Культура речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 16:24, реферат

Описание работы

Культура речи – сравнительно новая дисциплина в области обучения русскому
языку как иностранному.
Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме – в
теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально осмыслил и
развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов. «Риторика»
Кошанского, одного из лицейских наставников А.С. Пушкина, была ограниченной,
но не была бесполезной.

Работа содержит 1 файл

культура речи.docx

— 21.14 Кб (Скачать)

·        Соотношение речь – язык. Это  соотношение самоочевидно:

ведь речь построена  из материала языка и по свойственным ему «правилам». Однако

самоочевидность еще  не означает того, что мы видим и  понимаем все стороны этого

соотношения. Речь построена  из языка, подчинена его законам, но она не равна

языку. В речи языковые единицы получают прибавку, а именно выбор, повторение

размещение, комбинирование  и трансформирование. Это соотношение  важно для

понимания многих свойств  речи, однако прежде всего оно необходимо для понимания

и разъяснения таких  коммуникативных качеств речи, как  правильность,

чистота и разнообразие.

·        Соотношение речь – мышление. Речь и мышление постоянно

связаны и взаимодействуют  в едином процессе речемыслительной деятельности. В

речи мысль выражается, и в речи же она формируется. Это  соотношение помогает

осмысливать такие  коммуникативные качества речи, как  точность и логичность.

·        Соотношение речь – сознание. Мышление, как известно,

входит в сознание, но не равно ему. Сознание шире мышления. Если мышление можно

определить как  процесс отображения действительности в формах понятий, суждений

и умозаключений, то сознание – это процесс отображения  действительности в любых

формах, включая ощущения, представления, эмоциональные, волевые, эстетические

состояния субъекта. Это соотношение помогает понять, что стоит за словами 

выразительность, образность, уместность, действенность, когда эти  слова

применяются для  обозначения коммуникативных качеств  речи.

·        Соотношение речь – действительность. Как правило,

речевые структуры  соотнесены с какими-то предметами, явлениями, событиями

окружающего человека мира: речь оказывается своеобразной знаковой моделью тех

или иных «кусочков» или «узлов» жизни. Наряду с соотношением речь – мышление,

это соотношение  помогает осмыслить такие коммуникативные  качества, как 

точность и логичность.

·        Соотношение речь – человек, её адресат. Автор речи

создает её, как правило, не для себя, а для другого. Помимо автора речь имеет

адресата. Им может  быть один человек или группа людей. Автор обычно

заинтересован в  том, чтобы получатель речь понял, чтобы  она была доступна; в

том же заинтересован  и получатель. В связи с этим может быть осмысленно

коммуникативное качество речи, называемое доступностью.

·        Соотношение речь – условия общения. Под

«условиями общения» следует понимать место, время, жанр и задачи

коммуникативного  процесса. Языковая структура речи должна быть приведена в

соответствие с  условиями общения, и в этом случае речь может быть названа 

уместной[5].

Наверное самым важным качеством речи является - правильность речи – её не

единственное, но главное  коммуникативное качество, потому что прежде всего

правильностью речи обеспечиваются её взаимопонимаемость, её единство. Нет

правильности –  не могут срабатывать другие коммуникативные  качества:

точность, логичность, уместность и т.д. Правильность речи всегда ведет к

соблюдению норм литературного языка, неправильность – к отступлению от них.

Правильность речи – это соответствие её языковой структуры действующим

языковым нормам.

Одни нормы усваиваются  легко и при минимальном участии  школы. Другие –

укрепляются влиянием школы. Третьи – остаются полу освоенными и после

окончания человеком  средней школы. Было бы полезно для  целенаправленного

воздействия на речевую  культуру знать, какие именно знаки  языка имеют норму,

усваиваемую независимо от школы, какие под воздействие школы и какие остаются

не усвоенными и после средней школы.

    

Заключение 

Такова чудодейственная  сила слова. Она особенно важна и  действительна в

сложных коммуникативных  ситуациях. Слово может быть сильнейшим оружием не

только в руках  бессовестных, своекорыстных демагогов. Оно может быть еще

более сильным оружием  в руках борцов. И хотя они и  используют его, но они

далеко не всегда сознают силу слова – как разрушительную, так и

созидательную.

Далеко не всегда они, особенно в сложных коммуникативных  условиях, как можно

нейтрализовать, разоблачить  лживое и злобное «антислово» и как дать подлинную

силу слову. И даже зная, не всегда они находят в  себе смелость,

ответственность и  упорство, необходимые для решения  такого рода задач. И даже

находя, далеко не всегда владеют искусством такого тонкого  и действенного

слова.

Одной из важнейших  задач воспитания современной функциональной культуры речи

является овладение  умениями и навыками анализа сложных  ситуаций общения,

прежде всего применительно к практически непосредственно актуальным сферам и

ситуациям. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут

приобретаться самовоспитанием  в естественной речевой практике.

Информация о работе Культура речи