потому что прежде всего
правильностью речи обеспечиваются её взаимопонимаемость, её единство. Нет
правильности – не могут срабатывать другие коммуникативные качества:
точность, логичность, уместность и т.д. Правильность речи всегда ведет к
соблюдению норм литературного языка, неправильность – к отступлению от них.
Правильность речи – это соответствие её языковой структуры действующим
языковым нормам.
Одни нормы усваиваются
легко и при минимальном
укрепляются влиянием школы. Третьи – остаются полу освоенными и после
окончания человеком средней школы. Было бы полезно для целенаправленного
воздействия на речевую культуру знать, какие именно знаки языка имеют норму,
усваиваемую независимо от школы, какие под воздействие школы и какие остаются
не усвоенными и после средней школы.
Заключение
Такова чудодейственная сила слова. Она особенно важна и действительна в
сложных коммуникативных ситуациях. Слово может быть сильнейшим оружием не
только в руках бессовестных, своекорыстных демагогов. Оно может быть еще
более сильным оружием в руках борцов. И хотя они и используют его, но они
далеко не всегда сознают силу слова – как разрушительную, так и
созидательную.
Далеко не всегда они, особенно в сложных коммуникативных условиях, как можно
нейтрализовать, разоблачить лживое и злобное «антислово» и как дать подлинную
силу слову. И даже зная, не всегда они находят в себе смелость,
ответственность и упорство, необходимые для решения такого рода задач. И даже
находя, далеко не всегда владеют искусством такого тонкого и действенного
слова.
Одной из важнейших задач воспитания современной функциональной культуры речи
является овладение умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения,
прежде всего применительно к практически непосредственно актуальным сферам и
ситуациям. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут
приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.