Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:13, контрольная работа
Выполнение заданий, ответы на вопросы.
Г.П. прошу уточнить
все возможности помещения
Чем объясняется их наличие в итоговой части беседы? Подведение итогов разговора, распределение обязанностей.
Какие глаголы: обсудить, побеседовать, поговорить, обменяться мнениями уместнее использовать в деловой беседе дружеского характера?
Побеседовать, поговорить
17)
Подчеркните слова,
принадлежащие письменной
деловой речи:
Десять, торжественный,
подлежит изъятию, чуть-чуть, домовладелец,
тетрадь, истец, мешанина, инвентаризация,
местожительство, жульничать, текущий
период, нынешний, безотлагательно,
уведомление, в самом деле, нижеизложенный,
немножко, бюрократ.
18)
Подберите к данным
существительным
глаголы, с которыми
они сочетаются
в деловой речи:
Приказ, выговор, служебное письмо, счёт, оклад, порицание, контроль, акт, благодарность, апелляция.
Подсказка: предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить.
Издать приказ,
возложить выговор, направить служебное
письмо, предъявить счёт, устанавливать
оклад, вынести порицание, осуществлять
контроль, составить акт, объявить благодарность,
подать апелляция.
19)
Выпишите слова,
относящиеся к
морской терминологии.
С какой целью
они использованы?
В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.
Изучая море, морское дело и язык моряков, я начал читать лоции – справочные книги для капитанов. В них были собраны все сведения о том или ином море: описание глубин, течений, ветров, берегов, портов, маячных огней, подводных скал, мелей и всего, что необходимо знать для благополучного плавания. Существуют лоции всех морей…
По лоции можно судить, как резко изменились некоторые понятия. Например, о самом жестоком и разрушительном ветре (Чёрного моря. – Авт.) – новороссийском норд-осте (боре) – в лоции говорится так:
«Во время норд-оста берега покрываются густою мрачностью».
Для наших прадедов «мрачность» означала чёрный туман, для нас она – наше душевное состояние.
Вся морская терминология, так же как и разговорный язык моряков, великолепна. Почти о каждом слове можно писать поэмы, начиная от «розы ветров» и кончая «гремящими сороковыми широтами» (это не поэтическая вольность, а наименование этих широт в морских документах).
А какая крылатая романтика живёт во всех этих фрегатах и баркентинах, шхунах и клиперах, вантах и реях, кабестанах и адмиралтейских якорях, «собачьих» вахтах, звоне склянок и лагах, гуле машинных турбин, сиренах, кормовых флагах, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, «приглубых» берегах и «обрубистых» мысах, узлах и кабельтовых – во всём том, что Александр Грин называл «живописным трудом мореплавания». (К.Паустовский)
Лоции, бор, «мрачность», «роза ветров», «гремящие сороковые широты», фрегаты, баркентины, шхуны и клипера, ванты и реи, кабестаны и адмиралтейские якоря, «собачьи» вахты, склянки, лаги, турбины, сирены, кормовые флагах, плавучие маяки, «приглубые» берега и «обрубистые» мысы, узлы и кабельтовые.
Использованы
с целью показать живописный образ
моря, морской стихии и тяжелой трудной
жизни моряков со всей ее романтикой.
20)
В тексте выделите
средства, с помощью
которых достигается
логичность изложения.
Найдите грамматические
формы и синтаксические
конструкции, свойственные
научной речи.
Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.
А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?
Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далёким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И всё это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. (А.А.Леонтьев)
Характерны слова
в прямом и точном значении, слова
с отвлеченным значением (обобщенные
явления). Мысль сформулирована и доказана,
сделано это максимально логично и последовательно.
21) Познакомьтесь с фрагментами деловых писем. Определите вид каждого письма.
1 Некомерческое благодарственное письмо, инициативное, не требующее ответа, адноаспектные:
Уважаемый г.Игнатьев! Мне представилась возможность поблагодарить Вас за согласие помочь нам в проведении ежегодной кампании по сбору средств в пользу организации «Мир вашему дому». Думаю, что вы получите удовлетворение от того, что Ваши усилия пойдут на пользу вышеназванной организации.
Надеюсь вскоре увидеть Вас на одном из наших собраний.
2 Некомерческое,
письмо-подтверждение,
Уважаемый г.Павлов!
Мы будем рады обслужить Вас и Ваших гостей во время ужина в нашем ресторане «Харбин» 30.12.95 г.
Мы приложили
все усилия, чтобы кухня и сервис
оказались сверх Ваших
Благодарим за возможность обслуживать Вас.
3. Некоммерческое,
письмо-сообщение, ответ,
Уважаемый г.Матвеев!
К сожалению, мы вынуждены сообщить Вам, что не сможем сделать пожертвования Вашему фонду. Наша компания делает пожертвования только в крупные многоцелевые компании, как, например, Ассоциация национальных музеев.
Жертвуя средства этим организациям, мы содействуем не одному, а ряду полезных дел, не оказывая никому предпочтения.
Надеемся, что Вы поймёте нашу позицию. Тем не менее мы поддерживаем Ваши цели и изложенный замысел. Желаем Вам успеха в Вашей компании.
4. Коммерческое, письмо-запрос, инициативное письмо, требующее ответа, одноаспектное:
Просим выслать
необходимую нам документацию по
эксплуатации машин последней модели,
закупленных у вас во II квартале
1995 г.
Высылаем запрошенную Вами дополнительную документацию по эксплуатации машин модели УКШ-17.
Получение просим подтвердить.
Приложение: Документация на 15 стр. в 1 экз.
6. Некоммерческое,
письмо-подтверждение, ответ,
Подтверждаем
получение запрошенной нами документации.
Благодарим за быстрое выполнение заказа.
22)
Прочитайте фрагменты
из сатирического
диалога Лукиана
«Зевс трагический».
В каком фрагменте
используется как
аргумент а) ссылка
на авторитет;
б) факты из
жизни и суждения
по их поводу. Укажите
также вопросы
оппонента, уточняющие
точку зрения партнёра
и требующие однозначного
ответа.
Тимокл: Ответь же мне, проклятый: по-твоему, боги не заботятся о нас?
Дамид: Нет.
Тимокл: Как же так? Всё на свете происходит без их заботы?
Дамид: Вот именно.
Тимокл: И попечение над вселенной не находится в руках некоего бога?
Дамид: Не находится.
Тимокл: Значит, всё как бы несётся по какому-то неразумному течению?
Дамид: Да.
Тимокл: О люди, как терпите вы такие слова и не бьёте преступника камнями?
Дамид: Тимокл, почему ты убеждён в божеском попечении о вселенной?
Тимокл: Во-первых, убедил меня в этом порядок явлений: солнце, совершающее всегда один и тот же путь, и луна, возвращающиеся времена года, произрастающие растения и возникающие живые существа. Всё это устроено столь искусно, что может и питаться, и мыслить, и двигаться, и ходить, и быть строителем, сапожником и всем другим; это не кажется тебе делом Промысла?
Тимокл: <…> Я задам вопрос, а ты отвечай мне. Не кажется ли тебе Гомер прекраснейшим поэтом?
Дамид: И даже очень.
Тимокл: Так вот кто убедил меня, говоря о Промысле богов.
Дамид: Да ведь
все с тобой согласятся, удивительный
ты человек, в том, что Гомер
– прекрасный поэт, но ни он, ни другой
какой-либо поэт не является достоверным
свидетелем в таких делах; ведь им важно
сказать не истину, а только очаровать
слушателей, и поют они в мерных стихах
свои мифы только ради наслаждения.
23)
Проанализируйте
фрагменты «Диалога
о театре» между
драматургом В.Розовым
и режиссёром Г.Товстоноговым.
Какая общая цель стоит перед участниками обсуждения? Какую точку зрения отстаивает каждый из них? Какие мысли развивает в первом высказывании Розов, какого типа аргументы он использует в этом высказывании? Сколько этих аргументов приводит он в защиту основного тезиса? В чём суть возражений Товстоногова? Что предшествует возражению? Какой аргумент развивает мысль Товстоногова? С чем затем не согласен Розов, какой аргумент он использует для доказательства своей точки зрения? Найдите слова и предложения, в которых спорящие выражают частичное согласие с позицией оппонента?
Розов: Я уже
давно говорю, что являюсь сторонником
психологического театра. Я считаю,
что театр говорит своим
Товстоногов: У меня есть возражение… Понимаете, я совершенно согласен с вашей посылкой: я тоже за театр глубинного психологического содержания. Но он может быть разным. Вот, скажем, Брехт, который утверждает, что сегодня только мысль может взволновать и что, в конечном счете, она будет действовать на чувство. Изменился, по существу, способ. Художественный театр начала века и «Современник» сегодня – и тот психологический театр, и этот, но средства-то совсем другие, они обновляются.
Розов: Да, здесь я целиком согласен.
Товстоногов: И интеллектуальный театр, он тоже, в конечном счете, эмоциональный, если это хороший интеллектуальный театр. Просто воздействие через голову, а не прямо на сердце, скажем так, если опрощать. <…>